К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время NFT: почему российские фонды опасаются работать с криптопожертвованиями

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Появление блокчейн-технологий открыло новые возможности для тех, кто хочет сделать вклад в решение важных социальных проблем. В благотворительности происходит настоящая революция: криптовалюты помогают делать ее более прозрачной, эффективной и доступной. Партнер Digital & Analogue Partners, адвокат Екатерина Смирнова рассказывает о перспективах использования криптовалют в третьем секторе и о том, как это регулируется в России

Отношение к криптовалютным пожертвованиям в мире

В мире количество благотворительных пожертвований в криптовалюте растет на сотни процентов в год. По данным Coindesk, каждый второй крупный благотворительный фонд в мире занимается привлечением средств в криптовалютах. Среди них, например, Food for Life Global, Greenpeace, Save the Children, United Way и Podari.Life (партнерский фонд «Подари жизнь» в США). Годовой отчет Giving Block (цифровая платформа, которая организует благотворительные сборы) показал,  что к началу 2023 года криптопожертвования достигли рекордной цифры — $125 млн. При этом средний объем криптовалютных пожертвований на одну НКО составил $26 000. 

Одна из наиболее развитых стран в этом вопросе — США. Здесь все урегулировано на уровне государства: Комиссия по биржам (SEC) и Налоговая служба (IRS) четко разъясняют, как верифицировать пользователей, чтобы быть уверенным в легальности криптовалюты, как платить или не платить налоги. Американским инвесторам даже выгодно жертвовать криптоактивы, так как они получают с них налоговый вычет.  

Еще одной причиной стремительного роста пожертвований в криптовалюте становятся мировые катастрофы и природные катаклизмы. После наводнения в Ливии и разрушительного землетрясения в Марокко в сентябре 2023 года компания Binance — крупнейший поставщик инфраструктуры для криптовалютной отрасли — перечислила $3 млн на помощь пострадавшим. За ней последовало и все мировое криптосообщество. 

 

Криптодоноры становятся одними из самых активных и заметных участников адресной финансовой помощи регионам, пережившим стихийное бедствие, благодаря децентрализованному механизму блокчейн-технологий. Ведь в условиях разрушенной инфраструктуры доступ к банковским счетам и картам может быть ограничен или полностью блокирован. Это повлекло за собой и рост системной помощи — все большее количество фондов по всему миру открывают криптокошельки и сборы на уставную деятельность и реализацию плановых программ. 

Преимущества криптовалютных пожертвований

Помимо безграничного применения и международного оборота, одним из ключевых преимуществ криптопожертвований можно назвать стремительный рост числа потенциальных доноров, а значит и объемов помощи нуждающимся. Если посмотреть на историю формирования общества криптоэнтузиастов, они изначально пропагандировали идею создания лучшего мира и сплоченного общества. Одновременно криптовалюты все еще ограничены в использовании в сравнении с фиатными деньгами (рублями, долларами или любой другой валютой) — даже на территории стран с регулируемым и законным оборотом криптовалют расплатиться биткоинами или эфиром можно далеко не в каждом магазине — поэтому использовать их ради благой цели становится привлекательной идеей. 

 

Во-вторых, блокчейн обеспечивает открытость и прозрачность процесса. Любой пользователь распределенного реестра при желании может проследить движение криптовалюты и узнать информацию о каждой совершенной трансакции. При сохранении анонимности держателей криптовалюты технология блокчейн обеспечивает безопасность сделок, помогая исключить мошенничество и установить новый уровень доверия между донорами и благотворительными организациями, благодаря процедуре KYC/AML (проверки пользователей и источников их доходов. — Forbes Life).

И, наконец, пожертвования в криптовалюте выгодны для жертвователя. Блокчейн работает без централизованного управления, и отсутствие звена в лице контролирующего органа экономически привлекательно: чем меньше посредников — тем ниже комиссия за трансакцию. 

Однако в России, где использование криптовалют ограничено законом, такие пожертвования все еще редки, хотя, как показывает опрос руководителей, более 50% НКО в этом заинтересованы. Исследование также выявило причины отставания от мировой повестки — российские фонды боятся выступать первопроходцами и привлекать внимание контролирующих органов.

 

Среди наиболее частых поводов для опасений руководства — юридические и репутационные риски, связанные с нарушением запрета на прием криптовалюты в качестве средств оплаты товаров или услуг, получение иностранного финансирования и другие. Но некоторые российские НКО уже активно принимают криптопожертвования, действуя в рамках закона при помощи новых разрешенных форматов — таких как NFT. Так, благотворительный фонд «Дети-бабочки» и детский хоспис «Дом с маяком» привлекали криптопожертвования в обмен на NFT-работы, созданные на основе рисунков их подопечных. Фонд «Подари жизнь» использовал для минтинга (то есть создания NFT) работы известных художников, а фонд «Линия жизни» устроил кибермарафон в метавселенной, собрав 10 млн рублей.

