Доверять или избегать: что такое типы привязанности и как они влияют на отношения
Хогвартс под присмотром психологов
В 2021 году проект «Московская психологическая лаборатория 12» провел исследование персонажей саги о Гарри Поттере — целью авторов было показать, как на примере известных героев работают те или иные типы привязанности в отношениях. Изучая их характеры и взаимодействие с окружающим миром, исследователи не обошли стороной то, в каких условиях росли волшебники, что их окружало и какие нравы, ценности и нормы господствовали в их семьях.
На каждый тип привязанности — надежный, тревожный, избегающий и тревожно-избегающий (его также называют амбивалентным или дезорганизованным) — нашелся свой пример, хорошо знакомый и читателям, и зрителям поттерианы. Так, Драко Малфой, по мнению исследователей, — яркий пример тревожно-избегающего типа привязанности: маг-чистокровка вырос в деспотичной семье, где поощрялось насилие и в которой за проявление слабости, несогласие и отсутствие преданности особым нравственным идеалам следовало наказание. Из-за этого Драко, став взрослым, с трудом может строить отношения с людьми: он боится показывать себя настоящего, мало кому доверяет и нередко понимает лишь язык силы — это же свойственно Сириусу Блэку и Беллатрисе Лестрейндж, у которых, по мнению авторов работы, такой же тип привязанности.
Его идейный враг Гарри Поттер — образец избегающего типа привязанности (как и, к слову, Полумна Лавгуд и профессор Люпин). Нередко он отстранен от близких, часто стремится к одиночеству — это, как отмечается в исследовании, результат взросления в непростых условиях, где любовь и забота родителей были кратковременными, а мир — наполнен опасностями и тревогами, когда рассчитывать приходилось только на самого себя. Даже при сильной симпатии человеку с избегающим типом близости трудно сделать первый шаг в отношениях — и дружеских, и романтических.
Люди с таким типом привязанности, как у Гарри, со стороны могут казаться уверенными в себе, но при этом — постоянно сомневаться в своих способностях, а еще — бояться делиться чем-то личным, так как они убеждены, что мир может ранить их и лишить того, что они так ценят.
Кроме того, исследователи также определили и типы привязанности у лучшего друга и девушки Гарри — Рона и Джинни Уизли. Им свойствен надежный тип: оба выросли в дружной семье, где ценятся поддержка и забота, а родители практически все время находятся рядом со своими детьми и эмоционально доступны. В отличие от Гарри, Уизли более открыты в своих эмоциях: их отличает безусловная преданность, которая ценится в дружбе, надежность и умение адаптироваться в трудных ситуациях.
А вот лучшей подруге Гарри Гермионе Грейнджер больше свойствен тревожный тип привязанности: она настороженно относится к незнакомцам, а сама нуждается в том, чтобы быть видимой и заметной, — если же ей этого не удается, она расстраивается или вовсе отдаляется от тех, кто ей близок. Это может вызывать трудности в построении отношений: люди с тревожным типом привязанности, как и Гермиона, боятся быть отвергнутыми и недооцененными, чувствуют себя отстраненными, поэтому построение романтических связей им дается нелегко, а свои собственные желания и потребности они часто прячут.
О типах привязанности впервые заговорили в 50-х годах ХХ века. Тем не менее потребовалось не одно десятилетие, чтобы идея о свойственном каждому человеку типе привязанности, который и формирует нашу модель поведения в обществе, выстояла критику научного сообщества и получила «зеленый свет» в настоящую психологию, а вместе с этим — и более детальное рассмотрение и анализ.
Семья превыше всего
Первым о надежном, избегающем и других типах привязанности задумался британский психолог Джон Боулби — путь в медицину он начал благодаря отцу, который был известным хирургом и вдохновил сына заняться наукой. Однако вместо анатомии и операций Боулби заинтересовался психиатрией. Уже в годы Второй мировой войны он начал работать с детьми — главным образом его волновали тонкости отношений матери и ребенка. Его «пациентами» были, как правило, трудные подростки, попавшиеся на воровстве: Боулби, общаясь с ними, установил, что та или иная модель поведения или тип привязанности, свойственные им, во многом взаимосвязаны с тем, какими были их отношения со «значимыми взрослыми» — матерью или другими близкими, которые занимались их воспитанием.
