К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На территории искусства: как российские классические музыканты работают за границей

Анна Нетребко (Фото DPA / TASS)
Анна Нетребко (Фото DPA / TASS)
7 декабря Анна Нетребко открывает сезон в итальянском театре Ла Скала, а 11 декабря пианист Евгений Кисин выйдет на театральную сцену в Лондоне, чтобы исполнить роль в антифашистском спектакле. О новых проектах, новых партиях и новых ролях российских музыкантов за границей рассказывает музыкальный критик Марина Гайкович
Михаил Плетнев
ТАСС

Михаил Плетнев

В конце октября в Швейцарии дебютировал Рахманиновский международный оркестр. Художественный руководитель этого проекта Михаил Плетнев выступил как солист, в два вечера исполнив все пять фортепианных концертов композитора, чье имя носит коллектив. Дирижировал Кент Нагано, летавший на репетиции в паузы между премьерными спектаклями «Саломеи» в Гамбургской опере (режиссер спектакля — Дмитрий Черняков).

Плетнев — экс-руководитель Российского национального оркестра, уехал из страны в период пандемии, встречался с коллективом только на зарубежных гастролях.  C конца 1990-х Плетнев живет в своем доме в Швейцарии, а с началом «спецоперации»* стало ясно, что артист вряд ли вернется в ближайшее время. Министерство культуры было вынуждено расторгнуть с маэстро контракт — и это один из самых драматичных моментов в истории российского музыкального искусства, учитывая, что Плетнев был не просто руководителем РНО, а его создателем.

В 1990-е коллектив существовал на деньги меценатов (в основном иностранных). В 2000-е, когда спонсорский поток иссяк, оркестр был вынужден искать покровительство государства и получил его. Рахманиновский оркестр существует по той же схеме, что и РНО — на частные деньги. Его менеджер Сергей Марков в свое время был директором российского оркестра. Творческий же принцип иной: коллектив строится по фестивальному типу, то есть участники собираются заново для каждого проекта. Гуманистический посыл проекта заключается в том, что на территории музыки встречаются оркестранты Западной и Восточной Европы.

Анна Нетребко
Annette Riedl·picture alliance via Getty Images

Анна Нетребко

7 декабря миланский Ла Скала даст старт оперному сезону в Италии. Традиционно на спектакль собирается итальянская элита, включая президента страны, вечер открывается исполнением гимна. Главный спектакль сезона играют именно в этот день. 10 лет назад это была «Травиата» в постановке Дмитрия Чернякова. В этом году— политический блокбастер Джузеппе Верди «Дон Карлос», где Елизавету Валуа поет Анна Нетребко.

Ла Скала — единственный из театров первой лиги, не закрывший двери перед россиянкой. Бойкотировавшие примадонну сцены спустя полтора года после начала «спецоперации» осторожно предлагают некогда желанной певице ангажементы. Нетребко, пожалуй, единственная артистка, которую бойкотировали сразу две стороны: Европа и США —  за нерешительность в осуждении действий российских властей, а Россия за то, что Анна все же выступила с заявлением.

Нью-Йорк, Париж, Вена, Берлин, Москва, родной Петербург— все сцены в одночасье оказались закрыты. Не были приняты во внимание ни гражданство (австрийское), ни творческие заслуги: самая титулованная певица мира оказалась в изоляции. В то время как в Метрополитен-опера и других оперных домах ее заменяли на российских певиц совсем другого ранга, Нетребко пришлось практически с нуля выстраивать новый концертный график.

Минувшей осенью Анна выступила в нескольких спектаклях Берлинской и Венской государственных опер, билеты на эти представления смели молниеносно. Это не помешало другой части публики встать перед театрами с протестными плакатами. Пока артистка выходит из этого противостояния победительницей. Перед талантом падают любые занавесы, другие срывают адвокаты: артистка выиграла суд с Метрополитен-опера, и теперь театр должен выплатить ей компенсацию за отмену спектаклей.

