К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Строили мосты между полярными мирами: что делали художники и галеристы в 2023 году

Улица Рождественская в Нижнем Новгороде (Фото DR)
Улица Рождественская в Нижнем Новгороде (Фото DR)
В 2023 году центры современного искусства сместились из Москвы и Санкт-Петербурга в другие российские города и за границу. Forbes Life разбирается, как локомотивом этого тренда стал Нижний Новгород, где для художников устраивают арт-резиденции, и что происходит с российским искусством за рубежом

Нижний Новгород: искусство для города и город для искусства

В конце сентября Нижний Новгород победил в конкурсе на звание культурной столицы 2024 года. До этого он уже снискал целый ряд неофициальных титулов: о городе давно говорят как о столице стрит-арта и медиаискусства. 

Уличное искусство в Нижнем Новгороде достигло пика своего развития в 2013—2014 годы. К этому моменту были созданы образы, которые тиражируются до сих пор. Этот тезис в разговоре с Forbes Lift подтвердил художник, основатель и директор нижегородской студии «Тихая» Артем Филатов. Именно на этом этапе стрит-арт стал ярким и заметным способом привлечения внимания к общественно важной проблеме: стремительному обветшанию исторической деревянной застройки и агрессивным попыткам со стороны девелоперов занять ее место. Яркий пример — здание 1926 года первого деревянного кооператива на улице Нестерова. По итогам общения с жителями, которых неоднократно пытались расселить, художники Стас Добрый и Тимофей Радя создали проект «Кружева памяти». Стены дома украсили изображения кружевных салфеток с цитатами из Блаженного Августина об устройстве человеческой памяти. Во многом благодаря этому дом удалось уберечь от сноса. 

«Подсвечиванием» как хорошо известных, так и незаслуженно забытых городских объектов занимается фестиваль медиаискусства Intervals, который проводится в Нижнем компанией dreamlaser с 2017 года. Масштабные уличные медиаинсталляции, 3D-мэппинги на фасадах зданий, кинетические и интерактивные работы, а также инсталляции внутри памятников архитектуры и современных сооружений каждый раз появляются на новых объектах, привлекая к ним внимание широкой публики. Например, на время фестиваля 2023 года световая инсталляция появилась на башенных кранах строительной площадки нового ледового дворца, а благодаря яркой голографии в здании пустовавшей до этого ярмарочной фильтровальной станции скоро откроется ресторан.

 
Нижегородская Стрелка во время фестиваля Intervals-2023 (Фото DR)

В 2023 году одной из 15 архитектурных локаций фестиваля Intervals стал выставочный пакгауз на Стрелке. Само пространство открылось летом 2022 года, но уже успело принять целый ряд громких выставочных проектов от шедевров русского авангарда из уральских коллекций до первой в стране юбилейной выставки Эрика Булатова (до 21 января 2024 года). Выставочный и концертный пакгаузы, каркасом которых стали ажурные конструкции павильонов Всероссийской выставки 1896 года, которые удалось сохранить, сегодня стали визитной карточкой Стрелки — точки слияния Оки и Волги, которая была и пристанью, и промзоной, но оставалась закрытой для простых горожан почти целый век. После активации территории (это слово организаторы настойчиво противопоставляют благоустройству) это настоящее место силы, позволяющее городу в прямом и переносном смысле взглянуть на себя со стороны. 

По словам заместителя губернатора Нижегородской области Олега Берковича, сегодня культура — ключевой фактор продвижения Нижнего Новгорода. «Успех развития — в комплексе рабочих инструментов. Культура — способ самоактуализации в пространстве. Она формирует интерес как у жителей, так и у внешней аудитории. Но интерес должен опираться на инфраструктуру, на инвестиционный климат», — подчеркивает Беркович в разговоре с Forbes Life.

 

Импульс активности городского руководства в этом направлении придали юбилейные торжества 2021 года, когда Нижний отмечал свое 800-летие. Именно тогда была создана АНО «Центр 800», сначала занимавшийся подготовкой праздника, а сегодня продолжающий работать как проектный офис в сфере культуры, туризма и продвижения региона, напрямую сотрудничая с правительством области, получая от него часть финансирования и привлекая средства из внебюджетных источников.

Пожалуй, формулой успеха Нижнего стало активное взаимодействие всех заинтересованных сторон от музеев и галерей до художников и предпринимателей. «Сейчас мы живем в моменте, когда почти все наши мечты о городе сбылись, —  говорит заведующий Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. Пушкина («Арсенал») Александр Комаров. — Долгое время мы практически в одиночку тянули все эти «мечты», показывая модели и рассказывая, как можно. Но как только появлялась институция, которая закрывала какую-то из наших функций, мы тут же от нее отказывались. Сейчас «Арсенал» уже не выглядит большим китом в пустом море, появилось много разной рыбы, и это чудесно». 

