К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бисквиты, терракоты и фаянс: как художники-керамисты добиваются успеха на рынке

Юн Хи Ли. Из цикла «Божественная комедия». 2022 (Фото DR)
Юн Хи Ли. Из цикла «Божественная комедия». 2022 (Фото DR)
В отличие от высоких искусств, как, например, абстрактная живопись, керамика органично вписалась в новые медиа. Объекты из обожженной глины собирают множество лайков в соцсетях, что позволяет художникам представлять работы зрителям напрямую, минуя галереи. И потом уже, на волне медийного успеха, закреплять успех продажами на арт-рынке. В подборке Forbes Life — семь современных художников-керамистов из России, Южной Кореи, Турции и Латинской Америки, которые активно представлены в соцсетях

Многие прикладные искусства долгое время считались маргиналией на арт-рынке — сегментом, который был представлен разве что на профильных дизайнерских салонах и в галереях, специализирующихся на интерьерном искусстве. Однако керамике в этом смысле повезло больше, чем, например, вышивке или ткачеству.

Керамика — неотъемлемая часть быта и культуры древних цивилизаций (Вестоницкая Венера и античные амфоры). Майолики Михаила Врубеля, супрематический фарфор Казимира Малевича и Николая Суетина, керамические эксперименты Пикассо — вехи истории искусства XX века. Керамика и фарфор — важные материалы в украшении фасадов и интерьеров архитектуры ар-нуво. Рынок современного искусства в этом смысле тоже не отстает и активно вбирает в себя актуальные формы керамики, от минималистичного концептуального звучания до гендерной и сексуализированной тематики.

Страхи и мифы Юн Хи Ли
Из цикла «Божественная комедия». 2014

Страхи и мифы Юн Хи Ли

Юн Хи Ли громко заявила о себе в 2013 году на Международной биеннале керамики в южнокорейской провинции Кенгидо. Художница называет себя собирательницей: она коллекционирует и воплощает в керамической форме людские страхи и тревоги, мифы и легенды, личные истории и блуждающие в культуре сюжеты. Причем зачастую литературная основа противоречит избранной визуальной традиции, рождая таким образом занятные парадоксы. Так, например, сюжет из западноевропейской письменной культуры в ее художественной практике вполне может быть воплощен с помощью традиционно восточных техник.

В инстаграме (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) художницы 239 000 подписчиков. Ее работы также продвигают галереи на страницах в социальных сетях. Успех Юн Хи Ли в медиа обеспечила бьющая в глаза визуальность: эффектный золотой орнамент, разрезающий белую поверхность, гротескные фигуры и обилие символов из разных культурных контекстов. На данный момент в среде коллекционеров особенно ценятся ее циклы «Ночь Фианны» (2017) и «Божественная комедия» (2014) — пластическая фантазия, напоминающая средневековые рельефы, а также путешествие по аду, чистилищу и раю современной культуры. Цены на ее работы в открытых источниках достигают $10 000, а минимальный порог начинается с $1200.

Память Надежды Лихогруд
Из серии «Альбом». 2022

Память Надежды Лихогруд

Карьера Надежды Лихогруд развивается стремительно: выставки в Берлине и Париже, персональный проект в ММоМА, где всего двумя годами ранее она училась в «Свободных мастерских», покоренные сердца коллекционеров на ярмарке blazar, а теперь и на «взрослой» Cosmoscow. Безупречная техника исполнения, запоминающийся визуальный язык и безграничное пространство ностальгии по постсоветскому детству, к которому обращается художница, сделали свое дело. В 2021 году на ярмарке blazar работы из серии «Фотоальбом» стоили 55 000 рублей. Сегодня цена даже на миниатюры колеблется в районе 100 000 рублей.

В своем инстаграме Надежда публикует фотографии себя, своих работ, а также произведений искусства других авторов, которые кажутся ей интересными.

Лихогруд работает с образами ускользающей памяти — ее статуэтки напоминают изображения из старого фотоальбома, полинялые и стершиеся почти до неузнавания. Такой радикальный поворот к повседневности и области воспоминаний мы наблюдаем уже довольно давно на примере живописи Кирилла Гаршина и других художников. Надежда переносит то же щемящее переживание в иную плоскость, постепенно вырастая над своими прошлыми проектами. Причем порой буквально: последние ее работы носят уже поистине монументальный характер и наследуют не столько семейному фотоальбому, сколько формам, прижившимся в городской среде, — советским барельефам и оформительным элементам метрополитена.

Телесность Ирмак Донмез
«Плодородная роза». 2023

Телесность Ирмак Донмез

Ирмак Донмез пришла к керамике необычным путем: выпускница Ишикского университета в Турции — стране, ассоциирующейся с декоративно-прикладными искусствами, — первые объемные произведения создала в Копенгагене, где традиция не так явно довлеет над художниками. Сегодня она работает с разными формами и мутациями феминности в современном мире и выставляется на крупнейших выставках, а начинала она с коллективной выставки в Кунстхалле Мангейма в Германии, где показала керамический «Торт ко дню рождения Эдипа», который впоследствии пополнил постоянную коллекцию музея.

