«Цикады»: как сериал про трагедию на выпускном осмысляет конфликт отцов и детей
Главные герои «Цикад» — ученики выпускного класса, которые заняты не столько книгами и экзаменами, сколько стремятся попробовать все, везде и сразу. Взрослая жизнь манит, а родители с их нестрогим надзором словно подталкивают учеников к разного рода экспериментам. Начинается сериал с допроса у следователя Андрея Толбоева (Артем Быстров), который пытается выяснить, что произошло во время вечеринки, на которой один из участников стрелял в другого. Заплаканные и подавленные ученики балансируют между правдивыми ответами и выдумкой, явно что-то недоговаривая.
Толбоев хочет разобраться, что стало точкой отсчета, которая привела к трагедии. Показания подозреваемых указывают на одного из «своих», и шоураннеры заигрывают со зрителем с помощью классических тропов. Здесь есть парочка ботаника Марка (Илья Виногорский) и его дерзкой подруги Сони (Екатерина Воронина), таинственная и молчаливая красотка Алина (Софья Аржаных) и влюбленный в нее «простой парень» Алекс (Кирилл Буханцев), который скрывает свои чувства и встречается с неформалкой Катей (Ирина Паутова). Не обходится без весельчака Билана (Савелий Наумов) с пошлыми и несмешными шутками, хохотушек-близняшек, которые заняты только записью роликов для TikTok, и избалованной Славы (Диана Огай), которая цитирует Илона Маска и считает себя лучше других.
Все сходятся в том, что рутинное существование школьного «серпентария» нарушило появление нового ученика — Антон (Григорий Верник) перевелся из другого учебного заведения и сразу привлек всеобщее внимание. Парни относятся нему с недоверием или плохо скрываемой агрессией, девушки открыто или не очень проявляют интерес к новичку.
Антон врывается в класс как вихрь: устраивает лучшие вечеринки втайне от отца-бизнесмена (Евгений Стычкин), флиртует, подначивает и хулиганит. Благодаря флешбэкам становится ясно, кто против кого дружит в школе, кто из хорошей обеспеченной семьи, а кто — наоборот, какие у героев отношения со взрослыми родственниками. Так, по фрагментам, как в пазле, будет вырисовываться общая картина. По мере того как идет следствие, становится все яснее: идеальные дети не такие уж прилежные, а списку их тайн и секретов позавидует любой шпион.
Над «Цикадами» работали шоураннер Александра Ремизова и режиссер и актер Евгений Стычкин. Как и в «Нулевом пациенте», им удалось перенести на экран уверенную историю без сюжетных дыр, которая в каждой серии преподносит новый сюрприз. Действие разворачивается нелинейно, динамика не дает заскучать, диалоги прописаны качественно — персонажи получаются «настоящими», а не двухмерными.
Идея доверить режиссуру многодетному отцу Стычкину оказалась более чем удачной. Герои-подростки трогательно раскрываются перед камерой — они уверены и дерзки в школе, но ранимы и тихи с родителями. Зритель наблюдает, что ученики меняют поведение, как хамелеоны, в зависимости от окружающих людей. Создатели помещают их в заведомо провокационный сеттинг, чтобы показать неоднозначность поведения школьников — как и в жизни, где не бывает исключительно «хороших» и «плохих».
Название у проекта говорящее: цикады — насекомые, личинки которых 17 лет живут в земле, а во взрослом виде, после нескольких линек, обзаводятся крыльями. Школьникам тоже предстоит пройти трансформацию — не визуальную, а психологическую. По сюжету сериала они ведут себя и ощущают как взрослые, а поведение их родителей скорее инфантильно. Они зациклены на своих проблемах, карьерах и развлечениях в тот важный период, когда их детям нужна поддержка, советы и душевное тепло.
Взрослый кастинг тоже получился удачным: директриса Виктория Толстоганова смотрится естественно в учительской, а камео Александра Паля в роли преподавателя биологии — юмористическая удача проекта. Актер давно не появлялся на экране, а новая роль ярко обыгрывает его комедийный талант. Елизавета Боярская перевоплотилась в маму Марка, которая не понимает поведения своего ребенка и не пытается с ним сблизиться. Не менее колоритной получилась героиня Ольги Сутуловой, которая пытается пережить уход мужа и дает дочери Алине столько свободы, что она граничит с безразличием.
В касте «Цикад» также была заявлена Екатерина Варнава (предполагалось, что она появится на экране в роли матери главного героя Антона), актрису даже показали в тизере-трейлере сериала. Но затем по неназванным причинам ее имя исчезло из титров, а проект — из фильмографии Варнавы. Официальных комментариев от платформы или актрисы не было.
«Цикады» напрашиваются на сравнение с сериалом «Большая маленькая ложь»: начинаются оба аналогично — в кого-то стреляли, стражи порядка допрашивают свидетелей, участники торжественного вечера уходят от ответа, а детали зрителям неизвестны. Но проект Стычкина уверенно идет своим путем — фокусируется на проблемах и тайнах детей, отводя взрослым второстепенные роли.
Школьники больше заняты отношениями друг с другом, создавая собственный микрокосм, а не разгадывают кейс «кто же преступник». Шикарные квартиры и особняки с панорамными окнами, как в американском проекте, становятся местом действия, но в сериале появляется и типичный российский антураж. Взрослые проводят вечера на лавочках во дворе за спиртным, а школьники чаще перемещаются между локациями не на блестящих авто, а на автобусах и мотоциклах. Причем фон — не завораживающий океан, а промзоны, хрущевки и типовые спальные районы. Такой ход удачно «мирит» сюжет с особенностями местной жизни.
Если погружать «Цикад» в сериальный контекст, нельзя не вспомнить «Эйфорию» — наркотики также фигурируют в сюжете (пусть пока и не становятся ключевым элементом), а макияж, стиль героев и оформление вечеринок американского сериала явно повлияли на выбор костюмеров и гримеров. Но то, что за рубежом принято обсуждать у психолога, в России проговаривается на перекуре на лестничной клетке, на кухне за бокалом вина или в раздевалке после урока физкультуры.
К списку сравнений стоит добавить и продукт Netflix «Джинни и Джорджия», в котором новая ученица также становилась катализатором происходящих событий. «Цикады» — такой же динамичный сериал, захватывающий с первых кадров, помогающий лучше понять жизнь современных подростков.
Но в целом американские проекты скорее служат для «Цикад» стильными референсами. Шоураннеры через российскую оптику говорят зрителям, что понять современных школьников непросто, но возможно, а честный диалог и отношения на равных — удачная комбинация для решения вопросов. Причем делают это тактично, не занимаясь морализаторством. Кроме этого, сериал умело адаптирует универсальные вопросы (например, конфликт поколений) и проблемы (трагедия на вечеринке) под современные реалии, становясь более понятным и визуально близким российскому зрителю.