Новый шелковый путь: как аэропорт Дубая стал самым загруженным авиаузлом мира
История развития Дубая в качестве авиационного хаба — очередное доказательство одного из фундаментальных принципов деятельности шейха Мохаммеда: «Конкуренция — ключ к успеху». Следование этому правилу во многом обеспечило стране ее процветающее положение.
Международный аэропорт Дубая открылся в 1959 году. Его построили по проекту бюро из Сингапура, с финансированием в рамках государственно-частного партнерства с отсрочкой платежей. Когда в 1965 году шейх Мохаммед принял проект, он имел асфальтированную взлетно-посадочную полосу длиной 1800 метров, куда могло приземляться лишь небольшое количество самолетов определенного типа. Но первый шаг был сделан, аэропорт мало-помалу расширялся, постепенно превратившись в крупный дозаправочный пункт между Востоком и Западом.
С момента основания аэропорт придерживался политики «открытого неба», прямо противоположной принципам работы других региональных аэропортов, защищенных национальными нормами, регулирующими конкуренцию. Фактически в защиту этой дубайской модели была запущена авиакомпания Emirates.
К декабрю 2014 года Международный аэропорт Дубая вытеснил лондонский Хитроу, став самым загруженным аэропортом в мире по объему международных пассажирских перевозок. По данным Международного совета аэропортов, через дубайский аэропорт в 2014 году прошли 68,9 миллиона пассажиров, тогда как в Хитроу их число составило 67,8 миллиона. В 2016 году в Дубае их было уже 83,6 миллиона — таким образом, прирост с момент открытия аэропорта в 1960-х составил в среднем 15% в год. В итоге в 2018 году аэропорт Дубая принял более 89 миллионов человек. Эти показатели позволили эмирату в течение пяти лет подряд сохранять за собой звание самого загруженного в мире авиаузла для международных путешествий.
Сам по себе аэропорт был важным компонентом, обеспечившим Дубаю положение мирового авиационного центра. Другим таким компонентом стала компания Emirates. В 1980-е годы главной авиакомпанией, обслуживавшей рейсы из ОАЭ, была Gulf Air с головным офисом в Абу-Даби. Решение о запуске новой компании в регионе кому-то могло показаться нецелесообразным. Шейх Мохаммед по этому поводу рассказывает такую историю, произошедшую в 1985 году.
Компания Gulf Air, принадлежавшая четырем государствам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), использовала аэропорт Дубая в качестве хаба и, ограничивая конкуренцию, в своих коммерческих интересах стремилась положить конец политике «открытого неба».
«Желая защитить свою долю рынка, — рассказывает шейх, — они дали нам на выполнение своих требований срок в несколько недель. Они требовали особого отношения и ясно дали понять, что в противном случае Gulf Air сократит объем перевозок в Дубае. Теперь, оглядываясь назад, совершенно ясно, что именно эта угроза стала предвестником конца Gulf Air и настоящим, хоть и незаметным на первый взгляд, благословением для Дубая».
В ответ на требования Абу-Даби шейх Мохаммед не колебался ни минуты: «Мы отказали им по одной простой причине: мы считаем, что для нашей страны гораздо полезнее конкуренция, чем протекционизм. Вот почему мы арендовали у Пакистана два самолета и создали авиакомпанию, которую назвали Emirates».
Кроме того, шейх выделил новой компании 10 миллионов долларов США на аренду флота из «Боингов-737» и учредил небольшую команду, поручив ей разработать план и корпоративную стратегию. В результате в октябре 1985 года в Пакистане приземлился первый рейс авиакомпании Emirates. Затем случилось самое любопытное: консультанты, разработавшие начальную стратегию запуска компании, также стали советовать шейху отказаться от политики «открытого неба», чтобы обеспечить рост новой компании. Но шейх Мохаммед пойти на это не согласился.
К 2017 году у Emirates был флот из 255 судов и штат из 61 200 сотрудников. Это был самый большой флот из «Боингов-777», а в планах был заказ еще 262 самолетов общей стоимостью 120 миллиардов долларов. В 2016 году самолеты компании облетели земной шар 20 561 раз. Компания выполняла рейсы по 155 направлениям, в 83 страны мира, перевозя 55 миллионов пассажиров на более 860 000 пассажирских рейсов.
В июле 2018 года посол ОАЭ в Пакистане чествовал пилота первого рейса авиакомпании Emirates — отставного капитана Фазала Гани Миана, который 25 октября 1985 года возглавил первый рейс авиакомпании из Дубая в Карачи. Капитан Миан вспоминает: «Я приехал в Дубай 1 октября 1985 года и встретился с шейхом Ахмедом бин Саидом Аль Мактумом, управляющим директором авиакомпании Emirates Морисом Фланаганом и их командами. Мы обсудили предстоящие задачи и планируемые действия». 18 октября группа из 100 пилотов, летных и авиационных инженеров, обслуживающего персонала и других членов экипажа прибыла в Дубай. «Среди прочего мне было поручено обучить пилотов из ОАЭ. Они прошли подготовку в Дубае и получили права на осуществление коммерческих рейсов в Управлении гражданской авиации Пакистана».
