Директор Большого театра Владимир Урин уходит по собственному желанию: что случилось
15 ноября газета «Известия» и телеграм-канал Mash сообщили, что дирижера Валерия Гергиева назначат директором Большого театра, а управление двумя театрами, Мариинским и Большим, объединят в единую дирекцию. Это очередная (с 1995 года) попытка Валерия Гергиева возглавить Большой театр.
Объявления о назначении Валерия Гергиева ждут на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который проходит до 18 ноября. Сообщение о том, что дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев возглавит Большой театр, появилось накануне открытия форума.
До начала «спецоперации»* Валерий Гергиев много лет входил в число самых востребованных дирижеров мира. С 1988 года он отвечает за музыкальную политику Мариинского театра, а с 1996 года осуществляет художественное и административное руководство. Сегодня театр работает на пяти площадках: на исторической сцене, на новой сцене (так называемая «Мариинский-2», открытая в 2013 году), на площадке концертного зала в Санкт-Петербурге, на Приморской сцене во Владивостоке и сцене во Владикавказе. Однако с 1995 года, впервые озвучив этот вопрос на встрече с премьер-министром Виктором Черномырдиным, Валерий Гергиев предпринимает попытки занять кресло директора Большого театра, но руководство Большого театра, пользуясь близостью к власти, к Кремлю, их пресекало.
В 2013 году Гергиев выступил с инициативой объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств и на их основе создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте. Тогда эта идея была отвергнута министром культуры Владимиром Мединским, и Владимир Путин не стал вмешиваться.
Однако 25 марта 2022 года Путин в ходе видеовстречи с лауреатами премий президента для молодых деятелей культуры и премий президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества предложил Валерию Гергиеву подумать о воссоздании общей дирекции Большого и Мариинского театров. По этому вопросу, как рассказывал Гергиев, он вел активные консультации в Министерстве культуры.
Но сейчас речи о том, что такая структура воссоздается, не идет: об этом рассказал на Санкт-Петербургском международном культурном форуме бывший министр культуры, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Источники «Известий» сообщают, что Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, чей контракт действует до 2027 года, напишет заявление по собственному желанию и на его позицию назначат Валерия Гергиева. Оба театра, Большой и Мариинский, отказываются комментировать ситуацию.
Источники Forbes Life в Мариинском театре сообщили, что решение было принято в начале нового театрального сезона в сентябре 2023 года, когда стало ясно, что никто из руководителей культурных институций, подписавших письмо против «спецоперации», не сохранит свой пост до конца 2023 года. Урин был среди подписантов письма.
Однако Валерий Гергиев не единственный претендент на должность руководителя Большого театра. О своем желании возглавить театр заявляли и бывший премьер балета Большого, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, и прима-балерина Большого театра, бывший депутат Госдумы Светлана Захарова (с ее действиями связано увольнение директора Большого театра Анатолия Иксанова в 2013 году), и Владимир Кехман.
Ныне директор Санкт-Петербургского культурного форума, руководитель МХАТа им. Горького и Михайловского театра в Москве, до недавнего времени возглавлявший Новосибирский оперный театр Владимир Кехман предпринял попытку занять кресло в Большом еще в 2011 году. Тогда в результате интриги из Большого театра в Михайловский со скандалом ушли молодые звезды — артисты балета Наталья Осипова и Иван Васильев.
Источники в ближайшем окружение Кехмана сообщили Forbes Life, что должность в Большом Кехману обещана. Именно он озвучил первым идею воссоздания дирекции императорских театров. В интервью Forbes Life в 2021 году он говорил: «Я все делаю, как Теляковский (последний директор Императорских театров. — Forbes Life). У меня даже кличка такая в театральных кругах. Я за эффективность творческого процесса, за государственный подход. Объединение выгодно для государства».
Однако и Гергиев, и Кехман как управленцы значительно проигрывают менеджеру Владимиру Урину. Стиль руководства Гергиева эксперты «Коммерсанта» характеризуют так: «За десятилетия своего правления Валерий Гергиев — главный дирижер, художественный руководитель и генеральный директор театра (сочетание, которого сегодня больше нигде на свете в руководстве оперных домов класса «А» не встретишь) — выстроил механизм управления таким образом, что ни одно мельчайшее его колесико не может повернуться без верховного разрешения».
Это привело к хаотичному управлению всеми площадками. Реконструкция исторической сцены Мариинского театра так и не началась, а творческих успехов незаметно: судя по статистике, количество номинаций Мариинского театра на национальную театральную премию «Золотая маска» свелось к единицам. В то время как Большой театр — стабильная институция с четким репертуарным планированием, исправно приносящая «Золотые маски».
Владимир Кехман знаменит своими генеральными ремонтами и реконструкциями театров, однако МХАТ им. Горького так и не возродился как ведущий драматический театр страны. О качестве спектаклей в Михайловском театре сложно говорить — в последние годы театр не приглашает критиков на свои премьеры. Новосибирская опера переживает не лучшие времена. О том, как он видит свою роль в Большом театре, Владимир Кехман Forbes Life не ответил.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.