К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года

Спектакль «Мизантроп и я», РАМТ (Фото DR)
Спектакль «Мизантроп и я», РАМТ (Фото DR)
2023 год — нестабильный для драматического театра. В афишах теперь огромное количество новых имен и неизвестных авторов, потому что большинство крупных мастеров покинули Россию. Но и оставшимся режиссерам удается поставить на сцене что-то интересное и необычное, на что стоит пойти. Forbes Life выбрал лучшие зимние премьеры в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге больше не ставят звезды мировой режиссуры. На гастроли не приезжают европейские и американские труппы первой величины. Однако театры в этом сезоне собирают полные залы, цены на билеты растут, а публика активно их покупает. Неискушенные зрители радуются и хлопают буквально всему, искушенные тоскуют по прежним временам и ждут чуда. Чуда пока не случилось, но театр по-прежнему живой.

«Маскарад с закрытыми глазами», МХТ им. Чехова, Москва

«Маскарад с закрытыми глазами», МХТ им. Чехова, Москва

У режиссера Петра Шерешевского молодой Звездич шлет Нине эсэмэски и гуглит цену браслета в интернете. Вместо бала — погружение в сексуальный морок в стиле «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика. Игорь Верник в роли лермонтоведа Евгения Арбенина под прикрытием современных нравов и с дымкой цинизма прячет несовременную любовь. Шерешевский решает поменять финал: «страшный муж» не кладет Нине яд в мороженое «Коровка из «Кореневки». Этот «Маскарад» — история о страхе больших чувств в большом городе и об отсутствии навыка к громадным переживаниям, которые легко могут закончиться преступлением и строчкой в криминальной хронике.

 «Космос», МХТ им. Чехова, Москва
Александра Торгушникова

 «Космос», МХТ им. Чехова, Москва

Евгения Добровольская, одна из лучших драматических актрис страны, добавила горечи истории Алексея Житковского про женщину и ее мечты. Ее героиня, учительница английского языка из татарского города Бугульмы, встречается в мечтах то с молодым Микки Рурком, то с прославленным одноклассником, ставшим космонавтом, героем России. Мужчины из мечты обещают другую, счастливую, жизнь, но растворяются в эфире и остается реальность — муж на кладбище, сын и одиночество. С этим спектаклем Евгения Добровольская взяла приз «За лучшую женскую роль» на премии «Звезда театрала».

«Лес», Театр им. Маяковского, Москва
Пелагия Тихонова·Агентство «Москва»

«Лес», Театр им. Маяковского, Москва

Сюрприз в этом сезоне приготовил режиссер Егор Перегудов. Он поставил «Лес» Островского на воде — буквально разлил озеро на сцене Театра им. Маяковского. Оно живое, переливается, покрывается пузырями, у него есть течение (красоту навели сценограф Владимир Арефьев и художник по свету Андрей Абрамов). По озеру плавают бревна, на них сидят актеры — герои пьесы Островского. Они ходят по щиколотку в воде, падают в воду, обрызгивая первый ряд. В озере удят рыбу, охлаждают бутылки, варят уху, выкатывают на него гимнастический снаряд и даже душевую.

Егор Перегудов удивляет не в первый раз. В РАМТе  в спектакле «Сны моего отца» он катал зрителей на карусели, «Месяц в деревне» актеры МХТ играли под дождем, а действие «Опасных связей» в Мастерской Фоменко разворачивается посреди еды, внутри фламандского натюрморта.

«Мизантроп и я», РАМТ, Москва

«Мизантроп и я», РАМТ, Москва

Одна из удач сезона — спектакль режиссера Екатерины Половцевой в традициях Дмитрия Крымова. Сумасшедшая современная история о том, как актеры РАМТа снимаются в фильме по пьесе Мольера. Участники — влюбленный мизантроп по имени Макс, две капризные звезды Денис и Мария, гример Мамуля, агент Жанна, артист Даня и его коронная сцена неудачных проб.

Вышло очень смешно, страшно, чувственно и  красиво (художник — Эмиль Капелюш). В роли честного Макса-Альцеста — один из самых романтичных актеров Максим Керин. Все ходят в джинсах, говорят текстами Мольера, нежность любовных сцен сменяет смех за кулисами, сцены красоты французских фильмов про королей обрываются драмой на площадке.

