К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Судьбоносный Пикассо за $120 млн, выставка Булатова на «Винзаводе»: новости арт-рынка

Пабло Пикассо, «Женщина с часами» (Фото Sotheby’s)
Пабло Пикассо, «Женщина с часами» (Фото Sotheby’s)
На торгах «Натюрморт», вывезенный из нацистской Германии, работы Баския и Миро бьют рекорды продаж, а на «Винзаводе» готовится выставка Эрика Булатова. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Исследование UBS и Art Basel: коллекционеры стали еще осторожнее

Art Basel и UBS опубликовали результаты исследования, посвященного коллекционированию искусства в 2023 году. Один из главных выводов — покупатели стали еще более осторожными в своем выборе. Исследователи опросили 2800 состоятельных коллекционеров, которые демонстрируют все более избирательный подход к приобретению работ. Аналитики связывают это с нестабильными экономическими и геополитическими условиями. Отдельно отмечается увеличение расходов на искусство среди коллекционеров из материкового Китая, где рынок восстанавливается после пандемии.

Те коллекционеры, которые рассматривают искусство как средство капиталовложения (10% опрошенных), перестали наращивать его присутствие в своих инвестиционных портфелях: доля художественных произведений снизилась с 24% в 2022 году до 19% в 2023-м. Но и расставаться с уже купленным коллекционеры не готовы: о намерении выставить что-то на продажу в следующем году заявили лишь 26% опрошенных (в прошлом году этот показатель составлял 39%). Из общего числа покупок, совершенных в этом году, лишь 9% относились к сделкам дороже $1 млн.

Предстоящие торги: судьбоносный Пикассо за $120 млн и спорный Пехштейн

В Нью-Йорке Christie’s и Sotheby’s проводят главные торги осенне-зимнего сезона. Каждый из двух аукционных домов ожидает, что его суммарная выручка по итогам этой недели может составить порядка $1 млрд.  Sotheby’s распродает порядка 30 шедевров искусства XX–XXI веков из коллекции Эмили Фишер Ландау с общим эстимейтом в $400 млн. Топ-лот подборки — написанная в 1932 году картина Пабло Пикассо «Женщина с часами» (эстимейт — $120 млн).

 

Аналитики The New York Times полагают, что эти торги станут определяющими для развития арт-рынка на ближайшее время. «Сегодня происходит переоценка того состояния, к которому мы пришли, после того как рынок успешно восстановился от последствий пандемии: пик был пройден еще прошлой осенью», — говорит арт-консультант Bank of America Дрю Уотсон. Он также отмечает, что аукционы все чаще предоставляют клиентам гарантии, обещая, что конкретные работы или целые коллекции принесут не меньше определенной суммы. Судя по всему, предложение Sotheby’s наследникам госпожи Ландау было более щедрым, чем от Christie’s. Настало время оправдывать ожидания.

Макс Пехштейн, «Натюрморт» (Фото Christie’s)

На 11 ноября намечены дневные торги Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма». Самый дорогой лот — оцененный в $1,5–2,2 млн пейзаж Клода Моне «Берега Сены близ Ветея». Гораздо более скромный эстимейт ($200 000–300 000) у «Натюрморта» (1909) Макса Пехштейна. Это полотно отличается богатой историей: в конце 1935 года его забрала с собой в Южную Африку Хильда Грец, бежавшая из нацистской Германии. Чуть позже, узнав о гибели отца в концлагере, она продала картину арт-дилеру из Йоханнесбурга Курту Зильбербергу. «Натюрморт» вновь появился на арт-рынке более 60 лет спустя, когда Christie’s продал его на лондонском аукционе в 2004 году за четверть миллиона фунтов стерлингов.

 

На тот момент не был известен провенанс, связанный с семьей еврейского текстильного промышленника и коллекционера Роберта Греца. Но с тех пор Christie’s тщательно исследовал историю бытования картины. На момент прихода к власти нацистов берлинцу Грецу принадлежало порядка 200 произведений искусства, включая работы Эмиля Нольде, Отто Дикса. За последние годы наследникам Греца удалось добиться возвращения целого ряда работ из коллекции, в том числе и тех, что хранились в музеях. Если бы история полотна была известна в 2004 году, его не могли бы подвергнуть реституции, так как работа была продана за пределами Германии. Но после того, как в 2021 году появился прецедент с «Лисами» Франца Марка, ситуация изменилась. Тогда суд постановил, что факт продажи «неразрывно связан» с нацистским преследованием. Поэтому в случае с «Натюрмортом» Пехштейна Christie’s подстраховался и заранее урегулировал возможные недоразумения между нынешним владельцем и наследниками Хильды Грец.

Прошедшие торги: новые рекорды на работы Баския, Миро и Лаланна

Состоявшиеся в конце октября парижские торги Christie’s принесли сразу два ценовых рекорда. Один из них принадлежит работе Жоана Миро под названием «Картина (Женщина, луна, звезды)». Она была продана за €20,7 млн, став самой дорогой работой художника на французском аукционном рынке. Написанное в 1949 году полотно почти 70 лет украшало собой ресторан легендарной гостиницы «Золотая голубка» (La Colombe d’Or) на юге Франции, где в ХХ веке любили отдыхать художники, писатели и актеры. Здесь за соседними столиками нередко оказывались Пабло Пикассо и Орсон Уэллс, Бриджит Бардо и Жан-Поль Сартр. Еще один рекорд — ранняя бронза Франсуа-Ксавье Лаланна, выполненная в виде полого внутри носорога (скульптура может одновременно служить мини-баром и секретером). При эстимейте в €4–6 млн лот ушел с молотка за €18,3 млн.

