К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Корпоративная возня, расизм и космос: каким получился третий сезон «Утреннего шоу»

Кадр из сериала «Утреннее шоу»
Кадр из сериала «Утреннее шоу»
В 2019 году выход сериала «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в главных ролях стал знаковым событием — не только для индустрии, но и для движения #MeToo. Второй сезон вновь выстрелил — на этот раз с глубоким исследованием последствий культуры отмены для всех участников событий. Но в третьем сезоне, который вышел на Apple TV+ в сентябре 2023 года, что-то пошло не так, и нового откровения не случилось. Почему так произошло и кто виноват, разбирается Forbes Life

Для начала вспомним, что было в предыдущих сериях: на телеканале UBA есть популярная программа «Утреннее шоу», которую ведут два абсолютных любимчика Америки — Алекс Леви (Дженнифер Энистон) и Митч Кесслер (Стив Карелл). Они работают на телевидении много лет и хорошо знают главное правило: чего нет в новостях, того не существует. Таким образом, все сотрудники телеканала годами молчали о недопустимом поведении Митча в отношении женщин. А некоторые даже не считали это «недопустимым». Но наступает эпоха #MeToo, в 2017 году начинается «дело Харви Вайнштейна», и женщины все чаще решаются публично сказать о своем опыте абьюза, харассмента и насилия.

Кадр из первого сезона сериала «Утреннее шоу»

Таким образом, в первом сезоне Кесслер попадает под санкции «культуры отмены», а его партнерша по эфиру Алекс оказывается в очень сложном положении: она одновременно искренне любит своего друга, боится потерять работу и имя, а еще остается честным журналистом, который должен говорить своей аудитории правду. Все усугубляется тем, что на канале появляется еще одна героиня — очень принципиальная и амбициозная журналистка Брэдли Джексон (Риз Уизерспун), которая не собирается заметать под ковер проблемы UBA. Каждому из них предстоит осознать, что им придется жить в другом мире: где одновременно рушатся старые моральные (или аморальные) нормы, а с другой — никто не отменял влияние денег и власти.  

Во втором сезоне, как остроумно заметил кинокритик Иван Филиппов в своей рецензии для Forbes, вместе с героями сериала мы пытаемся понять: есть ли жизнь после отмены. Митч, как и подобает отмененному абьюзеру, страдает на огромной вилле в Италии. Алекс Леви, хотя и потеряла работу на UBA, стала феминистской иконой, но все еще переживает из-за случившегося и отношений с Митчем. Брэдли Джексон с переменным успехом пытается быть независимым журналистом в мире большого шоу-бизнеса и медиакорпораций. И все это накрывает волной пандемия COVID-19, которая коснется в равной степени и абьюзеров, и пострадавших, и левых, и правых. Пожалуй, во втором сезоне «Утреннего шоу» мы видим один из самых талантливых слепков «эпохи короны». 

 

За что мы так полюбили «Утреннее шоу» в 2019 году? Конечно, во многом за блестящий актерский состав: что может быть увлекательнее, чем наблюдать за жесткой схваткой в дуэте Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун или увидеть одного из самых обаятельных актеров современности Стива Карелла в роли абьюзера? Но главным козырем сериала — в первом и втором сезонах — было другое. Истории героев, их характеры, мотивация и поступки были настолько сложными, что нельзя было с ходу окрасить их одним цветом: здесь — черное, а здесь — белое.

Но при этом авторы сериала не говорили нам: «все неоднозначно» — и не подвергали сомнению недопустимость абьюза. Наоборот, зрителю, как в талантливо сделанном квесте, нужно было в конце все-таки распознать добро и зло — вопреки своей эмпатии или неприязни к героям. Потому что справедливость наступает в тот момент, когда мы способны в симпатичном Митче распознать мужчину, который совершает харассмент, а значит, должен нести за это ответственность.

 

«Утреннее шоу» стало важной рефлексией на самые острые социальные темы, которые будоражили тогда США. К 2020 году волна #MeToo докатилась и до России, и хотя она затронула лишь небольшую часть медийного сообщества, были и такие громкие разбирательства, как «дело Слуцкого», когда несколько журналисток обвинили депутата ЛДПР (теперь — руководителя фракции ЛДПР) в домогательствах. Поэтому сериал мгновенно стал блокбастером Apple TV+ по всему миру и вывел платформу в топ среди стримингов. 

Кадр из третьего сезона сериала «Утреннее шоу»

При этом уже во втором сезоне стало заметно, как авторы пытаются захватить буквально все острые углы актуальной повестки: помимо культуры отмены, в сериале довольно хаотично поднимаются темы расизма, культурной апроприации, движения #BlackLivesMatter, COVID-19, политики Трампа. В общем, как если бы вы листали краткое содержание новостной ленты за 2020-2022 годы, а их зачитывали Энистон и Уизерспун. Неплохо, конечно, но когда прыгаешь по верхам, никогда не добираешься до сути. Но в предыдущем сезоне еще сохранялась та самая глубина и сложность героев, за которые мы их полюбили, несмотря на самые спорные поступки.

В последней части, которая вышла в сентябре 2023 года, эта «новостная лента» как будто окончательно вырвалась из-под контроля, а характеры персонажей ушли на задний план. А отечественного зрителя и вовсе «забанили без права на VPN»: новый сезон просто не вышел в российском Apple TV+. И эти вещи кажутся неразрывно связанными: американский сериал, который говорит о самой актуальной повестке в мире, включая события на территории Украины, вряд ли бы мог официально транслироваться в России, не нарушая текущие законы.  

 

Кажется, что на этот раз шоураннеры писали сценарий «по ключевым словам»: здесь и полет журналистов в космос на частном корабле, построенном харизматичным IT-предпринимателем Полом Марксом (Джон Хэмм), подозрительно напоминающим Илона Маска (чья компания SpaceX в апреле 2023 года впервые отправила в испытательный полет самую мощную из существующих в мире ракет). И штурм Капитолия сторонниками Дональда Трампа 6 января 2021 года. И репортажи американских журналистов об Украине. И конфликт продвинутой интеллектуальной элиты и условных «антиваксеров» в эпоху COVID-19. И конечно, огромный сюжетный пласт посвящен теме расизма и того, как на новую этику реагирует корпоративная культура, которую, если честно, интересует только одно: деньги. 

Кадр из третьего сезона сериала «Утреннее шоу»

Все это  чрезвычайно важные темы. Как и все вопросы, которые сегодня поднимает общество в целом и сериал «Утреннее шоу» в частности. Проблема третьего сезона в том, что этот важный разговор перестает быть увлекательным и талантливым. А главное, глубоким. Честная, очень человечная рефлексия персонажей уступила место корпоративной возне: большую часть сезона мы наблюдаем, как глава UBA Кори Эллисон и его правая рука Стелла (блистательная игра Греты Ли) пытаются продать компанию тому самому IT-предпринимателю. А если не ему, то еще кому-нибудь любой ценой. Потому что принципы принципами, а зарплату нужно платить всем сотрудникам, независимо от их пола, гендерной идентичности и цвета кожи. Хотя последним, судя по переписке руководства телекомпании, можно платить немного меньше. 

Тем не менее «Утреннее шоу», даже в таком хаотичном формате, все еще остается зеркалом общественных процессов, в которое стоит посмотреть. Хотя бы потому, что «нас» в нем отражают Риз Уизерспун,  Дженнифер Энистон, Грета Ли, Джулианна Маргулис и Джон Хэмм. Но на этом комплименты заканчиваются. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+