Владикавказ: в тесном контакте с национальными культурами

Филиал Пушкинского музея во Владикавказе, в республике Северная Осетия-Алания — единственный центр современного искусства на Северном Кавказе. Филиал много лет проводит политику взаимодействия с местной культурной средой, проводит политику интеграции современного искусства, взаимодействует с локальными краеведческими музеями, организует проекты, связанные с современной трактовкой северокавказского национального историко-культурного, природного наследия. Филиал уже 15 лет проводит Международный Художественный симпозиум Alanica, во время которого художники живут в маленьких городах и поселках по всей республике и создают новые работы в ситуации погружения в окружающую культурную среду. 

 

Среди планов Северо-Кавказского филиала на 2024 год заявлено продолжение фестиваля современного искусства «Аланика» (куратор: Александр Дашевский) с участниками из Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чечни. Обсуждать практику работы арт-резиденций собираются в рамках Кураторского форума в Санкт-Петербурге, который готовит северо-западный филиал. 

Выставка Люси Вороновой во Владикавказе (Фото DR)

Среди проектов филиала во Владикавказе — выставки в пространстве филиала в историческом центре города и в Национальном музее Республики Северная Осетия-Алания. Филиал активно работает и с местным сообществом, и с коллекционерами, музеями и художниками в России. Так, основанный в 2018 году фонд художницы Люси Вороновой привез во Владикавказ 80 работ радостного периода художницы. Выставка «Люся Воронова: красный — Жизнь, синий — Небо, черный — Вечность», приуроченная к 70-летию художницы прошла в ноябре 2023 года в выставочном зале Национального музея, бывшем пространстве табачной фабрики Багратиона Вахтангова, предпринимателя, отца театрального режиссера Евгения Вахтангова.

Фонд поддержки искусства Люси Вороновой — некоммерческая организация, созданная сыном художницы, бизнесменом Георгием Вороновым, в 2018 году. Как рассказал Георгий Воронов в разговоре с Forbes Life, задача фонда очевидна — пропагандировать творчество художницы, взаимодействовать с коллекционерами, организовывать выставки. Проект во Владикавказе — первый выставочный проект фонда. Следом за выставкой фонд выпустил каталог с работами нового, радостного периода Люси Вороновой, где представил восемь коллекционеров, большинство из которых лишь недавно стали собирать произведения художницы. Почти все работы на выставке предоставлены частными коллекционерами.Среди коллекционеров — ученый, этномолог Антон Козлов, который назвал обнаруженную на севере Индии бабочку в честь Люси Вороновой, Rugigegat Lucyvoronovae. Бабочку нашли и описали российские ученые Роман Яковлев и Антон Козлов. 

В планах фонда Люси Вороновой показать выставку в Москве, в пространстве Cube и в Музее декоративного искусства. 

От Апатитов до Перми: арт-резиденции и культурное освоение регионов

На поддержке и продвижении региональных проектов сосредоточил свою деятельность в 2023 году Фонд Cosmoscow. Победителями ежегодных программ «Арсенал» стали представители Нижнего (Артем Филатов — «Художник года») Новгорода, Перми (Музей PERMM) и Уфы (музей ZAMAN). После того как Музей PERMM осенью 2023 года переехал в новое пространство, Фонд Cosmoscow выделил 1,8 млн рублей на закупку новых произведений в его коллекцию, которая пополнится 23 работами современных художниц. 

 
Елена Слобцева, Steel Life (Фонд Cosmoscow)

Важный тренд уходящего года — активное развитие арт-резиденций как формата поддержки молодых художников. В Нижнем Новгороде сейчас подводят итоги первого сезона программы, в которой приняли участие Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина («Арсенал»), галереи 9Б и FUTURO, студия «Тихая». Все они предоставили временные возможности для работы 26 художников, которые создали за время программы 100 новых произведений. В следующем году художественные резиденции собираются дополнить композиторскими и кураторскими. 

В Перми Фонд MaxArt собирает заявки на участие в 3-м сезоне арт-резиденции «Сфера» для современных художников. Победители получат возможность двухмесячного проживания и работы в резиденции, а также грант в размере 60 000 рублей на реализацию своего проекта. 

Художников со всей России продолжает принимать резиденция Центра современного искусства «Сияние» в Апатитах, основанного в 2020 году телеведущим и коллекционером Андреем Малаховым. Под конец года центр организовал одноименный арт-каток в парке за гостиницей-санаторием «Изовела», на стенах которого экспонируется часть работ из собрания Малахова. 

