Линия передач: что такое менторство и как оно меняет работу целых компаний
По сути, менторство — самый естественный и древний вид обучения. Его принцип крайне прост: более опытный человек передает свои знания новичку. Платон был наставником Аристотеля, римские императоры брали ко двору своих будущих преемников и в течение нескольких лет учили их всему необходимому для правления, а в эпоху Возрождения знаменитые художники, зачастую не имевшие академического образования, успешно делали своих учеников гениями. Наконец, система «мастер-подмастерье» существовала во всех ремесленных гильдиях. В ведических культурах есть традиция парампара — непрерывной передачи знаний от гуру (учителя) к шишья (ученику).
В XX веке интерес к менторству возрос на волне революционных настроений в обществе. В 1904 году в США была основана организация Big Brothers, в рамках которой старшие и опытные волонтеры помогали неблагополучной молодежи найти место в жизни. Вскоре после этого компания General Electric запустила программу обучения для юных инженеров, где к каждому из них прикрепляли наставника с большим опытом. Но настоящий бум менторства случился в 70-е годы, после того как Дэниел Левинсон, знаменитый американский психолог и автор теории авторитарной личности, выпустил программную книгу «Времена в жизни мужчины». В ней Левинсон назвал наставничество необходимым условием для инициации — перехода с одного жизненного этапа на другой. А отсутствие ментора во взрослом возрасте сравнил с отсутствием родителя в детстве. «Наставником может стать друг, сосед, родственник, это абсолютно неважно. Главное, чтобы ваши отношения не были формальными и преследовали общую цель — учиться и совершенствоваться», — писал он. Эта концепция удачно легла в общий тренд на борьбу с карьерным неравенством, и крупные корпорации стали открывать менторские программы: одними из первых в 1980-е стали IBM и Hewlett-Packard.
Сегодня наставничество развито абсолютно во всех компаниях из списка Fortune 500 и за последние годы доказало свою эффективность. Люди, у которых есть ментор, в пять раз чаще получают повышение, а 67% бизнесов с менторскими программами фиксируют рост прибыли. 79% миллениалов считают менторство критичным для карьерного роста и в два раза чаще остаются в компании на длительный срок, если у них есть наставник. Наконец, 89% менторов и их подопечных чувствуют себя более счастливыми и уверенными на работе. «Программы менторства увеличивают производительность и повышают бизнес-показатели в любой отрасли, — объясняет Кристина Завражнева, основатель и генеральный директор агентства корпоративных коммуникаций ReportDesign Agency. — Это мощный инструмент карьерного роста, помогающий повысить компетентность и мотивацию. А еще менторство со стороны более опытного сотрудника предотвращает у новичка быстрое выгорание, которому особенно подвержены люди творческих профессий».
Распределение ролей
Главные герои в наставничестве — это, собственно, ментор и менти. Первый передает свой опыт, второй — впитывает информацию. Между ними складываются намного более личные и неформальные отношения, чем между руководителем и подчиненным, а процесс наставничества ничем не похож на профессиональное обучение. Это могут быть разговоры и переписки, совместное решение задач и даже регулярные встречи за барной стойкой. Важно помнить, что ментор — это не коуч, не карьерный консультант и не личный психотерапевт. Его задача — мотивировать, давать советы, направлять и, конечно, делиться знаниями, но делать это вне жестких рамок. От ментора не стоит ждать, что он непременно будет составлять четкие планы сессий, глубоко развивать своего подопечного в определенной области или даже регулярно посвящать ему время. «Я регулярно обращаюсь к менторам извне, когда сталкиваюсь с трудностями или не понимаю, как двигаться дальше, — рассказывает Петр Толочков, основатель и CEO компании по разработке AR&VR-решений для бизнеса Way2Win. — К примеру, в 2021 году наша компания переживала очередную стадию роста и мы активно искали новых членов в команду — по итогам отбора предлагали оферы подходящим кандидатам, но по непонятным причинам люди отказывались. Мы обратились к ментору — он дал всего одну рекомендацию, применив которую мы смогли за месяц закрыть все активные на тот момент вакансии».
