К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Скромнее, легче, быстрее: как Париж соревнуется с Лондоном и Базелем на арт-рынке

Такаси Мураками на стенде галереи Perrotin
Такаси Мураками на стенде галереи Perrotin
В Париже с 18 по 22 октября во второй раз прошла ярмарка Paris+ — региональный проект Art Basel. 154 отобранных специальным жюри галереи (из них — 61 французская) выставили произведения лучших художников. Анна Гвасалия, партнер аукционного дома Vladey, автор телеграм-канала «Ходячая МоМа» рассказывает, что покупали и продавали в этом году на ярмарке в столице Франции

Cередина октября, следующая неделя за лондонской Frieze, — время для парижской ярмарки выбрано оптимальное, но политико-экономические проблемы (военные конфликты, всемирная инфляция, страх новых волн ковида) отразились на настроениях публики. К этому добавились и местные новости. Сначала истерические: Париж захватили клопы. Затем трагические события на Ближнем Востоке вызвали массовые митинги и угрозы со стороны экстремистов — все эти новости заставили многих (особенно американских) коллекционеров отменить планы по посещению Парижа.

Ни письмо директора ArtBasel Ноя Хоровица об усилении безопасности на площадке Grand Palais Ephemere (кстати, в следующем году ярмарка займет историческое место Grand Palais, забрав по праву сильного не только статус главной французской ярмарки современного искусства, но и насиженное место у FIAC), ни уговоры галеристов не заставили их передумать. Однако все дни ярмарки в городе было тихо и спокойно, Paris+ никто не мешал. 

Галереи сделали большие ставки на ярмарочную неделю, и объявлений о рекордных продажах долго ждать не пришлось. С понедельника, 17 октября, весь Париж забурлил. Фонд Louis Vuitton открыл масштабную ретроспективу Марка Ротко в музее в Булонском лесу и в очередной раз показал умение устраивать блокбастеры. Пока публика обсуждала гениальность Ротко и его краски на холстах, профессионалы с восторженным удивлением отмечали щедрость музея Tate Modern, который предоставил фонду Louis Vuitton уникальные работы из своей коллекции. Другой парижский частный музей, Bourse de Commerce семейства Франсуа Пино, ответил конкурентам ретроспективой американского художника Майкла Келли. И там, и там на выставки выстроились очереди под проливным дождем. 

 
Ретроспектива Марка Ротко в Фонде Louis Vuitton. Фото Анны Гвасалии

Уже в среду, 18 октября, весь фокус внимания сместился на ярмарку. Среди первых посетителей — куратор New Museum Массимилиано Джони, актриса Натали Портман, коллекционер и меценат Ставрос Ниархос, муж Даши Жуковой, арт-дилер, основатель аукциона Phillips de Pury Симон де Пюри, дочь миллиардера-коллекционера Бернара Арно и директор Dior Дэльфин Арно и русскоговорящие арт-разведчики. 

Галеристы представили максимально яркие и красочные работы. Цены на работы не шли в сравнение с  летней ярмаркой Art Basel в Базеле. Скромнее, легче и быстрее — таков был девиз парижской недели. 

 

Галерея Gagosian показывала ряд абстрактных работ, часть которых художники создали специально к ярмарке: живопись Стерлинга Руби (на счету у художника сотрудничество с Рафом Симонсом и запуск собственного бренда), работа Джейд Фадоютими (самая молодая художница в коллекции Tate), холст Катарины Гроссе (российский зритель может знать ее по масштабной инсталляции с грунтом, деревьями и тканью в музее «Гараж» в 2015 году).  Были показаны и голубые фишки — Элен Франкенталер с холстом 1991 года Reef, который был продан в первый же день за $2,3 млн, и Урс Фишер с работой Eternity — коллаж в единственном экземпляре за $4,2 млн наверняка окажется в престижном частном музее.

Работа Урса Фишер на стенде галереи Gagosian за $4,2 млн. Фото Анны Гвасалии

Галерея Pace представила кураторский стенд, где все крутилось вокруг Марка Ротко. Все представленные произведения содержали аллюзии на его творчество. Объекты немецкой художницы Алисии Кваде по $65 000 каждый были проданы в первый день. Она — новая звезда галереи Pасе, которую предыдущие 15 лет представляла берлинская Koenig. Картина верного много лет Pасе художника Лои Холлоуэлл была продана за $450 000. Единственная работа Ротко на стенде продавалась за $40 млн. 