Психолог пришел к выводу, что чем нестабильнее, беспокойнее и проблематичнее были отношения детей со значимыми для них взрослыми, тем больше трудностей они испытывали при взаимодействии с окружающим миром. Именно этим, по задумке Боулби, объяснялись нарушения закона, замкнутость в себе, склонность к насилию, сложности с доверием и не только.
«Согласно его теории, человек, как и другие живые существа, рождается с врожденной, биологически заложенной «системой привязанности» — эта программа «активируется» как только возникает внешняя или внутренняя опасность, — объясняет гипотезу Боулби Светлана Байаз, преподаватель Московского института психоанализа. — Новорожденный ребенок несамостоятелен, он не может выжить без взрослого, который осуществляет за ним уход. Таким образом обеспечивается связь между младенцем и значимым взрослым».
Эти паттерны поведения, которые были «активированы» в детстве, продолжают сохраняться в течение всей жизни и проявляться в разных ситуациях — общении со своими детьми, партнером, друзьями и не только. По мнению Боулби, мать и младенец входят в своего рода саморегулирующуюся систему, которая включается еще до рождения малыша: сразу после появления на свет младенец ищет «чуткого» взрослого, а мать — эмоциональный контакт с младенцем.
Интересно, что идеи Боулби о возможных типах привязанности долгое время подвергались критике в психологическом сообществе — потребовались не только годы, но и усилия его единомышленников, чтобы доказать правоту ученого. Канадский психолог Мэри Эйнсворт, работавшая вместе с ним, подхватила и развила его гипотезу и провела серию опытов «Незнакомая ситуация» с участием матери и ребенка.
В них Эйнсворт наблюдала за поведением детей в присутствии матери, незнакомца и наедине с самими собой. Эксперимент был разбит на восемь сцен по три минуты: родитель с младенцем сначала заходили в комнату с обилием игрушек, а затем там появлялся незнакомец, который пробовал вступить в контакт с ребенком. В течение восьми эпизодов мать то возвращалась в комнату, где был ее ребенок и незнакомый человек, то вновь уходила, оставляя их одних.
Действия детей, как заметила Эйнсоврт, могли быть совершенно разными: одни грустили, когда уходила мать, и боялись незнакомца, другие — относились к нему настороженно даже в присутствии родителя, третьи и вовсе избегали мать. Так психолог, наблюдая за поведением и реакциями ребенка в разных ситуациях — с матерью или незнакомцем наедине и с ними двумя одновременно — выделила четыре основные типа эмоциональной привязанности, на которые до сих пор опирается научное сообщество.
Четыре разных сценария — как найти свой
В современной психологии выделяются четыре типа привязанности в отношениях: надежный, тревожный, избегающий и тревожно-избегающий — последний может также называться «амбивалентным» или «дезорганизованным». Как и было доказано Эйнсворт и Боулби, каждый из них закладывается еще в детстве и зависит от того, какими были отношения матери или иных значимых взрослых и ребенка. По словам Светланы Байаз, у каждого типа есть свои конкретные особенности.
— Надежный тип привязанности строится на симпатии, любви, преданности и доверии: ребенок тянется к матери, когда чувствует опасность, но способен делать самостоятельные шаги, понимая, что в случае угрозы мама его защитит. В будущем дети с надежным типом будут пытаться создать здоровые отношения. Дети из таких семей проще адаптируются в социуме, легче справляются с трудностями и в целом более социально успешны. Им легче налаживать контакт с партнером и создавать семью — надежный тип эмоциональной близости можно считать наиболее гармоничным.
— Тревожный тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто оставлял ребенка и тот не был уверен, появится ли он, когда будет нужен. Такие «тревожные» дети настороженно относятся к незнакомцам, а на возвращение близкого человека реагируют неоднозначно: радуются, но при этом обижаются, что он уходил. Во взрослом возрасте человеку с тревожным типом привязанности сложнее выстраивать отношения с партнером и доверять окружающим, он нуждается в том, чтобы ему давали понять, что к нему есть симпатия и его не оставят одного.
— При избегающем типе привязанности у ребенка не было значимого взрослого, поэтому он привык обходиться без него. Став взрослым сам, такой человек будет надеяться только на себя — не ждать поддержки от семьи, друзей и партнеров и избегать любых привязанностей и симпатий, так как, по его мнению, они приносят проблемы, дискомфорт и даже внутреннюю боль. Личность с избегающим типом не готова создавать эмоциональные и доверительные отношения с другими: такому человеку проще избегать чувств, чем искать, а уж тем более испытывать их, и он реже других будет просить помощи, даже если нуждается в ней.
