Исследование: две трети конфликтов на работе происходят из-за личных противоречий
Как показало исследование СберУниверситета (есть в распоряжении Forbes Life), за прошедшие полтора года 35% респондентов стали чаще сталкиваться с конфликтами на рабочих местах. При этом две трети всех конфликтов исходят из личной неприязни. У конфликтов этой категории три основные причины: неуважение к рабочим усилиям коллег, принуждение к выполнению чужих задач и ревность к чужим успехам.
28% рабочих конфликтов вытекает из плохого понимания устройства корпоративных систем и политик. Как писал Сергей Довлатов в «Иностранке» про отношение местных к иностранцам, «для нас это загадочные люди с транзисторами, мы их не знаем, однако на всякий случай презираем и боимся». При этом важность информированности о внутренних процессах других подразделений часто недооценивается в компаниях. Результаты исследования говорят, что эта проблема более актуальна именно для российских компаний — в зарубежных организациях она встречается в три раза реже.
Важно, что 80% конфликтов в российских компаниях находятся на среднем или высоком уровне эскалации. Разногласия на работе накапливаются и достигают критической точки, где конфликтующие уже не могут самостоятельно разрешить противоречия. Это говорит о том, что в большой части российских компаний слабо работают с конфликтами, не предпринимая необходимых действий, чтобы их предотвратить.
Руководители и подчиненные
Конфликты сильнее влияют на состояние подчиненных, а не руководителей. По оценкам СберУниверситета, топ– и средний менеджмент чувствуют усталость и опустошенность из-за рабочих конфликтов почти в 2 раза реже, чем другие сотрудники, а испытывают разочарование и теряют мотивацию в 1,5 раза реже. Это, вероятно, происходит из-за комбинации опыта и сравнительно более высокой стрессоустойчивости.
Женщины более остро воспринимают рабочие конфликты, чем мужчины. Они в 1,5 раза чаще испытывают опустошенность и в 1,3 раза чаще теряют мотивацию, попадая в конфликтные ситуации.
Руководителям необходимо учитывать более низкую стрессоустойчивость подчиненных, личностные особенности каждого сотрудника и быть более бережными в отношении своих коллективов. Вместе с тем подчиненные в значительной части российских компаний признают неумение руководства разрешать конфликты. 41% опрошенных считают, что их топ-менеджмент работает с конфликтами «плохо» или «очень плохо». Эта цифра в два раза выше, чем в выборке зарубежного исследования.
Последствия конфликтов для компаний
Конфликты на рабочих местах влияют на компанию в целом. Прежде всего конфликтная среда провоцирует уход высококвалифицированных сотрудников. Многие предпочитают не разрешать конфликт, не жить в нем, а исключить его негативное влияние на себя и уволиться. 37% респондентов высказались об оттоке кадров из компаний на фоне конфликтов. А в IT-подразделениях этот показатель еще выше — 46%.
Конфликты создают токсичную и нерабочую атмосферу в коллективе, это признал каждый второй опрошенный. Сотрудники испытывают целый комплекс негативных эмоций, находясь в конфликтной ситуации, что, в свою очередь, снова приводит к межличностным противоречиям, формируя замкнутый круг. Как следствие: задачи в компании решаются плохо, нововведения вводятся медленно, а экономическая эффективность снижается.
При проведении нами фокус-групп стало понятно, что основной акцент в компаниях делается в основном на разрешении конфликтов. При этом их профилактикой практически никто не занимается. Для большинства руководителей характерен расчет на то, что конфликт разрешится сам собой, «рассосется». Но организация начинает терять эффективность уже в момент зарождения и развития конфликта, и на него часто обращают внимание только тогда, когда он достиг уже высшей точки эскалации.