К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Год рождения»: как режиссер Михаил Местецкий отрицает реальность и законы физики

Кадр из фильма «Год рождения»
Кадр из фильма «Год рождения»
9 ноября состоялась зрительская премьера картины «Год рождения». Это второй полнометражный фильм Михаила Местецкого после «Тряпичного союза», который вышел восемь лет назад. Forbes Life рассказывает, как для режиссера художественный вымысел оказывается сильнее любых законов (в том числе физики) и почему стоит увидеть этот фильм в кино

Вымышленный город Металлогорск где-то на севере России (в пейзажах отчетливо угадываются очертания Мурманска) живет скучной провинциальной жизнью — вокруг сплошные гаражи, панельки да серость. И мало кто помнит, что 25 лет назад в Металлогорске происходили настоящие чудеса: все благодаря андерграундной панк-группе «Яичный свет» во главе с фронтменом Соплей (Юра Борисов).

По легенде, Сопля был очень трансгрессивен. Легенда гласила, что он мог покрываться татуировками одной лишь силой мысли и испражняться кирпичами, ему принадлежит изобретение под названием «уандер-элемент», способное извлекать музыку из любого предмета. Однажды в концертном угаре Сопля отрезал себе голову бензопилой, но оказалось, что веры соратников, немного суперклея и бутылки водки вполне достаточно, чтобы воскресить музыканта из мертвых.

Кадр из фильма «Год рождения»

В наше время память о приключениях Сопли и других участников «Яичного света» — Костолома (Роман Евдокимов) и Сережи Великого (Велимир Русаков) — была бы полностью утеряна, если бы не металлогорский энтузиаст Филипп (Эльдар Калимулин). Молодой парень собирает музей имени группы в своей квартире, регулярно записывает подкасты, которые едва ли набирают по пять прослушиваний, и лелеет мечту — организовать в Металлогорске грандиозный музыкальный фестиваль международного значения, чтобы отдать дань памяти кумирам и make Metallogorsk great again.

 

Пока Филипп ностальгирует по прошлому и фантазирует о будущем, в его жизнь настойчиво стучится настоящее. Настоящее зовут Марина (Анастасия Талызина), и сначала героя захватывает подростковая влюбленность, а затем он сталкивается с суровой реальностью: девушка оказывается беременна. Тут-то и выясняется, что молодой семье не прожить на донаты фан-клуба «Яичного света», а к работе Филипп приспособлен слабо. На помощь приходит отец невесты, владелец мясокомбината, который сначала устраивает зятя электриком на завод, а затем вызывается спонсировать фестиваль в Металлогорске. Название «Месиво» («Металлогорское синкретическое возрождение») меняется на «Русский студень», а вместо Вудстока получается типичный день города с народными гуляниями и шашлыком. Сплошное разочарование, с которым главный герой борется с упорством Питера Пена.

Кадр из фильма «Год рождения»

Михаил Местецкий, очевидно, снял глубоко личное кино — о затянувшемся подростковом бунте и противопоставлении всего молодого и живого всему старому и тоскливому. Это ясно по тому, как режиссер радеет за главного героя. Эльдар Калимулин блестяще справляется с образом мальчика-переростка, делая его органичным и очаровательным (эта роль принесла Калимулину награду за лучшую актерскую работу на фестивале «Маяк»). Увы, от этого Филипп не становится менее инфантильным. Герой не готов брать на себя ответственность, а режиссер жалеет его как собственное дитя. Вместо того, чтобы подвести Филиппа к реальному выбору, Местецкий на протяжении всего фильма уводит его все дальше в волшебный сновидческий мир, где в принципе можно все.

 

А вот что фильм порицает, так это посредственность и общество потребления. Белый диван (иллюстрация слова «евроремонт»), который Марина приносит в квартиру, становится первым камнем преткновения между молодыми людьми. Автор свысока смотрит и на отцов главных героев — владелец мясокомбината до безобразия приземлен и думать может только о студне, а папа Филиппа и вовсе оказывается предателем мечты. Когда-то он был самим Костоломом, выступавшим с великим Соплей на одной сцене, а теперь влачит жалкое существование в подземелье сервисного центра по ремонту мелкой техники. Тьма и бытовой алкоголизм — в фильме это расплата не за бурную молодость, а за взросление.

Михаил Местецкий создает уютную вселенную, полную фанатских фишек. Юра Борисов прекрасен в роли отбитого рокера, главную музыкальную тему — «Але, Марина» (вариация на Ave Maria Шуберта) — хочется напевать еще неделю после просмотра. Музыку, кстати, писал Кирилл Белорусов, работавший и над «Тряпичным союзом». К сожалению, остроумные находки не скрывают главное: «Год рождения» призывает верить в чудеса, но при этом отбирает надежду на то, что все может быть неплохо и без «уандер-элемента». Не может, констатирует режиссер. Эскапизм, выкрученный на максимум, — наш единственный выход из тусклого Металлогорска. И, пожалуй, это главный аргумент, чтобы посмотреть «Год рождения» на большом экране: чтобы по-настоящему погрузиться в этот вымышленный, нарочито оптимистичный мир, просто необходима темнота кинозала.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+