Проблемы с поставками и рост цен: как сегодня работают «русские» магазины за границей
Со времени начала «спецоперации»* было зафиксировано множество случаев, когда проявления российской культуры вызывали острое неприятие за границей: отмены концертов и выступлений деятелей культуры и искусства, бойкот спортивных мероприятий с участием отечественных спортсменов, примеры конфискации имущества у россиян. Во многих странах бойкоту подверглись и российские продукты.
Например, сразу же после начала «спецоперации» магазины российской сети дискаунтеров Mere (в России бренд известен как «Светофор») закрылись в Испании (их было восемь) и Великобритании (один магазин), а осенью 2022 года о сворачивании работы также сообщил недавно открывшийся магазин той же сети в окрестностях Брюсселя. Как отмечают журналисты издания The Brussels Times, причиной закрытия стали не только перебои с поставкой товаров из России, но и давление местных жителей. При этом сейчас сеть представлена в Германии, Румынии, Литве и Польше.
Одновременно с крупными сетями во многих городах Западной Европы открыты так называемые русские магазины, где выходцы из России могут купить привычные продукты. Гречка, тушенка, консервированные овощи, «Дюшес» и жареные семечки подсолнечника — здесь можно найти товары, которые не продаются в европейских супермаркетах. Однако этим ассортимент не ограничивается — обычно на тех же полках выставлены и продукты из Белоруссии, Украины, Польши, Армении, Азербайджана и других стран бывшего постсоветского пространства.
Многие из владельцев этих магазинов начинали свое дело задолго до осложнения геополитической обстановки между Россией и странами Европы и США. Например, Оксана Жук, живущая в городе с большим числом русскоговорящих жителей Санни-Айлс-Бич во Флориде, создала бизнес около 20 лет назад.
Все началось с открытия оптовой базы товаров из стран Балтии, но потом возникла идея продавать их в розницу. Проект удалось реализовать в 2016 году — именно тогда Оксана открыла первый небольшой магазин European Delights, который постепенно вырос до более крупного.
В том же 2016 году онлайн-магазин с продукцией из России и постсоветских стран Babushkadeli.uk запустила Светлана, но на другом конце Атлантического океана — в городе Мэнсфилд в Великобритании. До этого у нее был еще один магазин, который предпринимательница открыла в 2006 году. Тогда, по ее воспоминаниям, выбор был сильно ограничен: «Если говорить про гречку, то было только один-два вида, а теперь их семь-восемь. Пельменей было два-три вида, а теперь очень много и все разные, есть даже хинкали и манты».
В середине 2010-х открыл интернет-магазин с товарами из Восточной Европы Russische-Feinkost.eu и переехавший в 90-е годы из Новосибирской области в Германию Сергей Стрельников. Но первые шаги в бизнесе, как и большинство собеседников Forbes Life, он также начал еще в начале 2000-х годов. Тогда Сергей открыл несколько магазинов с российскими товарами, но «это было сложно, поскольку всегда требуются большие инвестиции, необходимо развиваться в крупных городах», поэтому в итоге предприниматель предпочел перенести бизнес в интернет.
Истории открытия магазинов с российскими товарами в Европе и США во многом похожи друг на друга: переезд за границу в 90-х, чувство ностальгии по некоторым привычным продуктам, открытие бизнеса в начале 2000-х годов и создание собственного сайта или странички в соцсетях после 2010 года. Сегодня геополитическая ситуация кардинальным образом изменилась. Forbes Life поговорил с владельцами магазинов, чтобы выяснить, какое влияние масштабные межгосударственные процессы оказывают на бизнес конкретных людей.
Бойкот или гречка
С началом «спецоперации» многие украинские и западные активисты, политики, бизнесмены выступили за отказ от потребления российских товаров: при этом речь идет не только о нефти, газе, угле и других природных ископаемых, но и продуктах питания. В частности, ряд штатов США, такие как Вирджиния, Айова, Орегон и Северная Каролина, призвали местные магазины и покупателей не покупать произведенную в Россию водку и другие алкогольные напитки.
Без давления не обошлось и в случае опрошенных Forbes Life владельцев «русских» магазинов за пределами страны: многие столкнулись со скоординированным бойкотом со стороны местных жителей и давлением властей. «Когда я открыл свой магазин в 2007 году, то это была радость, приезжали послы, в том числе из Беларуси и Украины, но как только началась «спецоперация», то первое, что я почувствовал, — это уход украинских клиентов. Они потребовали переименовать магазин, иначе они скажут другим украинцам не приходить. Характер переименовать магазин не позволил, так что я потерял около половины клиентов», — комментирует ситуацию владелец бернского магазина Russian Shop Александр фон Кэнель, открывший его в 2007 году «из-за ностальгии». Причем, по мнению Александра, ситуация за полтора года конфликта так и не изменилась.
