К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гастрономическая дипломатия: как страны и политики влияют на людей с помощью еды

Продовольственный рынок в Малайзии
Продовольственный рынок в Малайзии
В 2015 году на саммите ООН, посвященном будущему Земли, 193 страны одобрили план по преобразованию мира в ближайшее тысячелетие. Для первого этапа работ обозначили 17 глобальных целей, которые позволят «обеспечить покой и процветание людей и планеты». 10 из этих целей напрямую связаны с едой, поэтому Forbes Life изучает, действительно ли гастрономия — это новая международная скрепа

Мягкая сила

В 2002 году журнал The Economist придумал термин «гастродипломатия», назвав так проект правительства Таиланда. Страна потратила $15 млн на отправку сотен шеф-поваров и рестораторов, желающих открыть ресторан национальной кухни за пределами страны — особенно в Америке. Шефам предоставляли займы и бесплатные тренинги. 

В результате тайская еда заняла третье место по популярности в Штатах, а объем экспорта тайских продуктов питания в 2022 году превысил $32 млрд. Как следствие, вырос поток туристов, заинтересованных культурой Таиланда. Это направление №1 в Юго-Восточной Азии. 

Тайская еда (Фото DR)

«Гастрономия — эффективный инструмент дипломатии, а рестораны работают как своеобразные посольства, — рассказывает Жосе Таварес Forbes Life, посол Республики Индонезии в РФ и Республике Беларусь. — Недавно в Индонезии был запущен похожий проект. Мы называем его Spice Up The World. Можно интерпретировать это выражение, как «популяризируем индонезийские специи по всему миру».

 

Таварес объясняет, что это правительственная программа, реализуемая совместно с Министерством туризма и креативных индустрий. Все дипломаты Индонезии за рубежом получили рекомендации, как продвигать проект в той стране, где работают. «Через еду мы формируем имидж страны и показываем экономические возможности. Индонезия известна как родина специй. Европейцы впервые приехали сюда именно за ними. Мы занимаем четвертое место в мире по экспорту пряностей. Это приносит $500 млн дохода в бюджет в год. В планах увеличить продажи до $2 млрд и открыть 4000 индонезийских ресторанов по всему миру к 2024 году», — добавляет Жосе. 

В работе над программой Spice Up The World Индонезия использует и старейший инструмент гастродипломатии — официальные приемы. На саммите G20, проходившем на Бали в 2022 году, меню гала-ужина, а также специального ужина для супруг лидеров стран-участниц было составлено так, чтобы показать товар лицом. Местные пряности присутствовали в каждом блюде. Президент Индонезии Джоко Видодо в приветственной речи сделал на этом акцент, сказав: «Я надеюсь, наша еда вам понравится и не покажется слишком пряной».

 

Меню официальных приемов на саммитах G20 работает как весомый аргумент в переговорах. В сентябре на встрече лидеров в Дели президент Индии угощал гостей блюдами на основе проса. В планах правительства сделать этот злак, по производству которого Индия занимает первое место в Азии, мировой альтернативой пшенице и рису. 

Аргентина, принимая лидеров стран в 2018 году, выстроила программу официальных приемов с акцентом на блюдах из мяса. Эта демонстрация кулинарных традиций поставила убедительную точку в только что подписанном контракте с США о возобновлении поставок свежего мяса из Аргентины на американский рынок говядины.

Еда часто выступает и в роли символа. В США, например, хот-дог — это самый очевидный образ главной национальной ценности — демократии. Франклин Рузвельт угощал хот-догом короля Великобритании Георга VI. Во время президентства Эйзенхауэра свой первый хот-дог попробовал Никита Хрущев. В 1999 году Билл Клинтон выбрал хот-доги как символическое завершение непростой встречи между премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и президентом Палестинской автономии Ясиром Арафатом.  

 

Сила притяжения

Кроме экспорта национальных ценностей и товаров, еще один важный аспект гастродипломатии — туризм. Показателен пример Перу. Репутация страны была сильно испорчена многолетним вооруженным конфликтом между правительством и террористической организацией «Сияющий путь». В 2006 году правительство Перу объявило о запуске федеральной программы по развитию кулинарии. Спустя пять лет международная премия World Travel Awards присвоила Перу звание «Лучшего кулинарного направления в мире». Страна держит титул 11 лет подряд, став одним из лидеров туристического потока в Латинской Америке.   

Перуанская кухня (Фото DR)

Перуанскую формулу успеха гастродипломатии внедряют соседи по континенту. Государственные программы в этой области имеют Аргентина, Колумбия и Мексика.

«Когда человек пробует кухню другой страны или региона, он чаще всего меняет мнение о стране в лучшую сторону, становится лояльнее к ней, — говорит Forbes Life Леонид Гелибтерман, советник посла Всемирной туристской организации ООН. — Что касается России, то мы совсем недавно занялись гастродипломатией. Комплексной национальной программы у нас пока нет, но в этом году в РАНХиГС создан Центр гастродипломатии, там же с 2021 года для студентов факультета международных отношений преподается дисциплина «гастродипломатия», и есть перспективные региональные инициативы».

В августе под руководством Леонида Гелибтермана и патронажем губернатора Камчатского края Владимира Солодова прошел «Гастрокэмп Камчатка — 2023», в котором принимали участие лучшие шефы Камчатского края, Москвы, Иркутска, Хабаровска, а также известные шефы из Индонезии, Перу и Таиланда. Помимо задачи создания новых авторских блюд из локальных продуктов для «Камчатского меню», целью организаторов было заложить основы концепции бренда «Тихоокеанская кухня». Леонид Гелибтерман, считает, что это перспективная история для развития туризма и социально-экономического развития региона в целом.