— У детей с тревожно-избегающим, или амбивалентным/дезорганизованным, типом привязанности противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. С одной стороны, они стремятся к близости со взрослыми, но в то же время и избегают ее. В будущем им сложно построить любые близкие отношения — они будут интуитивно стремиться к близости с друзьями или партнером и одновременно отталкивать дорогого человека, потому что боятся, что тот причинит им страдания. В целом, этот тип привязанности сочетает в себе черты тревожной и избегающей моделей.
Иногда у людей возникает сложность с тем, чтобы определить собственный тип эмоциональной привязанности. Пытаясь понять, какой тип нам более свойствен, мы можем заметить противоречия в своих действиях, неоднозначно оценивать опыт отношений с партнерами или друзьями, не понимать истинные причины поведения — проблем с доверием, отсутствие симпатии и не только.
Определить тип привязанности, по словам Байаз, эффективнее поможет анализ самых первых наших отношений — тех, что были в детстве со значимыми для нас взрослыми. Именно этот опыт и диктует, как мы будем строить свои отношения с другими людьми, говорит преподаватель.
«Значимый взрослый — это не всегда мать, это может быть няня, бабушка или другой взрослый, который обеспечивал безопасность и давал эмоциональный отклик. Для формирования надежного типа привязанности недостаточно только обеспечить жизненно важные потребности ребенка — важно быть эмоционально включенным, чутким к его переживаниям», — объясняет Байаз.
Кроме того, не стоит забывать, что на нашу эмоциональную привязанность влияет и то, в каких условиях прошло детство у наших родителей — именно они создают для нас те или иные условия для формирования чувства безопасности. Так, в контексте типов привязанности, отмечает Байаз, речь может идти о межпоколенческой передаче травмы и «наследовании» типа привязанности: тревожный тип, свойственный бабушке, мог повлиять на стиль воспитания мамы и передаться ей, а от нее — нам и нашим детям, причем совершенно неосознанно. Аналогично могут передаваться и другие типы — надежный, избегающий и тревожно-избегающий.
Сменить привычную модель
Однозначного мнения, можно ли изменить тип эмоциональной близости, в научном сообществе пока нет. «Большинство специалистов-психологов убеждены, что те эмоциональные связи, которые формируются в первый год жизни человека, восполнить невозможно. Если с рождения ребенок был подвержен депривации, то ожидать, что во взрослом возрасте он будет без особых усилий выстраивать отношения по надежному, а не тревожному, избегающему или тревожно-избегающему типу привязанности, не стоит — это почти невозможно», — говорит Байаз.
Тем не менее, подчеркивает преподаватель, существуют психологи, которые считают, что человек при достаточно сильной мотивации и желании может если не изменить, то хотя бы минимизировать последствия травм в привязанности — просто это потребует от него большей осознанности и внутренней работы. «Если человек с тревожным или избегающим типом привязанности продолжит жить, как и раньше, то отношения с близкими будут, скорее всего, выстраиваться по тревожно-избегающему типу привязанности. Таким образом, неконструктивные формы поведения он будет выбирать неосознанно», — объясняет специалист.
Воспитывая детей, человек может столкнуться с мыслью: «Я всегда знал, что так никогда не сделаю и не скажу своему ребенку, а теперь говорю и не знаю, как делать иначе». В этом случае мы можем обвинять родителей — за то, что они не любили так, как мы этого хотели, не дали нам ту заботу, которую мы ждали, а их поведение было далеко от идеала. «Такие рассуждения уводят нас еще дальше от решения проблемы», — подчеркивает Байаз.
Изучение и понимание своего типа привязанности, напоминает преподаватель, помогает, как ни странно, быть свободными от привычной нам модели поведения и совершать те действия, которые кажутся нам более правильными, а не те, которые мы воспроизводим, едва осознавая. «Чем выше уровень рефлексии, тем больше мы можем понять, что нами движет в той или иной ситуации, почему мы делаем те или иные выборы. Наша задача — уходить от автоматических реакций, особенно там, где мы хотим выстроить более открытые отношения, — говорит она. — Если человек хочет управлять своей жизнью, то совершенно точно стоит освободить себя от свойственного ему типа привязанности настолько, насколько это будет возможно, и это облегчит жизнь ему и его близким».