Лесные братья: как выглядит будущее на Архитектурной биеннале в Венеции
В сравнении с Биеннале современного искусства архитектурная выставка вызывает меньше ажиотажа у посетителей. Возможно, дело в том, что архитектурные проекты часто выглядят не так привлекательно и требуют от зрителя большей вовлеченности. Куратор Лесли Локко подошла к созданию биеннале как к кулинарному рецепту, то есть строго следовала положенным пропорциям. Из 89 участников выставки — более половины происходят из Африки или являются представителями африканской диаспоры, гендерный баланс соблюден 50 на 50, средний возраст архитекторов — 43 года, 46% считают работу в образовательной сфере формой практики. Почти половина участников либо работают по одиночке, либо в бюро до пяти человек.
Проекты разбиты на секции. В «Форс-мажор», например, представлены 16 работ, созданных архитекторами-африканцами. В «Опасных связях» упор сделан на неожиданные подходы к архитектуре. А секция «Гости из будущего» отведена молодым участникам. Куратор видит свою задачу в том, чтобы сменить взгляд на архитектуру, отвести достойное место специалистам из Африки и африканской диаспоры, при этом переосмыслить само определение архитектуры и возможности ее применения.
В этом году в первом зале основного проекта биеннале упоминали синий час — сумерки, переходный момент между днем и ночью, когда окружающие предметы теряют узнаваемость. Так и представленные проекты оказались очень разнородными по качеству, и, в конечном итоге, предложенное ими решение мало соответствовало заданной теме. Вместо созерцания архитектуры будущего зрителю предлагается переосмыслить архитектуру настоящего через призму прошлого. При этом, если вся биеннале лабораторией не стала, то некоторые проекты оказались выдающимися.