Все однозначно сильно устали: как изменилось наше отношение к жизни в 2023 году
Мы стали чаще думать о себе и меньше гнаться за успехом
Мы все давно находимся в турбулентном состоянии. Нельзя сказать, что большинство людей уже не хотят куда-то бежать и что-то менять, но все однозначно сильно устали. Когда человек находится в состоянии продолжительного стресса, он испытывает огромную усталость. Конечно, психика все равно ищет какие-то выходы — самые разные. Кто-то замечательно адаптируется к новым условиям, и ему гораздо легче переживать состояние усталости. Кто-то совсем не может это вынести и постепенно разрушается. Одни люди затаиваются и пережидают, другие — очень активно ищут выход. Невозможно найти универсальную реакцию, которая свойственна всем в состоянии стресса. Но мы определенно можем видеть, что стрессовая ситуация затягивается — причем для всех. И психика неизбежно к ней адаптируется, но всегда этот период привыкания и настройки зависит от того, насколько она в принципе гибкая и лабильная. Скорее всего, те люди, которые до сих пор не смогли адаптироваться, уже вряд ли окончательно привыкнут к этому состоянию стресса.
Одна из главных тенденций сейчас — чаще думать о себе, обращать внимание на свое собственное состояние. Мы можем прийти к выводу, что эти последние годы — очень сложные во всем мире, и они усилили то, что давно назревало. Человек бился за свою карьеру, его жизнь очень сильно держалась на идеальной картинке мира, общества и отсутствия темы смерти, которая за каждым из нас стоит. А когда мы столкнулись с пандемией, гибелью близких, изоляцией, новыми вызовами для психики, очень многие поняли, что жизнь в офисе — довольно бессмысленная и к ней возвращаться не хочется. Это мировая тенденция, а не только российская.
То, что в России произошло дальше, еще больше подорвало красивую картинку, демонстрирующую, что достаточно просто ходить на работу и платить ипотеку, и все в жизни будет хорошо. Раньше было важно просто быть в матрице. События последних двух лет — очень сильный удар по матрице. Сейчас люди наконец-то просыпаются. И это хорошо. Они начинают думать о том, зачем пришли в этот мир, чем хотят заниматься, в чем их призвание. Они не просто включаются в матрицу и соревнуются с кем-то, потому что так принято.
Тенденция бежать за успехом — по-прежнему крайне сильна во многих странах мира. Посмотрите, что происходит в ведущих бизнес-школах по всему миру. Там жители таких стран, как Индия или Китай, очень активны. Сейчас для них крайне важно включаться в матрицу. Но европейцы, и россияне в том числе, сейчас пересматривают свои ценности. И это вовсе не обязательно эгоцентрическое обращение к себе, оно может быть вполне альтруистическим. Человек думает о том, что важно не просто построить карьеру, а понять, как устроен мир в целом и как можно на него повлиять.
Где искать чувство безопасности
Первый вопрос, на который нужно ответить, чтобы вначале разобраться с самим собой: «Что такое страдание? Как устроено мое собственное страдание?». Люди столкнулись с пандемией, с многочисленными войнами по всему миру, и сейчас становится понятно, что мы никогда не сможем спрятаться от страдания, а значит, нужно становиться более сознательными.
Сейчас каждый человек постепенно понимает, что безопасность — это иллюзия. В мире никогда не было ни одного места, где мы однозначно находились бы в безопасности. Это была наша фантазия, что мы живем без войны и каких-либо других трагических событий. Мы создали эту иллюзию вокруг себя, но сейчас понимаем, что безопасности никогда и не было. Ее в принципе невозможно найти где-то снаружи. Мы можем найти безопасность только внутри себя.
Мы совершенно точно знаем, что рано или поздно умрем. Как говорил Михаил Булгаков, умрем неожиданно, в любой момент. Мы это хорошо понимаем и, соответственно, от этого не защищены. Это как раз тот факт, с которого начинается психологическое развитие, или путь Будды. У Будды перед глазами была прекрасная картинка жизни. Он мог бы унаследовать престол, быть царем и ни о чем не задумываться. Но как только Будда увидел смерть, его картинка безопасности разрушилась. Он понял, что нет никакого смысла в том, чтобы быть царем. Вместо этого нужно идти искать истину.
Важно понимать, что в такие моменты разрушается именно не сама безопасность, а ее иллюзия. Каждый раз, когда в мире происходят трагические события, эта картинка пошатывается. Над человечеством постоянно висит угроза ядерной войны, и это делает очевидным то, что мир не является стабильным и безопасным местом. И каждый кризис — хрущевский, кубинский, украинский — лишь напоминает людям о том, насколько мир хрупкий. И хотя это крайне сложный процесс для человека, но именно так он становится осознаннее.
Мы сейчас должны осознать, что наши проблемы, наши страдания не уникальны. Примерно одни и те же эмоции проживают миллионы людей, сталкиваясь с одинаковыми событиями. У нас общее страдание, у которого общая природа. И как только люди понимают это, они начинают идти по пути самопознания, разбираться, как устроена психика и как устроен этот мир. Постепенно они начинают находить ответы на свои вопросы, и им становится легче, потому что осознают, что не проходят этот путь в одиночестве. Нас много на этом пути.
