К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лесные братья: как выглядит будущее на Архитектурной биеннале в Венеции

Terra, павильон Бразилии (Фото Matteo de Mayda / La Biennale di Venezia)
Terra, павильон Бразилии (Фото Matteo de Mayda / La Biennale di Venezia)
26 ноября подходит к концу 18-я по счету Венецианская архитектурная биеннале. Большая выставка в Венеции, которая занимает сады Джардини и Арсенал, и через год чередуется с Биеннале современного искусства. Куратором выставки выступила Лесли Локко, ганско-шотландский архитектор, преподаватель и писатель. Тема смотра заявлена как «Лаборатория будущего». Тем неожиданее оказался успех павильона Бразилии, получивший Золотого льва, за обращение к земле и лесу как первичным архитектурным формам

В сравнении с Биеннале современного искусства архитектурная выставка вызывает меньше ажиотажа у посетителей. Возможно, дело в том, что архитектурные проекты часто выглядят не так привлекательно и требуют от зрителя большей вовлеченности. Куратор Лесли Локко подошла к созданию биеннале как к кулинарному рецепту, то есть строго следовала положенным пропорциям.  Из 89 участников выставки — более половины происходят из Африки или являются представителями африканской диаспоры, гендерный баланс соблюден 50 на 50, средний возраст архитекторов — 43 года, 46% считают работу в образовательной сфере формой практики. Почти половина участников либо работают по одиночке, либо в бюро до пяти человек.

Проекты разбиты на секции. В «Форс-мажор», например, представлены 16 работ, созданных архитекторами-африканцами. В «Опасных связях»  упор сделан на неожиданные подходы к архитектуре. А секция «Гости из будущего» отведена молодым участникам. Куратор видит свою задачу в том, чтобы сменить взгляд на архитектуру, отвести достойное место специалистам из Африки и африканской диаспоры, при этом переосмыслить само определение архитектуры и возможности ее применения.

В этом году в первом зале основного проекта биеннале упоминали синий час — сумерки, переходный момент между днем и ночью, когда окружающие предметы теряют узнаваемость. Так и представленные проекты оказались очень разнородными по качеству, и, в конечном итоге, предложенное ими решение мало  соответствовало  заданной теме. Вместо созерцания архитектуры будущего зрителю предлагается переосмыслить архитектуру настоящего через призму прошлого. При этом, если вся биеннале лабораторией не стала, то некоторые проекты оказались выдающимися. 

«Эмоциональное наследие», Prats Architects
Adrià Goula

«Эмоциональное наследие», Prats Architects

Дуэт работающих в Испании архитекторов Евы Пратс и Рикардо Флореса привез в Венецию проект «Эмоциональное наследие», который можно обозначить как лабораторию прошлых зданий. Чертежи, наброски и макеты, появившиеся в результате работы над разными проектами, представляют собой размышления о памяти, которую несут в себе уже существующие здания, и о том, как ее сохранить.

Terra, павильон Бразилии
Matteo de Mayda·La Biennale di Venezia

Terra, павильон Бразилии

Мотив памяти можно проследить среди работ, представленных в павильонах стран-участниц. Важность, приписываемую ему, отмечает тот факт, что главную награду биеннале, Золотого льва, за лучший национальный проект получил проект Terra, представленный Бразилией. Кураторы Габриела де Матос и Паоло Таварес решили переосмыслить прошлое, взяв за отправную точку землю. Так, они обращают внимание зрителя на то, что на территории Бразилии, где расположены поселения коренных народов и киломбу, поселения чернокожих рабов, качество почвы выше, чем в остальных районах. Таким образом, любое рассуждение на тему декарбонизации и деколонизации должно принимать во внимание ранее накопленный опыт. Главный посыл  — знание у нас под носом, о нем надо только вспомнить и возродить.

«Архитектурная ботаника», Паоло Таварес
Paulo Tavares

«Архитектурная ботаника», Паоло Таварес

Отдельный проект Паоло Тавареса представлен в рамках основной экспозиции в Арсенале. Состоящий из двух частей: «Архитектурная ботаника», 2018, и «Деревья, лозы, пальмы и прочие памятники архитектуры», 2017-2021, он принимает форму, охарактеризованную как «лесной павильон». Первая часть, « Архитектурная ботаника », основана на фотоархиве этноботаника Уильяма Бале, собранного в 1980-х в восточной Амазонии.