Евгений Кисин
Сцена из спектакля «Адресат выбыл». Фото DR

Евгений Кисин

Для нескольких поколений советских слушателей Евгений Кисин — мальчик в пионерском галстуке за роялем Большого зала консерватории. 12-летний музыкант создал трепетную интерпретацию двух концертов Шопена. В 1991 году, закончив Гнесинку, уже двадцатилетним Кисин вместе с семьей и педагогом Анной Кантор уехал за границу. Он легко преодолел образ чудо-ребенка, став одним из самых успешных пианистов мира.

11 декабря в Лондоне композитор Евгений Кисин сыграет в драматическом спектакле «Адресат выбыл». Дебют Кисина на театральной сцене состоялся в этом году на музыкальном фестивале в Вербье в спектакле по рассказу американской писательницы Кэтрин Кресмен Тейлор «Адресат выбыл».Текст основан на переписке двух старых друзей, оказавшихся в 1933 году по разные стороны океана и, как следствие, в разных системах политических координат (США и Германия).

«История дружбы еврея и немца, медленно и мучительно разрушаемая адской нацистской пропагандистской машиной, становится разделительной чертой двух конкурирующих миров. Мир свободы, с одной стороны, сталкивается с бездной тоталитарного мира, с другой, несясь к неизбежной трагедии», — пишет о спектакле лондонский рецензент. Письма читают знаменитый баритон Томас Хэмптон (еврей Мартин Шульзе) и Евгений Кисин (немец Макс Эйзенштейн), эпизодические женские роли играет жена Кисина Карина Арзуманова. Идея худрука музыкального фестиваля в Вербье Мартина Энгстрема оказалась столь продуктивной, что спектакль периодически иcполняется в разных городах Европы.

Диана Скавронская
DR

Диана Скавронская

Молодое сопрано Диана Скавронская несколько лет живет в Сан-Франциско, где основала свой Оперный клуб. В рамках этого просветительского проекта проходят вечера, где не только звучат фрагменты из опер в исполнении знаменитых артистов, но и рассказывают об этих сочинениях, их историях и художественных достоинствах.

«Мне невероятно повезло, что я имею возможность петь с солистами миланского театра Ла Скала, Метрополитен-опера и лондонского Королевского оперного театра. Для участия в моих концертах прилетают удивительные музыканты», — рассказала Скавронская Forbes Life. Диана Скавронская — ученица Галины Писаренко в Московской консерватории и Маквалы Касрашвили в Оперном центре Галины Вишневской, развивает сольную карьеру в США.

21  октября 2023 года Диана Скавронская участвовала в концерте в Карнеги Холл в Нью Йорке в честь 150-летия Сергея Рахманинова, который организовал дирижер Константин Орбелян при поддержке The Сultural Exchange Foundation.

20 января 2024 года планируется сольный концерт Скавронской в зале Татеучи в Маунтин-Вью (Калифорния). Кроме того, певица задумала осуществить проект на стыке музыки и искусства, он называется Diana Montara Ocean и пройдет в будущем году при содействии Фонда искусств Святого Иосифа. Летом в серии спектаклей «Богема» Диана Скавронская исполнит партию Мими.

Скавронская говорит, что ее поразило, как много талантливых певцов работают в районе залива Сан-Франциско и вокруг него. Так она решила открыть Оперный клуб. «Я хотела сделать это для того, чтобы и исполнители, и зрители имели возможность погрузиться в это искусство», — рассказывает Диана. Ближайшее «заседание» Клуба намечено на 17 декабря, вечер будет посвящен Пуччини, прозвучат арии и ансамбли из его знаменитых опер, в том числе из «Богемы».

Помимо Оперного клуба, певица также организует мастер-классы программы «Опера для молодых» в музыкальной академии Gradus Ad Parnassum и проведение мастер-классов со студентами в «Академии музыки и танца Векслера» в Калифорнии.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+