Универсальный способ справиться со страданием — это как раз осознать его универсальность. Поначалу человеку свойственно думать, что это с ним что-то не так. Именно он переживает все эти проблемы, мучается, тяжело переносит удары, борется. Ему кажется, что с миром что-то не так, потому что он преподносит все эти страдания и боль. Но понимание, что это универсальные проблемы, дает возможность осознать, что очень многие люди сейчас проходят один и тот же путь. Поэтому в такие моменты в жизни крайне важно говорить с близкими, узнавать, через что они проходят, спрашивать, какие эмоции они испытывают.
В когнитивно-поведенческой терапии есть такой термин — «рутер». Это человек, идущий путь. И на самом деле абсолютно все мы — рутеры, потому что пытаемся пройти один и тот же путь, чтобы понять и принять этот мир. Кто-то прошел дальше, кто-то только вступил на него, и поэтому важно общаться, делиться своим опытом.
Почему важны любовь и принятие
Каждый раз, когда мы сталкиваемся с очередной травматичной новость, мы переживаем это совсем не просто. Мы испытываем гамму чувств, которые постоянно меняются, сильно реагируют на потрясения. И хотя это тяжело, нужно понимать, что в такие моменты наша душа не закрывается, а раскрывается.
Любое страдание, особенно если оно массовое, вызывает очень много сочувствия. Мы раскрываем эмпатию и понимаем, что многие люди в мире сейчас не находятся в безопасности, они не защищены от проблем. Постепенно мы перестаем делить окружающих на своих и чужих. Генетика подсказывает нам, что все люди произошли от одного и того же племени, что мы все неразрывно связаны. Мы испытываем боль за то, что происходит с миром, и чувствуем, что все являемся частью одной биосферы. Человек сочувствует сразу всем и одновременно с этим принимает свою ответственность за происходящие события. Мы хотим, с одной стороны, справиться психологически для самих себя, но с другой стороны — помочь другим.
Такие процессы в мире не новые. И человечество всегда находило решение через любовь, принятие, поддержку и осознанность. Практически каждому человеку нужна помощь или хотя бы простая забота. Не нужно никого спасать, но важно постараться успокоить и помочь справиться с тревогой. Человек должен обладать такой способностью — сохранять спокойствие даже в самой тяжелой ситуации.
Сейчас становятся актуальными работы таких психологов-классиков, как Виктор Франкл, который доходчиво объяснял, как выживать в концентрационном лагере. Эта возможность выжить напрямую зависит от того, насколько вы помогаете другим и испытываете чувство небезразличия. Удары судьбы всегда позволяют обрести гораздо больший смысл в жизни, который связан с пониманием нашей собственной целостности не как отдельного существа, чужого в этом мире, а как человека, связанного с миром. Пока что мы по-прежнему видим очень много равнодушия, мы скатываемся в безразличие, хотя должны стремиться к избыточному участию.
Как травмирующие события влияют на наше восприятие мира
Все процессы и события, происходящие сейчас на планете, демонстрируют, насколько человек остается неосознанным и как он до сих руководствуется довольно первобытными инстинктами. С таким же шоком сталкивались люди в XIX и XX веках. Они думали, что живут в культурном обществе, а оно на самом деле невероятно архаическое.
И каждый раз это осознание кажется нам открытием, хотя на самом деле мы лишь получаем подтверждение, что человечество постоянно сталкивается с одними и теми же процессами. Человек и общество в целом остаются неосознанными. И ответ, как с этим бороться, — очевиден. Нужно начать с себя.
Единственный правильный путь лечения — это личная трансформация. Осознанность каждого отдельного человека может привести к тому, что он будет лучше отдавать себе отчет в своих действиях, перестанет со всеми сражаться и бороться, прекратит проецировать свои проблемы и травмы на других. Человек может научиться задвигать свои интересы, чтобы заботиться о ближнем или даже постороннем. Сейчас мы хотим отрицать страдания, закрывать глаза на боль и потрясения, но на самом деле нужно открыться, чтобы пережить все эти эмоции вместе с другими людьми.
Безусловно, открыть свое сердце страданиям — это крайне сложный процесс, потому что тяжелые события могут повлечь за собой тревогу. Людям свойственно стремиться контролировать все процессы. Как будто бы если мы читаем новости, то влияем на ситуацию, можем что-то предусмотреть и сделать. Как только человек начинает терять эту иллюзию контроля, он испытывает тревогу, которая заставляет его бежать от ситуации, совершать хаотичные действия. Не нужно пытаться убежать, нужно принять ситуацию.
Человек должен проживать процессы здесь и сейчас, понимая, что планировать что-либо почти бессмысленно. Если говорить о бизнесе и экономике, то в крупных компаниях сейчас постепенно приходят к выводу, что долговременное планирование — самообман, который почти никогда ничем не заканчивается. Разумеется, есть смысл что-либо планировать в разрезе, например, двух недель. Это оправданно. Но многолетнее планирование — это зачастую просто утопия. Людям нравится фантазировать, что жизнь сложится именно так, как они хотят. И сейчас мы сталкиваемся с тем, что планы рушатся, и единственное хорошее, однозначно присутствующее в жизни, — это настоящее.
Постоянные тревоги о прошлом и будущем мешают нам жизнь настоящим. Они уводят нас в мир фантазий, заковывают в жесткую матрицу, не позволяют увидеть те чудесные события, которые происходят прямо сейчас. Когда мы сталкиваемся со смертью или другими ужасными потрясениями, мы вдруг замечаем снег, небо, любимого человека рядом. Мы понимаем, что вокруг полно чудес, которые нужно бесконечно ценить, потому что важно жить настоящим.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.