«Бременские музыканты», Театр им. Моссовета, Москва

«Бременские музыканты», Театр им. Моссовета, Москва

Постановка Евгения Марчелли — это хит и праздник, где звучат любимые несколькими поколениями песни Гладкова, Ливанова и Энтина в лучшем исполнении. Роскоши добавят костюмы Евгении Панфиловой. Осел, Кот, Пес и Петух — молодежь театра. Екатерина  Гусева в роли Атаманши, Валерий Яременко — Гениальный Сыщик. На серенаде Трубадура зал включает фонарики. Уже вторая история за сезон, когда зрители в театре ведут себя как на концертах эстрадных звезд. Новую моды задал мюзикл «Маяковский» в Ленкоме, где зал подпевал треку Басты. «Бременские» — тоже концерт, где поют драматические актеры.

«Обыкновенное чудо», Театр им. Вахтангова, Москва

«Обыкновенное чудо», Театр им. Вахтангова, Москва

Еще одно волшебство под Новый год — сценическая версия пьесы Евгения Шварца с музыкой Геннадия Гладкова и стихами Юлия Кима из одноименного фильма Марка Захарова. В роли Принцессы и Медведя две восходящих звезды театра — Полина Рафеева и Эюб Фараджев, известные по спектаклю Светланы Земляковой «Генерал и его семья».

Режиссер Иван Поповски и художник Мария Трегубова придумали два спектакля в одном. Первый акт —разноцветный, веселый, для детей, со всякими безобидными выходками, где герои сказки Волшебника живут внутри коробки из-под мороженого. Во втором акте цвет уходит, приходит озноб и страх. Начинается спектакль для взрослых, грустный и очень красивый, где герои сказки мало отличаются от зрителей. Принцесса должна умереть от любви, а Волшебник пережить жену и затосковать навеки. Ивану Поповски удалось собрать всю земную грусть и вместе с чудесами сценографии Марии Трегубовой оставить одно из самых удивительных  впечатлений в конце театрального года.

«Боркман», Александринский театр, Санкт-Петербург

«Боркман», Александринский театр, Санкт-Петербург

На Новой сцене Александринского театр режиссер Андрей Калинин выпустил спектакль «Боркман» по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Йун Габриэль Боркман». История банкира-растратчика Боркмана, отсидевшего в тюрьме и теперь проводящего дни в норвежской глуши, где всегда темно и идет снег, его жены фру Гунхильд, мечтающей об отмщении за загубленную жизнь, ее бездетной сестры-близнеца фрекен Эллы, сражающейся за то, чтобы забрать себе взрослого сына Гунхильд, который мечтает убраться подальше из этой «пещеры горного короля», читается как современная.

Впрочем, режиссеру Андрею Калинину, который также выступил в качестве сценографа и автора сценария «Боркмана» этого недостаточно, и он всячески взбадривает и пришпоривает ибсеновский текст. Главный персонаж в истории Калинина выглядит как тролль, а дом Боркманов — как заколдованное место, куда можно войти, но выйти оттуда непросто. Вставные номера и репризы дают эффект кабаре. В спектакле есть даже танец в стиле бурлеска. Излюбленный тезис Ибсена «у порочных отцов больные, слабые и обреченные дети», «подправлен» режиссером. У сына Боркмана все-таки хватает сил, чтобы не просто уйти, а уйти громко, исполнив на прощание своеобразный dance macabre.

«Ау», БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург

«Ау», БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург

На Малой сцене БДТ режиссер Яна Тумина поставила действие со сложносочиненным подзаголовком «инклюзивный спектакль-лаборатория». Наряду с актерами драматического и кукольного театров на сцену выходят непрофессионалы, молодые люди с расстройством аутистического спектра.

«Ау» — пронзительный, но очень добрый и нежный спектакль о том, что любому в этом мире трудно обрести свой голос, а особенно трудно прорваться сквозь внутреннюю клетку, «подать» голос, просто набраться смелости издать звук.

Персонажи истории, придуманной Туминой, — люди-птицы, запертые в клетки. Считается, что птицы на драматической сцене — символические образы или незамысловатые персонажи спектаклей для самых маленьких. Но в истории театра есть великая комедия Аристофана «Птицы» о созданном между небом и землей идеальном городе птиц с лирико-фантастической атмосферой и темой вызова богам, то есть устоявшийся стереотип, где драматург соединил разных по природе персонажей — птиц, людей и богов. Тумина выстраивает на сцене сложную и динамичную полифонию, в которой возникает чистая искренность. В общем, если хочется увидеть и услышать, как душа поет, это правильное место.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+