«Веселый Базель»: о чем говорили и что продавали на Неделе искусства в Майами
Помимо статусной ярмарки Art Basel, в Майами и окрестностях в первую неделю декабря работает с десяток других ярмарок, открываются выставки в музеях, устанавливают out door объекты — все это называется Неделей искусства. Все события, связанные с искусством в Майами, неизменно преподносятся как праздник жизни.
Ярмарки этого года объединяли три темы: экология, гендерное равенство в искусстве и кураторство в эпоху цифровых технологий. Тему конфликтов и войн, из-за которых многие коллекционеры с Ближнего Востока не смогли приехать в Майами в этом году, игнорировали всеми способами. За неполную арт-неделю, по приблизительным подсчетам, прошло более 580 вечеринок — от максимально закрытых, таких, что устраивали White Cube и Farfetch х Dolce & Gabbana, до pool parties у бассейна по предварительной регистрации.
Ситуацию на арт-рынке 2023 года в целом характеризует одно слово — «поправка». После большого числа громких продаж, выставок-блокбастеров и рекордных цен на аукционах в 2022 году многие эксперты полагали, что 2023 год станет годом относительного сокращения расходов. Многие задавались вопросом: возникнет ли «новая норма» в арт-индустрии? И как в эту норму впишется Майами со своими праздниками, кричащими произведениями и страстью к миллионным продажам. Прежде всего Miami Art Basel и Неделя искусства должны были сохранить интерес профессионалов к событиям в городе. И им это удалось.
Miami Art Basel в 2023 году привлекла 79 000 посетителей и собрала 277 галерей из 33 стран, причем 25 галерей участвовали впервые. Отчеты ярмарки сообщали о возрождении энтузиазма посетителей, активном возвращении коллекционеров в павильоны. «Качество и уровень работ на ярмарке в этом году были экстраординарными. Они вызвали исключительный отклик у местных и международных коллекционеров, — рассказывал Винченцо де Беллис, директор ярмарок и выставочных площадок Art Basel. — Энергия в Майами-Бич на этой неделе била ключом».
Сохранить атмосферу праздника
Одной из первой открывающих арт-неделю ярмарок стала NADA (New Art Dealers). Поскольку она расположена на некотором отдалении от Майами-Бич, многие коллекционеры приехали и сразу сделали свой выбор. Галеристы NADA говорили, что основные продажи произошли в первый же день. По мнению критиков, из-за этого другие ярмарки остались без должного внимания коллекционеров.
Главная ярмарка сезона — Miami Art Basel — в этом году собрала свой зал славы. На превью пришли Шакира, Виктория Бэкхем, Джаред Лето, Серена Уильямс. Увлечение звезд искусством укрепляет авторитет Miami Art Basel как must see зрелища и влияет на поток посетителей в обычные дни работы выставки.
«Продажи на стенде были высокими с момента открытия ярмарки, что сигнализирует об оптимистическом сдвиге на рынке, который, казалось бы, слегка заснул, так и в экономике в этом году, — говорила Фионна Флаэрти, партнер галереи Lehmann Maupin. — Мы заключали сделки как с частными покупателями, так и с институциями». Галерея продала две работы Тереситы Фернандес. Одну — за $500 000–600 000 коллекционеру из Майами, другую — за $375 000 коллекционерам из Европы. Среди других продаж, объявленных галереей, — работы Ли Буль за $250 000–300 000 и две работы Дэвида Салля по $250 000 каждая.
В 2022 году эксперты отмечали бум недвижимости в Майами и усилившееся внимание к художественной сцене города. Среди различных инициатив и программ, принятых в городе: открытие художественной выставки «Создавая Майами», которая проходила в четырех галереях, соединенных Садом скульптур, в дизайнерском районе с 6 по 26 декабря. На выставке представлены работы художников Дэниел Аршам и Кристина Лей Родригес, которые жили и работали в городе с 1996 по 2012 год.
«Майами — увлекательный рынок, — говорит Джефф Лоусон, основатель ярмарки Untitled, которая с 2012 года идет во время Недели искусств в Майами. — Это единственный рынок в мире, который поддерживает экосистему такого типа». Здесь все больше внимания уделяют изучению и поддержке южноамериканской культуры. «Здесь живет много великих художников, которые вернулись сюда, возвращаются к своим корням и выставляются в Майами и по всему миру. Мы работаем над тем, чтобы художники были представлены в нашей коллекции», — говорит Алекс Гартенфельд, куратор ICA Miami. Лоусон замечает, что в Майами за искусством приезжают коллекционеры со всего мира: «Мы видим, как из года в год растет число тех, кто покупает работы местных художников».
Однако, несмотря на громкие заявления и отчеты о продажах, исследования о состоянии арт-рынка в 2023 году показывают, что большая часть покупок сделана в верхнем сегменте аукционного рынка, а не на ярмарках. Среди семизначных продаж на ней — Spinello Projects. Компания продала свой стенд с работами Эсаи Альфредо за первые полтора часа превью. Одну из работ Эсаи Альфредо купила ICA Miami. Музей также купил картину Алисии Адамерович в галерее Майкла Кона.