Евгений Музалевский. «Хорошо, что позади вас не ночной Минск». Коллекция Андрея Малахова

На Урале, за Байкалом, на Балтике: художники и арт-дилеры едут по стране

В 2023 году Московский музей современного искусства запустил Междисциплинарный фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае. Благодаря музею ленд-арт-парк, созданный художником Даши Намдаковым, пополнился объектами Ивана Плюща, Ирины Кориной и Александра Повзнера. Ожидается, что в будущем фестиваль «Тужи Арт» станет ежегодным, а для художников собираются создать арт-резиденцию.

 

Осваивать арт-рынок Урала начал в 2023 году аукционный дом «Литфонд», торги которого до этого проходили только в Москве и Санкт-Петербурге. Пилотный аукцион, приуроченный к 300-летию Екатеринбурга, прошел в середине декабря.

Активную деятельность ведет региональная сеть ГМИИ имени. А. С. Пушкина. Помимо Северо-Казказского и Нижегородского филиала активно работает филиал в Калиниграде. В Балтийском филиале Пушкинского музея с 20 декабря работает посвященная миру снов выставка «Ложное пробуждение» с работами Таус Махачевой, Лор Пруво и Дерека Креклера, а также местных авторов. 

Третий сезон освященного разрушающимся памятникам зодчества проекта «Архитектурный перископ», которым занимается социальная сеть «Одноклассники» при поддержке фонда «Внимание», включил в себя семь новых объектов из самых разных уголков страны. Проект расширился,  охватив не только центральную часть России и Урал, но и Сибирь. Теперь на интерактивной карте пользователям доступны аудиогиды по таким точкам, как пассаж Фирсова в Бийске, водонапорная башня Лунева в Томске, дача Рассушина в Иркутской области.

За пределами России: Париж, Лондон и Китай

В 2023 году отдельные российские галереи участвовали в международных ярмарках. В июне в ярмарке BAD в Бордо участвовали галерея Anna Nova и галерея Myth. Anna Nova показывала работы Анны Андржиевской, которая в 2022 году эмигрировала в Барселону. Стенд галереи превратился в фантастический салон красоты, где вымышленные персонажи художницы могли менять свою внешность. Были проданы несколько работ художницы, например, «Соната» за €4 000 и «Огненный шар» за €4 300.

 

В ярмарке Istanbul Contemporary участвовали Systema Gallery и Omelchenko gallery. В ноябре на шанхайской ART021 Россию представляла PA Gallery c соло-проектом Анны Казьминой «Искусство абиогенеза», получив приз за лучшую концепцию стенда. По словам галеристок Нади Аванесовой и Елены Паршиной, в Шанхае чувствуется интерес к российскому современному искусству.

На ярмарке SWAB в Барселоне галерея Anna Nova показывала проект Sonrisa, из которого посетители купили несколько небольших работ по €1 500 евро каждая. В 2024 году Anna Nova планирует участие в других европейских ярмарках, например, в Hybrid Art Fair в Мадриде. 

Дима Филиппов, «Без названия» из серии «Край» (АРТ4)

Основатель московского музея АРТ4 Игорь Маркин и художница Лиза Бобкова в январе 2024 года откроют собственную галерею в Лондоне. Первая выставка в новом пространстве на Кромвель-плейс будет посвящена работам Димы Филиппова, которые весь 2023 год успешно продавались на российских ярмарках от Cosmoscow до «Тупика». В марте в галерее будут показывать произведения Лизы Бобковой. По словам Маркина, галерея также планирует принять участие в двух-трех европейских ярмарках.

Летом в Риге открыл галерею арт-дилер, куратор и коллекционер Максим Боксер, создатель проекта «Шар и Крест». Первая выставка была посвящена творчеству Ивана Лунгина, который преимущественно живет в Париже. До конца января 2024 года в Maxim Boxer Gallery можно увидеть совместный проект Натальи Пивко и Дениса Прасолова «Пир во время чумы».

 

Галерея Iragui готовит проект в Париже. Подготовкой к тому, чтобы обосноваться во французской столице стала проходившая в октябре 2023 года на площадке парижской Galerie l'Aléatoire выставка работ Марии Арендт и Катрин Шаррер. По мнению Екатерины Ираги рынок современного российского искусства как был, так и остался нишевым. Есть три типа коллекционеров, которые покупают российское современное искусство: те, кто увлечены историей России, для кого искусство — возможность понять современную Россию. Те, кто собирают восточно-европейское искусство. Те, кто жили в России и эмоционально связаны со страной. Екатерина Ираги отмечает: дружба с коллекционерами не закончилась. Но большие западные институции представлять современное российское искусство в настоящее время не готовы.

«Выходит, что сейчас галерист — тот человек, который может выстраивать мосты между полярными мирами», — говорит Екатерина Ираги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+