Среди примеров практического применения токенов во благо можно выделить и оцифровку и защиту культурных артефактов. В сентябре 2023 года Государственный Эрмитаж запустил уже второй NFT-проект для сбора средств на реставрацию картин на российской платформе Atomyze. А впервые музей реализовал проект по продаже токенизированного искусства на базе блокчейн еще в июле 2021 года. 

Благодаря заданному тренду, а также изменениям в законодательстве, разъясняющим регуляторные требования к криптовалютам,  за последние полгода в российской благотворительной практике появилось еще несколько успешно реализованных NFT-проектов, одним из примеров которых служит проект kormi kota Фонда продовольствия «Русь».

Однако массового распространения в третьем секторе криптовалюты пока не получили — во многом из-за непонимания сотрудниками фондов тонкостей регулирования цифровых активов и неочевидных рисков. Чтобы изменить эту ситуацию, консалтинговое бюро Digital & Analogue Partners вместе с фондом «Друзья» запустило образовательную платформу «Токены Друзей», которая объединила благотворительный NFT-дроп, созданный на основе фотографий юриста Романа Бевзенко, и образовательные материалы.

Как российским фондам законно получать пожертвования в криптовалюте

В России, согласно закону «О цифровых финансовых активах» (Закон о ЦФА), запрещается совершать оплату в криптовалюте, но ее дарение и жертвование не запрещено. То есть криптовалюта — это имущество, а не платежное средство. Запрет на оплату криптовалютой товаров и услуг налагает некоторые ограничения на фонды — так, чтобы воспользоваться криптопожертвованием и закупить, например, оборудование для больницы, фонд должен вывести его в фиатные деньги. 

 

Российским НКО следует учитывать, что согласно Закону о ЦФА банки не открывают счета в криптовалюте для юридических лиц. Поэтому получить криптопожертование сразу на свой банковский счет у фонда не получится. Но можно выбрать один из двух вариантов: 

  1. Получать пожертвования на криптокошелек сотрудника фонда. Для этого нужно предварительно заключить с ним договор поручения. Такой сотрудник становится держателем кошелька фонда, принимает на себя обязательство переводить криптовалюту в рубли, которые затем будет перечислять на счет НКО. Юридически это работает так же, как привычная всем выдача сотруднику подотчетных средств для покупки чего-либо в пользу работодателя.  
  2. Получать пожертвования на криптокошелек фонда, который нужно открыть в стране, где это разрешено законом. Например, в проекте «Токены Друзей» кошелек НКО был открыт в Республике Беларусь.

Если фонд не просто привлекает криптопожертования, а осуществляет продажу NFT, то важно помнить, что российский гражданин или организация не могут продавать NFT самостоятельно. Закон запрещает получать криптовалюту в качестве оплаты за товары, работы и услуги, а NFT продаются только за крипту. Поэтому нужно передать NFT-работы арт-дилеру, которому разрешено продавать товары за криптовалюту (например, резиденту США или стран ЕС), и заключить с ним агентский договор, согласно которому он продает NFT-работы на специальном маркетплейсе в пользу фонда. Официальных площадок для продажи NFT множество, например Foundation, Rarible, OpenSea и другие.

После получения криптовалюты фонд должен поставить ее на баланс. С точки зрения бухгалтерского учета, криптовалюта — это имущество, которое можно свободно обменять на деньги и зачислить их на счет фонда. Проще говоря — продать. Но даже для российских фондов это еще не все доступные способы распоряжаться криптовалютой. Помимо того чтобы продать крипту и получить «обычные» деньги, ее можно использовать для премирования сотрудников — это законно.

Наконец, отчетность в Минюст. Важно помнить, что фонд всегда должен указывать источник, от которого он получил имущество. Для этого нужно запросить от жертвователя документ, подтверждающий наличие/отсутствие иностранного «элемента». Минюст исходит из презумпции законности и добросовестности НКО и их контрагентов, поэтому достаточно простого письма от жертвователя в свободной форме, где он подтвердит или опровергнет иностранное финансирование.

 

Благотворительность, как и любая другая сфера, не может игнорировать изменяющуюся реальность, и чтобы продолжать существовать, она должна адаптироваться к новым тенденциям. Инструментов участия в благотворительности становится все больше с каждым днем, и это настоящая инвестиция в будущее, в котором хочется жить. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+