 «Деревья, лозы, пальмы и прочие памятники архитектуры», Паоло Таварес
Paulo Tavares

«Деревья, лозы, пальмы и прочие памятники архитектуры», Паоло Таварес

«Деревья, лозы, пальмы и прочие памятники архитектуры» представляет археологию древних поселений ксаванте — народа, который был насильственно переселен бразильской военной диктатурой в 1960-х. Здесь лес, как земля в павильоне Бразилии, предстает первичной архитектурной формой, источником знаний о прошлом и указателем направления для будущих практик.

In Vivo, павильон Бельгии
Venice Biennale of Architecture

In Vivo, павильон Бельгии

«Лаборатории будущего», пожалуй, лучше всего соответствует бельгийский павильон, в котором представлен проект In Vivo, кураторами которого стали команда Bento Architecture и философ Винсиан Деспре, преподаватель Льежского и Брюссельского свободного университетов, увлекающаяся психологией и этологией. Строительными материалами будущего здесь становятся мицелий (грибница) и грунт. В центре павильона возведена внушительная деревянная конструкция, к которой прикреплены панели из мицелия, чтобы зрителям было проще вообразить себе, как можно сосуществовать внутри этих материалов. Правда, грибы в павильоне так и не выросли. Зато в залах вокруг представлены элементы инсталляции, погружающие зрителя в процесс ее создания.

Проект показывает одновременно процесс создания и результат, воображаемый, фантастический, но  приобретающий форму в режиме реального времени. Использование мицелия — пока только игра воображения, но разворачивается она в преддверии наступления мицелоцена, новой эры, отличительной чертой которой будет признание царства грибов и его взаимоотношений с человеком.

Архитектура может принять форму расследования, будь то исторического или политического, журналистского, и два наиболее эффектных проекта биеннале этого года посвящены именно этому аспекту.

«Гипотеза Небелевки», Forensic Architecture
Venice Biennale of Architecture

«Гипотеза Небелевки», Forensic Architecture

Как в результате археологических раскопок можно пересмотреть понимание исторических процессов повествует новый проект Forensic Architecture, созданный в сотрудничестве с археологом Дэвидом Венгроу и озаглавленный «Гипотеза Небелевки». Небелевка — село в центральной Украине, где были обнаружены следы поселения шеститысячелетней давности, по масштабу сопоставимого с городами ранней Месопотамии. Его отличительной особенностью является отсутствие центра, жилые дома расположены концентрическими кругами вокруг открытого пространства. Проследить формы социальной стратификации или какие-либо знаки централизованного контроля не представляется возможным. Согласно гипотезе, именно структура города обусловила образование чернозема. То есть, устройство города повысило качество почвы вокруг. Если это так, опыт Небелевки может послужить толчком для переосмысления понятия города и его взаимоотношений с окружающей средой.

 «Исследуя систему лагерей в Синьцзяне». Killing Architects
Google map

«Исследуя систему лагерей в Синьцзяне». Killing Architects

Если в случае с Forensic Architecture архитектура может перенаправить археологию из прошлого в будущее, то в случае с проектом Killing Architects (основан Элисон Киллинг) «Исследуя систему лагерей в Синьцзяне», архитектура может послужить лучшему пониманию настоящего и стать основой журналистского расследования. Поскольку правительство КНР избегает публичной огласки о том, что происходит с мусульманами в провинции Синьцзян, которых насильно отправляют в «школы перевоспитания» по противодействию терроризму и религиозному экстремизму, для исследования сети лагерей в Синьцзяне использовались снимки со спутника, 3D моделирование, и анализ уставов китайских тюрем. В 2021 году проект Элисон Киллинг получил Пулитцеровскую премию. И, наверное, это один из самых впечатляющих примеров того, как архитектура может быть использована в рамках журналистского расследования.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+