Сергей Стрельников, переехавший из Новосибирской области в Германию в 13 лет и сегодня владеющий онлайн-магазином товаров из Восточной Европы Russische-Feinkost, рассказал, что после февраля 2022 года получил волну сообщений с угрозами и требованиями прекратить продавать продукты из России. Кроме того, в его случае интерес к деятельности магазина проявили не только местные жители, но и власти — к Сергею приходили местные таможенники, чтобы проверять, не нарушает ли предприниматель санкционных запретов. Появились сложности с кредитованием бизнеса: по словам Сергея, банки открыто говорят, что не готовы выдавать выгодные займы бизнесу, который завозит товары из России.
Украиноговорящие местные жители отказались посещать расположенный в Афинах магазин Tsar Market, правда, в этом случае бойкот носил временный характер. «Вначале не приходили многие украинцы. Если вы с ними разговариваете на русском, то для них это было проблемой. Сейчас стало спокойнее, хотя многие продолжают приходить и задавать вопросы на украинском, а мы им отвечаем на русском, но они снова на украинском», — рассказывает владелица магазина Ирина. При этом она подчеркивает, что она и продавцы родом из Молдовы, поэтому к ним «вряд ли могут быть какие-то претензии».
Одновременно Йозеф Шох, владелец двух магазинов с российскими продуктами в Мюнхене, рассказывает о полном отсутствии каких-либо инцидентов с местными жителями. По его мнению, он, наоборот, стал свидетелем солидарности местных жителей, которые за многие годы привыкли к продуктам из России.
За последние полтора года в магазине в Лионе с инцидентом столкнулись лишь однажды: в первые дни после начала конфликта вошедший посетитель, узнав, откуда родом покупательница, пожелал ей и всем остальным россиянам «сдохнуть». Но после разговора с владельцем магазина, который стал свидетелем агрессии, инициатор конфликта принес женщине извинения.
«Между русскоязычными здесь ничего такого нет. Во время войны армяне и азербайджанцы могли не только приходить сюда за покупками, но и даже работали вместе», — рассказывает Марат, владелец двух супермаркетов в Лионе, «Березка» и Les Délices De La Caspienne, которые он открыл более десяти лет назад.
Несмотря на разницу в отношении местного населения, об экономических трудностях говорят все опрошенные Forbes Life.
Проблемы с доставкой
9 апреля 2022 года в рамках пятого пакета европейских санкций грузовики с российскими и белорусскими номерами перестали пропускать на территорию единой Европы, что сразу сказалось на импорте продуктов из России. Так, по словам Марата, с февраля 2022 года начались задержки в доставке продукции в три-четыре месяца.
Как объяснил журналисту Forbes Life Сергей Стрельников, выход из ситуации нашелся. Чтобы обойти ограничения, грузовики из России разгружают в Белоруссии, а потом на европейских машинах товары везут в ЕС. Но эти дополнительные логистические сложности сильно сказываются на ценах и на времени доставки, поэтому многим оптовым компаниям проще отказаться от импорта российской продукции.
Однако на этом проблемы с провозом российских продуктов за границу не заканчиваются: владелица магазина Babushkadeli.uk Светлана обращает внимание, что доставка продукции из России и Белоруссии в Великобританию осложняется еще и высокими налогами — 25 марта 2022 года правительство Великобритании ввело дополнительный налог в размере 35% на всю продукцию из России и Белоруссии, постепенно расширяя категорию товаров, подпадающих под эту ставку.
В связи с этим стало заметно исчезновение некоторых товаров, которые ранее заказывали владельцы европейских магазинов. Например, Александр фон Кэнель рассказал, что пропал зефир «Шармэль». Этот десерт пользовался популярностью у его клиентов в Швейцарии, но его «сейчас не заказать». Хотя, по словам Марата, в его двух лионских магазинах практически ничего не пропало — максимум 5% от ввозимой раньше продукции.
«Начало полномасштабного конфликта фактически на покупателях не сказалось. Было небольшое напряжение на рынке весной 2022 года, когда активно менялась и удлинялась логистика. Из многих тысяч наименований товаров перестали поступать лишь немногие виды риса и других каш и круп. Остальные продукты питания всех категорий продолжают доходить до полок магазинов», — рассказывает Андрей Вергазов, представляющий магазин Rasputin в Лос-Анджелесе. По его словам, их магазин остается «бизнес-ориентиром для других владельцев иммигрантских минимаркетов» в Калифорнии. Ситуацию с кратковременной пропажей в США отдельных видов российских круп, в том числе риса, подтверждает и Оксана Жук из Майами.