Взгляд Донмез на женское тело очень феноменологичен: ее интересует телесность в процессе распада — культурного и физического — и описание непосредственного опыта переживания этих метаморфоз. Керамическая форма здесь играет двойную роль: с одной стороны, столь яркая «глянцевая» оболочка акцентирует мысль, что женское тело давно превращено в объект фетиша, а с другой — позволяет остроумно ее опровергнуть, провоцируя, насмехаясь и интригуя своей двусмысленностью.

Свой инстаграм художница ведет по единому принципу: Ирмак — эффектная красавица в откровенных нарядах — позирует со своими работами. О себе, своем творчестве в деталях художница также рассказывает на сайте, а ее работы продаются на таких международных платформах, как Artsy и MutualArt, где цены выставлены «по запросу».

Формализм Марии Ефременко
«Игра». 2023

Формализм Марии Ефременко

Мария Ефременко прошла долгий путь исследования нового формализма: сначала как выпускница «Базы» — института, который последовательно работает с традиционными практиками в пространстве актуального искусства, а после и как самостоятельный автор.

Последним ее заметным высказыванием была выставка «Игра» в галерее «Триумф», которая представляла собой сложный калейдоскоп фарфоровых объектов — не то набор игральных костей, не то японский сад камней. На деле Ефременко использует эти формы в концептуальном ключе: хрупкость материала не позволяет сделать их функциональными, а случайность — важнейший элемент в практике московских концептуалистов — лишает однозначного прочтения. Игра таким образом начинается еще до того, как зритель поймет, как взаимодействовать с этими объектами. Серийный характер отсылает к более монументальным образцам вроде «Семян подсолнечника» китайского художника Ай Вэйвэя.

На единичные объекты Ефременко цены вполне доступные — от 5000 рублей, вот только смотрятся они лучше в рамках тотальной инсталляции или хотя бы небольшого сада фарфоровых камней. Инстаграм художница полностью посвящает своим работам, также ее поддерживает в социальных сетях галерея «Триумф».

Женщины Натальи Арбелаес
«Либертас». 2018

Женщины Натальи Арбелаес

Практика Натальи Арбелаес, американской художницы колумбийского происхождения, произрастает из ее исследований. Арбелаес изучает ненаписанные истории — судьбы цветных женщин-керамистов, забытые сообщества и угасающие культурные традиции. У ее интереса к этим темам есть биографическая подоплека: история семьи художницы накладывается на более глобальные процессы, войны и миграции.

Выбор в пользу глины тоже неслучаен. Арбелаес работает с терракотой, которая исторически считалась менее значимым материалом в сравнении с привезенной из Европы майоликой и использовалась лишь как основа для других произведений. Художница видит в этом метафору процесса колонизации, который можно повернуть вспять с помощью подобных терапевтических художественных практик. Сегодня Наталья — соучредитель организации The Color Network, которая способствует популяризации цветных художников в керамическом искусстве.

С ее произведениями, выставленными на продажу, можно ознакомиться на портале Artsy. В галереях, с которыми сотрудничает Арбелаес, ее работы можно купить за $2200. Увидеть работы Арбелаес во всех ракурсах можно в ее инстаграме, который художница обновляет почти ежедневно.

Жидкая резина Максвелла Мастардо

Жидкая резина Максвелла Мастардо

Едва узнаваемую, порвавшую все связи с традиционными техниками керамику создает американский художник Максвелл Мастардо. Покрытые флуоресцентными красками объекты напоминают стальные скульптуры Джеффа Кунса или инопланетные растения, но никак не классические фаянсы или бисквиты. Средняя цена на его работы сегодня — $2000-3000. У Мустардо — 25 000 подписчиков в инстаграме, есть свой сайт. А профиль в социальной сети открывается перечнем галерей, продающих его работы.

Произведения Мустардо балансируют между органическим и синтетическим началом. Инопланетного эффекта художник добивается с помощью напыления жидкой резины, однако форму при этом предпочитает более чем традиционную: единицей измерения в созданном им художественном мире стала амфора в римском стиле. Правда, и та все время подвергается испытаниям — художник вытягивает ее, проверяет на прочность и наблюдает за ее мутациями в современном мире.

Формы Даниила Антропова
Untitled 1.0, 2020

Формы Даниила Антропова

Даниил Антропов, выпускник «Свободных мастерских», свой главный интерес в искусстве определяет как процесс формообразования. Художник вносит в работы элемент хаоса и случайности, несвойственный керамике, благодаря которому получает биоморфные разлагающиеся формы. Способствует этому эффекту произведения, запечатленного в момент творения (вспомним «Большую глину» Урса Фишера), индустриальный хлам, которым Антропов дополняет свои работы, — стержни, прутья, и специальная техника исполнения — многочисленные обжиги, эксперименты с гипсом и другими необычными материалами.

В инстаграме художника все посвящено только его творчеству, а цены на его произведения измеряются сотнями тысяч рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+