Жан-Мишель Баския, «Спина» (Фото Doyle)

На прошлой неделе прошли посвященные тиражной графике торги американского аукционного дома Doyle. Фурор произвела работа Жан-Мишеля Баския под названием «Спина». Лот был продан вдвое дороже нижней планки эстимейта, за рекордную для напечатанной и вручную раскрашенной шелкографии автора сумму в $1,1 млн. На торги Doyle работа, созданная в 1982 году тиражом в 24 экземпляра, выставлялась из собрания нью-йоркского шеф-повара, который пожелал остаться неназванным. Имя покупателя тоже держится в тайне.

 

Не оправдал ожиданий Christie’s беспорочный синий бриллиант «Королевская синева» (Bleu Royal): эксперты прогнозировали, что цена составит порядка $50 млн, а лот ушел с молотка всего за $44 млн. В общей сложности ювелирные торги Christie’s, проходившие в Женеве 7 ноября, собрали $77 млн.

Бриллиантовое кольцо Harry Winston стало самым дорогим лотом торгов Bonhams, посвященных коллекции знаменитой американской журналистки Барбары Уолтерс. Кольцо с бесцветным бриллиантом огранки «изумруд» весом 13,84 карата ушло за $699 000. Топ-лот в секции живописи — картина Джона Сингера Сарджента «Египтянка» с эстимейтом в $1,5 млн — остался непроданным.

Выставка Эрика Булатова и новое пространство pop/off/art

В Москве появится филиал галереи современного искусства pop/off/art. Шоурум и камерное выставочное пространство будет расположено по адресу: Большой Палашевский переулок, 9. Выставки планируется дополнять находками из авторских архивов, а акцент обещают сделать на творчестве художников второй половины ХХ века. В этот круг входит и Евгений Михнов-Войтенко, чьи работы галерея успешно продавала на недавней ярмарке Cosmoscow. «Композиция» ушла за 4,5 млн рублей. При поддержке pop/off/art 17 ноября в Музее AZ откроется выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность», посвященная двум выдающимся авторам второй половины ХХ века. Проект станет первым музейным показом работ Евгения Михнова-Войтенко в Москве.

Евгений Михнов-Войтенко, «Автопортрет» (Фото DR)

С 6 декабря в основном пространстве галереи на «Винзаводе» начнет работу выставка Эрика Булатова, приуроченная к 90-летию художника. Проект под названием Exit — Exit будет состоять из 27 ранее не экспонировавшихся графических произведений: созданных в 2017–2022 годы эскизов к двум скульптурам Булатова («Вперед», 2016; «Все не так страшно», 2019). Эти объекты художник создал в арт-сообществе левых художников в Пиренеях, в пространстве The Foundry. Впервые они были показаны в бельгийском арт-центре BPS22 в 2019 году на совместной выставке Эрика Булатова и Андрея Молодкина. 

Судьба шедевров: работы Эгона Шиле и рисунки из Белого дома

В ходе торгов Christie’s, намеченных на 11 ноября, будут проданы шесть работ Эгона Шиле, ранее принадлежавших австрийскому коллекционеру и артисту кабаре Фрицу Грюнбауму. Эти и несколько других работ были возвращены его наследникам за последние несколько лет, в то время как спор относительно некоторых других произведений продолжается до сих пор. Дело в том, что существует несколько версий того, как сложилась судьба этих работ. По словам наследников Грюнбаума, он был депортирован в концентрационный лагерь Дахау в 1938 году. Во время задержания его вынудили подписать доверенность на имя адвоката, по которой произведения искусства впоследствии были распроданы, а часть из них затем оказалась в американских музеях.

 
Эгон Шиле, «Русский военнопленный» (Фото Manhattan District Attorney)

Также существует версия галериста Эберхарда Корнфельда, утверждавшего, что в 1956 году, через 15 лет после смерти самого Грюнбаума, к нему обратилась невестка коллекционера с предложением продать несколько произведений Шиле, многие из которых впоследствии оказались в американских музеях. Но череда недавних судебных решений, вынесенных в пользу наследников Грюнбаума, похоже, окончательно переломила ситуацию, и новые иски о реституции ждут еще большее число арт-институций, включая Чикагский институт искусств, которому принадлежит рисунок Шиле под названием «Русский военнопленный».

Близится к разрешению длительный спор вокруг работ Нормана Рокуэлла, украшавших Белый дом. Речь идет о серии рисунков с изображением людей, ожидающих приема Франклина Делано Рузвельта, висевших в главной резиденции американского президента с 1978-го по 2022 год. Они были выполнены художником после визита в Белый дом в 1943 году. Их репродукции он отправил для публикации в The Saturday Evening Post, а оригиналы передал пресс-секретарю Рузвельта Стивену Эрли, наследники которого спорят между собой за права на них с 2017 года. Тогда же к делу были привлечены оценщики-аукционисты, по словам которых стоимость рисунков может достигать $8 млн. Одна часть наследников во главе с Томасом Эрли обвиняла другую во главе с Хелен Элам в том, что те незаконно завладели всей серией и передали ее для экспонирования в Белый дом, чтобы закрепить за собой незаконное право владения. По поручению судьи в архиве Стивена Эрли была найдена опись его имущества на момент смерти, но рисунки в ней не числятся. Это позволило судье занять сторону Элам, утверждавшей, что Эрли еще до своей смерти подарил рисунки ей. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+