В целом, как объясняют владельцы магазинов, в новых реалиях им остается только адаптироваться: заменять пропавшие товары аналогами из других стран или вообще отказываться от этих позиций.
При этом многие товары, которые имеют названия на русском языке, на самом деле произведены в Европе. По словам собеседников Forbes Life, это объясняется тем, что продукты, оказавшиеся на прилавках их магазинов, были закуплены не напрямую у российских предприятий, а у поставщиков-оптовиков, преимущественно расположенных в Германии и странах Балтии. К таким организациям, например, относятся Ulan GmbH, Siberia Group и SLCO. Они не только покупают продукцию из России, но и самостоятельно производят некоторые товары, в том числе те, которые сложно доставить из-за особенностей условий хранений (пельмени, мороженое и т. д.), а также мясные изделия, бакалею, консервы.
Создание собственных торговых марок и выпуск продукции в Европе позволяет предприятиям избежать проблем с оплатой продукции (система денежных переводов SWIFT заблокирована в России), с волатильностью российской валюты, сэкономить на таможенных пошлинах.
Экономические сложности
Также все магазины столкнулись с повышением уровня цен. В 2022 году инфляция в еврозоне достигла 9,2%, что в три раза больше, чем годом ранее. На сентябрь 2023 года она сократилась до 4,3%, но для продуктовых товаров остается на уровне 8,8%. «Главная проблема, что все подорожало. Например, электричество подорожало почти в семь раз. Из-за этого люди покупают меньше, но это везде и во всех магазинах. Раньше на €100 можно было заполнить целую тележку, а сейчас просто корзинку в супермаркете», — рассказывает Марат, владелец лионских магазинов.
Из-за того, что продукты из России проходят длинный путь, чтобы оказаться на европейских прилавках, цены на них часто выше, чем на товары местных брендов. И многие русскоязычные жители предпочитают закупаться в локальных супермаркетах.
«С финансовой точки зрения обычные магазины выгоднее, чем «русские». Во-первых, наценка на продукты в «русских» магазинах огромна. Кроме того, определенный процент товаров можно найти и в обычных продуктовых. Гречка, молочка, сода — все продается в супермаркетах. Остальным продуктам можно найти аналоги или научиться делать самому, если позволяют жилищные условия. В конце концов продукты длительного хранения можно отправлять посылками», — делится мнением Анастасия, студентка из России, которая учится в Лионе. Собеседница подчеркивает, что большие местные супермаркеты еще и регулярно проводят распродажи, чего не происходит в магазинах с товарами из России, поскольку в основном там представлена продукция с длительным сроком хранения.
О дороговизне магазинов с товарами из стран СНГ рассказывает получивший в Испании статус беженца Артем Михеев. По его словам, в Валенсии, где он сейчас живет, четыре «русских» магазина: «Березка», «Сказка» , «Балтика» и «Сам Смак». По его наблюдениям, из-за высоких цен поколение 20-35 лет в них практически не ходит.
«Там можно купить то, чего нет в испанских супермаркетах, то есть пельмени, селедку, гречку, вареники, глазированные сырки. Но в «русских» магазинах высокие цены. Глазированный сырок стоит около €1-1,5, гречка от €3,5, пельмени от €7. Все остальное можно найти в испанских магазинах. Например, ингредиенты для салата оливье можно купить в супермаркете Mercadona (крупнейшая сеть в Испании. — Forbes Life), при желании и пельмени можно самому слепить, купив все в испанском магазине», — делится Артем.
Однако, несмотря на экономические и логистические сложности, отдельные случаи бойкота и отток покупателей, владельцы торговых точек, ответившие на вопросы Forbes Life, намерены продолжать работу. Свою позицию объясняет владелец магазина Russian Shop из Швейцарии Александр фон Кэнель: «Нет, я не такой человек, я еще и не то проходил, хотя, конечно, многие сдались и позакрывали магазины. Убытки есть, даже есть чувство, что государство немного поддавливает, но я не собираюсь бросать».
Андрей Вергазов из Калифорнии обращает внимание и на экономический рост: «Сейчас очевидна новая волна русскоязычной эмиграции, и это, несомненно, все больше поднимает рынок эмигрантских продуктов. Все больше людей в США стали покупать русские продукты питания через Amazon и в онлайн-магазинах. Фактически это рост в сотни раз за последние пять лет».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.