К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Икар, Малевич и поцелуи: как падение империи превратилось в карнавал

Фрагмент экспозиции «Парсуны нон грата»
Фрагмент экспозиции «Парсуны нон грата»
В Stella Art Foundation до 31 января 2024 года идет выставка «Парсуны нон грата», объединившая произведения двух современных художников, Бориса Орлова и Сергея Шеховцова. По просьбе Forbes Life художники рассказывают о самых интересных работах

Новое выставочное пространство Stella Art Foundation, основанное Стеллой Кесаевой, открылось в начале октября в башне «Меркурий» комплекса «Москва-Сити». Премьера — выставка «Парсуны нон грата», объединившая более 60 работ классика соц-арта Бориса Орлова и скульптора Сергея Шеховцова. Несмотря на то, что художников разделяет почти 30-летняя разница в возрасте, в их творческих судьбах есть много точек пересечения. «Я в некотором роде художник-самозванец. В советское время меня не брали на выставки. Это подарило мне полную свободу, — говорит Борис Орлов. — У Сергея другая история: он с самого начала стал использовать низменные, в чем-то даже презренные материалы не из обихода классического скульптора — поролон, пенопласт». Название выставки «Парсуны нон грата» указывает на ключевые фигуры умолчания. А парсуны — отсылка к древним портретам. Монументальные, но вместе с тем ироничные работы двух авторов схожи своими подвижными образами. У Орлова, например, элементы советской архитектуры плавно перетекают в женские формы, а супрематические фигуры Малевича превращаются в пропеллеры самолетов. У Шеховцова в центре выставочного проекта стоит объект — то ли самолетное, то ли зубоврачебное кресло.

Борис Орлов, «Противостояние», 1991–2009 годы

Борис Орлов, «Противостояние», 1991–2009 годы

«Эту работу я сделал в последний год советской власти, когда жил в США. Конец эпохи совпал с интересом к русскому искусству на фоне так называемой «горбимании». В Горбачева были буквально влюблены как в миротворца, положившего конец холодной войне. Уже позднее в России о происходившем стали говорить в терминах победы и поражения. В начале 1990-х казалось, что достигнуто равновесие между двумя имперскими, по сути, системами. Я уже тогда оперировал термином «империя», хотя вслух это слово и нельзя было называть. Как художник, сформировавшийся на экзистенциализме, то есть философии свободы, я добивался для себя автономного существования внутри этой имперской системы.

«Противостояние» стало моей последней вещью, созданной в условной системе соц-арта. Это единственная работа, где обозначено некоторое равновесие. Иллюзия его достижения длилась очень недолго, всего пару лет. На картине равновесие обозначено в иконографической манере: два тотема, упирающиеся лбами в пограничный столб. При этом они обречены на статику в ситуации, когда «дальше некуда». Я отношусь к этой работе очень серьезно, в ней почти нет иронии, которая всегда была в моих вещах. Она несколько утопична. Уже через год, вернувшись в Москву из Америки, я понял, что грядет катастрофа. Так я начал работать над серией «Гибель богов», в центре которой находится фигура упавшего Икара».

Борис Орлов, из серии «Шесть геральдических поцелуев», 1981 год

Борис Орлов, из серии «Шесть геральдических поцелуев», 1981 год

«Серия «Шесть геральдических поцелуев» относится к началу периода соц-арта в моем творчестве, который опирался на концепцию карнавала Михаила Бахтина. Я весело подошел к исследованию сущности нашей империи, которую видел как амбивалентную: одновременно и мужскую, и женскую. В этом она сильно отличается от гипертрофированно мужской немецкой традиции, которая начиналась еще со Священной Римской империи.

Российская империя всегда имела такое двоякое лицо, поэтому и не была никогда агрессивной, а территории свои скорее не эксплуатировала, а кормила. Здесь я изображаю своего рода инь и ян нашего социума, взяв за основу основные знаки советской пропагандистской системы: рабочий, колхозница, спортсмен и так далее. Я перебрал почти все, дав одним мужское лицо, а другим женское, а объединить я их решил в поцелуе».

 Борис Орлов, из серии «Прибавочный элемент», 2001 год

Борис Орлов, из серии «Прибавочный элемент», 2001 год

«Эта серия посвящена теме парадоксов времени и идеалистических надежд. Однажды я рассматривал фотографии авиации 1930-х и 1940-х годов и обратил внимание на то, что немецкие самолеты были украшены крестами, похожими на те, что встречаются у Малевича. Тогда я решил столкнуть супрематизм как художественную и социальную утопию с реальностью, от которой его отделяло всего 20–30 лет. Так ревущие моторы совмещаются со спокойствием супрематических форм, образуя драматический эффект».

Борис Орлов, «Архитектура с излишествами 3», 1997 год

Борис Орлов, «Архитектура с излишествами 3», 1997 год

«Идея этой серии пришла ко мне в метро. Задумавшись, я решил посчитать, сколько времени я за свою жизнь провел в сталинском метрополитене, учитывая постоянные поездки в мастерскую и обратно. В сумме получилось несколько лет. Один раз я сидел на станции «Новокузнецкая», облокотившись на изрезанный мраморный подлокотник. Тут я поймал себя на мысли, как приятно гладить этот мрамор. Из этого слегка эротичного переживания родилась идея украсить женские тела фрагментами лепнины».

 Сергей Шеховцов, «Мир», 2020 год

Сергей Шеховцов, «Мир», 2020 год

«Однажды я поехал в Ростовскую область, откуда я родом. Там остались старые пансионаты с оригинальными названиями: «Мир», «Надежда», «Дружба». Они уже были частично разбитые, лампочки не горели, но при этом казалось, что здания живут какой-то новой жизнью: на них сидели воробьи, вороны, совы. Когда я создавал эту работу, старался  с долей иронии посмотреть  на важные слова, которые потеряли свое значение».

Сергей Шеховцов, «Икар», 2001 год

Сергей Шеховцов, «Икар», 2001 год

«Это отчасти каноническая история: почти каждый скульптор делает фигуру Икара. В истории скульптуры мифы играют важную роль, а миф про Икара — один из главных. Я очень часто встречался с его изображениями, но сам браться за Икара не собирался. Изначально я думал о теме функциональности искусства — отсюда полотенцесушитель вместо одной из рук. Но впоследствии из этого решения появился мотив самосохранения. По легенде Икар упал и разбился, а по моей версии — нет. У него сработал датчик пожаротушения, он приземлился и живет дальше. То есть это попытка нового прочтения классического мифа».

Сергей Шеховцов, «Парфенон», 2018–2020 годы

Сергей Шеховцов, «Парфенон», 2018–2020 годы

«Я занимаюсь этой серией давно, уже лет пять, делаю по одной работе в месяц. Колонны для персонажей, выполненные из  жестяных банок из-под газированных напитков, это отсылка к Энди Уорхолу. В каком-то смысле работа — констатация конца мирового потребления. На колоннах размещены фигурки обычных людей, которых мы встречаем в повседневной жизни, — стюардесса, доставщик пиццы. Названием я хотел подчеркнуть, что мы воспринимаем Парфенон в том виде, как он существует сегодня, то есть полуразрушенным, а не как величественное сооружение, которым он был изначально. То же самое с античными статуями, которые были цветными, а нам известны только белыми».

Сергей Шеховцов, Homeland, 2017 год

Сергей Шеховцов, Homeland, 2017 год

«Это работа, построенная по принципу ребуса: слово Homeland (родина) складывается из первых букв изображений, встречающихся по дороге, будь то логотип фастфуд-сети или ракушка моллюска наутилуса».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+