Усилить идентичность, используя гастрономию, а вместе с этим получить привлекательный бренд, — то, чем занимаются сегодня многие регионы в России. В том числе те, которые никогда не ассоциировали себя с гастрономией. «У нас нет моря, нет стандартных туристических магнитов. Нужен творческий подход, — делится с Forbes Life директор Центра развития культуры и туризма Липецкой области Людмила Горегляд. — В 2021 году мы сделали кулинарный путеводитель «Земля в цвету», где рассказали о липецкой кухне. Это было непросто, учитывая, что область появилась на карте в 1954 году. Но это история не про область, а про землю — древнюю и щедрую. Наш чернозем как ценный экспонат выставляли на Всемирной выставке в Париже. Наша усадебная культура, где провели детство Пушкин, Лермонтов и Бунин, сильна до сих пор. У нас есть кухня Подонья и казаков. Мы собрали все это и поместили в гид. Если говорить цифрами, то с 2021-го по 2022-й поток туристов вырос в 1,6 раза. Мы приняли 920 498 человек. В ресторанах появились местные блюда. Например, бобышки, о которых помнили лишь липецкие бабушки». 

 

Сила белых фартуков

Работу с региональными продуктами и кухней считают модной тенденцией, экономическим и политическим инструментом, но есть и другая причина популярности. Эта деятельность помогает в решении тех самых 17 глобальных целей, которые позволят «обеспечить покой и процветание людей и планеты». 

Эти цели были обозначены в 2015 году на саммите ООН, посвященном будущему Земли. Среди них есть такие задачи, как преодоление голода по всему миру, борьба с бедностью, улучшение качества жизни людей, очищение воды, разработка устойчивых инициатив, развитие инноваций и создание новых рабочих мест. 

«Рецепт рагу из козленка мы получили от людей народности вайю. Они живут на границе Колумбии и Венесуэлы, в области Гуахира, и еще хранят настоящую карибскую культуру», — говорит Forbes Life шеф-повар Хайме Родригес. Его ресторан Celele в Картахене недавно получил 19-е место среди лучших заведений Латинской Америки по версии The World’s 50 Best

Тушеная копченая курица в ресторане Celele (Фото DR)

Хайме ставит тарелку с рагу на стол и обращает внимание на рис, смешанный с хрустящими креветками. Шеф говорит, что вайю готовят рис с морепродуктами, завяленными на солнце. Гуахира — пустыня на берегу моря, поэтому здесь принято все ингредиенты высушивать, чтобы сохранить продукты. 

 

«Я путешествовал по деревням, изучал, что едят жители. У Колумбии второе место в мире по биоразнообразию. Изучено 7000 видов растений и животных. Две трети из них съедобны. Но в национальном масштабе мы используем около 5% из этого богатства. Никто не брал креветок у вайю, промысел умирал. Мы первые в Картахене начали с ними работать», — комментирует Родригес блюда. 

Социальное влияние Хайме Родригеса пока ограничено побережьем Колумбии. Шеф-повар Габриэла Камара решает те же задачи в масштабе целого государства. В 2018 году она заняла должность советника президента Мексики по вопросам гастрономии. Габриэла Камара больше 30 лет в ресторанной индустрии. Она основала Contramar — самый известный ресторан национальной кухни в Мехико. Телезвезда, автор книг, одна из 100 влиятельных персон мира по версии Time

Шеф-повар Габриэла Камара (Фото DR)

Карьера Габриэлы — символ эпохи, в которой гастрономия как связующий элемент объединяет индустрию развлечений, экологию, экономику, социальные вопросы и политику. И переход шефов из категории селебрити в разряд активистов — это естественный процесс. «В Мексике проблема с ожирением. Второе место в мире по количеству детей с этим заболеванием, — рассказывает Габриэла Камара Forbes Life. — Я верю, если изменить подход, как люди едят, что сажают, как распределяются продукты, то это сработает. Невероятно, но родина кукурузы импортирует ее из США. Это «промышленный» сорт, который не так питателен. К тому же это лишает людей работы, возникает вынужденная миграция. Я не планировала быть политиком, но получилось, что я могу менять то, что мне не нравится».

СМИ называют Габриэлу супершефом. Такую приставку заслуживают многие герои в мире гастрономии. Массимо Боттура совместно с Папой Франциском реализует проект Food for soul, обеспечивающий едой бездомных и беженцев в Италии и еще восьми странах. Хосе Андрес и его World Central Kitchen оказывают помощь людям, пострадавшим от природных и гуманитарных катастроф. Андони Луис Адурис и еще 20 шефов поддерживают Oceana — крупнейшую организацию по сохранению мирового океана от загрязнения и перелова рыбы. 

 

«К счастью, сейчас в мире много подобных инициатив, — говорит Леонид Гелибтерман. — Например, Всемирная ассоциация кулинарных объединений WACS/Worldchefs, в которую входят больше 100 стран и где участвуют миллионы шефов, ставит официальной задачей делать мир лучше во всех его проявлениях. Гастрономическое сообщество — особенное. Все друг друга знают, принимают, уважают. Есть даже понятие power of white jackets. Немного наивно звучит. Но я бы эту силу со счетов не сбрасывал». 

По статистике, треть всей еды в мире отправляется в мусорный бак. При этом 828 млн человек в мире голодают, а 3 млрд не имеют доступа к здоровому питанию. Именно поэтому ассоциация кулинаров WACS и ассоциация государств ООН в последние годы все чаще работают вместе. Особенно в контексте Всемирной продовольственной программы, которая касается борьбы с пищевыми отходами. А голоса шефов звучат с тех же трибун, что и голоса дипломатов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+