Hauser&Wirth отчиталась о продаже всего стенда в первый же день работы ярмарки. За $2,3 млн продали картину Джорджа Кондо. Марка Брэдфорда  — за $1,8 млн, обе 2023 года. Китайский музей купил в коллекцию скульптуру Рони Хорна за $1,5 млн. Произведение Рашида Джонсона (его инсталляцию «Гараж» показывал весной 2016 года) продано за $850 000.

 

Самой дорогой проданной на ярмарке работой стала живопись Керри Джеймс Маршалла на стенде галереи Zwirner за $6 млн. Марлен Дюма и Элис Нил, которых она активно продвигает в последние годы, были проданы по $3 млн за работу. Произведение художницы Даны Шутц (ее персональная выставка в этом году шла в Louisiana Museum в Копенгагене, затем переехала в Mузей современного искусства в Париже) было продано за $850 000.

Живопись Даны Шутц у David Zwirner, $850 000. Фото Анны Гвасалии

Французские коллекционеры старались поддержать местные галереи и их художников, которые считаются недооцененными по сравнению с англосаксами. Особый ажиотаж вызвала галерея Christian Berst с проектом художницы Анны Земанковой, которая набирает популярность благодаря стараниям директора New Museum в Нью-Йорке Массимилиано Джони. В 2013 году Джони курировал Венецианскую биеннале, где в состав участников основного проекта входила и Анна Земанкова. Из российских художников куратор пригласил тогда Виктора Алимпиева. Сейчас работы Земанковой находятся в коллекции Центра Помпиду, Музея современного искусства в Бостоне, New Museum в Нью-Йорке. 

Галерея Mennour, одна из немногих французских галерей, которая участвует из года в год в ярмарках ArtBasel по миру, объявила о продаже работы Ли Уфан за €800 000. Галерея Templon, представляющая сенегальского художника Алиуин Дианье, продала его работу за €54 000 евро. Коллекционеру повезло, наверняка работы художника со следующего года будут стоить дороже, ведь, как стало известно, Дианье будет представлять Сенегал на Венецианской биеннале в 2024 году. 

Из российских художников была представлена только Женя Мачнева в парижской галерее Vallois. Ее гобелен «На озере» продавался за €58 000 евро. В Москве Мачневу выставлял Vladey в 2018 году.

Гобелен «На озере», Женя Мачнева (Фото Vallois)

Вторичный рынок немного ослаб. Процентные ставки выросли, а разница между 2% и 7% в год за кредит гигантская, что не позволяет играючи покупать и продавать искусство. Например, галерея Van De Weghe представляла в Париже дорогостоящие работы, но картины Жан-Мишеля Баскии и Эда Рушея, которые коллекционеры уже видели в июне на ArtBasel, так и остались непроданными. В целом по статистике продаж на последних ярмарках и аукционах идет спад цен на большинство работ вторичного рынка. 

 
Жан-Мишель Баския на стенде галереи Van de Weghe. Фото Анны Гвасалии.

Общая оценка ярмарки — 4,5. Покупать все подряд и сразу коллекционеры не готовы: опытные пополняют коллекции must have художников и ищут новых звезд, а новички с осторожностью изучают и анализируют, что брать.  

Париж  открыт и вечен. Бизнесмены из Америки и не только скупают здесь недвижимость и хотят быть причастными к старому миру, мировые галереи открывают новые филиалы. Сможет ли Париж заменить Базель, занять флагманскую ярмарочную позицию? Об этом рассуждает Симон де Пюри: «Я родился в Базеле и, вероятно, обязан этому факту своей страстью к искусству. Когда в прошлом году я услышал, что Art Basel приобрел FIAC, я почувствовал, что они только что купили то, что обгонит Art Basel в Базеле и станет главной мировой ярмаркой. Богатство Парижа в культурном отношении, в сочетании с их непревзойденной сферой услуг уникально. Мне завтра улетать из Парижа, а видел лишь часть сенсационных выставок, проходящих здесь в музеях и галереях». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+