В разделе «Меридианы» были представлены масштабные проекты, посвященные теме экологии. Проект курировала критик Магали Арриола из Мехико. Одна из ярких работ — серия Ignea мексиканского художника Габриэля де ла Мора из андезита, вулканической породы из Южной Америки, и обсидиана, черного камня, найденного в Мексике. Сочетание материалов дает отсылку к мезоамериканской культуре. Другой обсуждаемой работой раздела стала «Виолончелист» (2023) художника из Майами Реджинальда О’Нила. Монументальная репродукция фарфоровой статуэтки джазового виолончелиста была выставлена в затемненном пространстве лицом к стене.
Опыт Майами подтвердил: фаворитами рынка по-прежнему остаются фигуративная и абстрактная живопись. Самая дорогая работа, проданная в этом году на ярмарке, — картина Филиппа Гастона «Художник ночью» (1979). Она ушла со стенда Hauser & Wirth, по информации галереи, за $20 млн. Среди других заявленных топ-продаж Hauser & Wirth: «Улыбающийся аристократ» Джорджа Кондо (2023) за $2,35 млн, «Сделано в Мексике» Генри Тейлора (2016) за $1 млн, «Красота перемен (Счастливый человек)» Эми Шеральд (2023) за $850 000, «Числа и деревья» Чарльза Гейнса, «Аризона, серия 1, Дерево № 5, Гром» (2023) за $795 000, картина Бога Рашида Джонсона «Новый день» (2023) за $750 000, «Мечты Тренчтауна» Гэри Симмонса (2023) за $375 000, «Вакханалия» Флоры Юхнович (2023) за $402 000.
«Для нас Art Basel Miami Beach стал подтверждением силы и устойчивости американского арт-рынка. Мы продали большую часть работ в первый день. Подобный энтузиазм и вовлеченность, на мой взгляд, — показатели того, что американская художественная сцена по-прежнему динамично развивается и современное искусство останется приоритетом», — рассказал Марк Пайо, президент Hauser & Wirth.
Ларри Гагосян, крупнейший мировой арт-дилер, сообщил, что продал 60 работ на сумму более $35 млн, включая крупную картину Герхарда Рихтера 1982 года, эстимейт которой составлял $12,5 млн. Другой крупный игрок рынка, галерея David Zwirner, сообщила о продажах на $20 млн. Среди крупнейших сделок: «Школьники» Марлен Дюма (1986–1987) за $9 млн. Картина Ноя Дэвиса продана за $1,6 млн. Картина Элизабет Пейтон — за $1,3 млн. Недавняя работа Порши Звавахеры — за $400 000. Недавняя работа Барбары Крюгер — за $350 000. Новая картина Оскара Мурильо — за $350 000.
Разговоры о цене «Школьников» (1986–1987) Дюма, которая стала новым рекордом цены на работу художницы, ходили несколько дней. Предыдущий был установлен в 2008 году, когда работа Дюма ушла за $6,3 млн. По данным базы Artnet, «Школьники» вернулись на рынок после того, как картина была продана за $1,8 млн на аукционе Christie’s в Лондоне в 2011 году. Тогда с работой расстался Музей Гауда в Нидерландах, чтобы собрать деньги для фонда музея.
Поскольку неясно, за сколько именно Гагосян продал произведение Рихтера, это означает, что «Школьники» Дюма, скорее всего, стали третьей самой дорогой работой на ярмарке. Выставленная за $45 млн картина Фрэнка Стеллы на стенде Yares Art осталась непроданной.
Вернуть коллекционеров в залы
Хотя продажи декабря 2023 года не были такими высокими, как в конце 2021 года и первой половине 2022 года, Неделя искусства в Майами показала, что число коллекционеров и зрителей современного искусства растет. Ярмарка Art Basel в Майами, известная среди профессионалов под ником «Веселый Базель», притягивает людей разных вкусов и разного достатка.
К моменту завершения Недели искусства вышел традиционный годовой отчет о состоянии рынка коллекционирования, подготовленный UBS и Art Basel на основе изучения 11 национальных рынков и опроса 2828 коллекционеров. Согласно отчету, 37% покупают искусство для души и только 28% для инвестирования. Часто покупают искусство для укрепления социальных связей, то есть в подарок (14%). Чаще всего коллекционеры приобретают живопись (58%) и работы на бумаге (13%).
Коллекционеры поколения X приняли вызов более молодого поколения Z. И если верхняя планка покупок миллениалов в 2023 году составляла $108 000, то для более старшего поколения — $145 000. Зато чем моложе покупатели, тем больше внимания они обращают на диджитал-арт, видеоинсталляции, скульптуру, не отказывая во внимании и гравюре, и другим работам на бумаге. Чем старше покупатели, тем они консервативнее.
Значительно упала доля тех, кто готов покупать произведения за $1 млн и выше. Если в 2021 году таких коллекционеров было 12%, то в 2022-м — всего 4%. Первая половина 2023 года внушила оптимизм — число миллионеров-покупателей на рынке выросло до 9%, но так и не достигло прежних рекордных высот. Подтверждение тому — покупки на Miami Art Basel.
Доля произведений искусства в инвестиционных портфелях упала с 24% в 2022 году до 19% в 2023-м, что указывает на то, что богатые охладели к нему и стали осторожнее относиться к инвестициям. В среднем богатые коллекционеры в 2023 году посетили 32 мероприятия, связанные с искусством, что на 9% меньше, чем до пандемии. Вернуть коллекционеров в залы галерей и аукционов, ярмарочные павильоны — первоочередная задача таких событий, как Неделя искусства в Майами. И город-курорт и его «Веселый Базель», похоже, с ней успешно справляются.