В 2016 году компания Emirates была названа самым дорогостоящим брэндом среди авиакомпаний: согласно отчету Brand Finance Global 500, ее стоимость оценивалась в 7,7 миллиардов долларов США.
Успех авиакомпании был столь феноменальным, что конкурентам оставалось строить самые разные предположения о его причинах. Кто-то заявлял о принадлежности компании дубайскому правительству и, как следствие, преференциях с его стороны. «Любой, в чьих руках авиакомпания, законодательные нормы и аэропорт, может сколотить состояние», — заметил генеральный директор Qantas Джофф Диксон. Разумеется, к Дубаю это не относилось. Руководство Emirates открыто опровергало подобные инсинуации. Их бухгалтерские книги прошли проверку международной компанией PricewaterhouseCoopers, которая подтвердила, что причина успеха Emirates в ее бизнес-модели, а не особом отношении правительства.
Emirates подчиняется тем же нормам, что и все прочие компании Дубая. Международный аэропорт эмирата открыт круглосуточно, тогда как многие другие узловые аэропорты работают только в светлое время суток. Компания не платит корпоративный налог и может пользоваться дешевой квалифицированной рабочей силой всего региона, а значит, ее расходы на работников составляют меньшую долю от общего бюджета по сравнению с другими крупными мировыми авиакомпаниями.
Благодаря принятой в Дубае политике «открытого неба» в его международном аэропорту на равных условиях работают более 100 авиакомпаний. В 2012 году компания Qantas признала, что Emirates — это профессионально управляемая авиакомпания, работающая в хороших условиях, опираясь на амбициозную стратегию. Не ограничившись признанием этих фактов, Qantas заключила с Emirates глобальное авиационное партнерство. Как верно говорят, подражание и сотрудничество — самая искренняя форма лести.
Как и другие крупнейшие проекты и инициативы Дубая, деятельность Emirates вдохновила многие региональные авиалинии — от Дохи до Абу-Даби, от Стамбула до Аддис-Абебы.
Успех компании привел к формированию множества не менее успешных второстепенных предприятий: крупнейшего в мире магазина дьюти-фри, глобальной компании по организации питания на рейсах и в аэропортах, а также регионального грузового узла.
Для обслуживания собственных предприятий и планомерного роста Дубаю просто необходимо было создать компанию с не менее быстрыми темпами развития. Так появилась Дубайская национальная ассоциация воздушного транспорта (ДНАВТ). Основанная в 1959 году для организации питания на борту, со временем она стала осуществлять и наземное обслуживание в 76 аэропортах, оказывать услуги по обработке грузов в 45 аэропортах и общественного питания в 61 аэропорту, получив за свою деятельность множество международных наград. Компания росла органически и за счет глобальных приобретений, а в феврале 2018 года стала соучредителем Ассоциации авиационного кейтеринга, которая базируется в Брюсселе.
Дубаю также удалось создать впечатляющий по своим масштабам розничный магазин беспошлинной торговли — Dubai Duty Free, получивший всемирную известность благодаря розыгрышам ро- скошных автомобилей и миллионных вознаграждений. Официальное открытие Dubai Duty Free состоялось в 1983 году. Управление несколькими магазинами было поручено ирландской компании Aer Rianta. По окончании контракта руководство Дубая предложило их генеральному директору остаться на своем посту. В 1984 году объем продаж Dubai Duty Free за первый год составил 20 миллионов долларов. С тех пор компания превратилась в одного из крупнейших в мире операторов розничной торговли для путешественников с оборотом продаж в 2,015 миллиарда долларов в 2018 году. В ней работали более 6100 сотрудников 47 национальностей, в том числе 25 из 100 сотрудников, принятых на службу еще в 1983 году. Наконец, благодаря лотерее «Миллионер тысячелетия», запущенной в 1999 году, сотни посетителей аэропорта стали миллионерами.
Впрочем, гораздо важнее для центра логистики и торговли, которым является Дубай, оказалось решение правительства 1996 года об организации в аэропорту свободной зоны для оптимизации воздушной грузовой торговли для более чем 220 пунктов назначения на шести континентах. В 2012 году журнал fDi, выпускающийся редакцией Financial Times, признал ее лучшей аэропортовой свободной зоной в мире.
Основываясь на успехах в области авиации, шейх Мохаммед в дополнение к дальнемагистральным возможностям Emirates учредил авиакомпанию ближнемагистральных перевозок Flydubai. Несколько членов руководства Emirates перешли в Flydubai, чтобы создать ее с нуля. Теперь благодаря дальним и ближним рейсам Дубай прочно утвердился в качестве бесспорного регионального центра торговли. Запущенная в 2008 году Flydubai к 2016 году уже выполняла 1700 рейсов в неделю по 90 направлениям.
Любой авиационный узел вполне мог бы удовлетвориться этими результатами, но только не Дубай и не CEO-шейх. В 2013 году открылся Международный аэропорт Аль Мактум, поставивший перед собой цель обслуживать более 150 миллионов пассажиров в год. Для того чтобы этот аэропорт «расправил крылья», сегодня в Дубае строится новый район под названием Dubai South. Именно здесь Дубай получил право на проведение Expo 2020.