Наставничество возможно не только в карьере: к менторам обращаются, чтобы обрести здоровые привычки, переехать в другой город, освоить новый спорт или хобби. Более того, есть данные о том, что 40% преступников имеют наставников в криминальном мире. Но вне зависимости от сферы существуют определенные требования и для менторов, и для менти. Линда Филлипс-Джонс, известный американский психолог и консультант, написала несколько программных гайдов по менторингу и определила базовые навыки, необходимые наставникам и менти. Это:
— Активное слушание: Оба участника должны быть максимально заинтересованы в процессе и придавать значение каждому слову.
— Доверие: необходимо соблюдать договоренности, уважать границы друг друга, признавать свои ошибки и исправлять их.
— Поощрение: и ментору, и менти важно ценить проведенное вместе время, благодарить за него и давать обратную связь.
— Постановка целей: менти должен четко знать, чему он хочет научиться, а ментор — какие навыки он может передать.
Линда Филлипс-Джонс также сформулировала, чего ментор и менти могут ждать друг от друга.
Ментор должен направлять своего подопечного туда, куда он стремится, не утаивать свои знания и навыки. А еще — давать менти честный фидбэк, трезво оценивать его профессиональные скилы, помогать их развивать и отслеживать прогресс совместной работы. Менти, в свою очередь, формулирует четкие вопросы и готовится к встречам, занимает проактивную позицию, соблюдает договоренности. А также обеспечивает обратную связь и точно знает, каких целей хочет добиться и какой опыт конкретного наставника ему интересен.
Менти не стоит ждать, что ментор будет проводить с ним больше времени, чем может, продолжать близкое общение в обычной жизни или давать конкретные инструкции. А ментор должен быть готов к тому, что менти — полноправный участник процесса, который не должен слепо следовать любым советам, и имеет право в любой момент прекратить сессии.
«Я привлекаю начинающих художников к созданию айдентики для реальных проектов совместно с моей командой. Это помогает студентам быстрее влиться в профессию, получить практические навыки, узнать тонкости работы, о которых не написано в учебниках, — рассказывает Марина Звягинцева, художник, один из лидеров паблик-арта в России. — Так, молодые специалисты часто не знакомы с техническими требованиями к паблик-арт-объектам, например антивандальности и устойчивости — такие знания получают на практике. В свою очередь, мне менторство дарит возможность актуализировать свой опыт. Так я понимаю, что важно для новых поколений художников, могу адаптировать свои идеи под запрос современности».
Виды менторства
На базовом уровне наставничество — это встречи людей с целью неформального трансфера знаний. Дальше начинаются частности.
— Индивидуальное менторство: самый распространенный вид наставничества, когда профессионал обменивается опытом с новичком.
— Групповое менторство: тут возможны варианты: группа менти, которых направляет один ментор, или один менти, которого «прокачивают» одновременно несколько наставников.
— Равное менторство: два сотрудника с похожим опытом и статусом встречаются, чтобы поделиться знаниями и вместе решить задачи.
— Обратное менторство: этом случае «младший» становится наставником для «старших». Например, недавний выпускник вуза может дать топ-менеджеру свежий взгляд на проблемы в их сфере.
— Флеш-менторство: менти планирует короткие сессии с наставником либо они встречаются только один раз, чтобы обсудить конкретный вопрос или точечно чему-то научиться.
— Мозаичное менторство: менти использует несколько подходов одновременно: работает с разными менторами в рабочей и дружеской обстановке.
— Функциональное менторство: частый вид корпоративного наставничества, когда перед ментором и менти ставится конкретная цель. Например, руководство просит сениор-разработчика научить чему-то джуниора.
«Несколько лет назад, во время запуска франшизы, мы работали с первыми партнерами в формате наставничества: за руку проходили с каждым все этапы создания и открытия студии на основе своего опыта. За каждым партнером был закреплен отдельный менеджер, появились общие обучающие материалы. В то же время нам очень хотелось продолжить традиции менторства внутри сети, мы стали мотивировать более опытных партнеров к передаче своего опыта новичкам, — рассказывают Артур и Ксения Гуфрановы, основатели международной франчайзинговой сети студий балета и растяжки LEVITA. — Так и появился институт наставничества: мы отбираем сильных партнеров, которые близки нам по корпоративным ценностям, и закрепляем за ними 5 партнеров-новичков с релевантными запросами. По сути, человека ведет такой же франчайзи-партнер, но находящийся на 1-2 ступеньки выше в развитии бизнеса: с большим количеством студий, с выстроенной командой и так далее».
Как рассказывает Петр Толочков, в Way2Win менторство работает сразу в четырех форматах:
— личные встречи между сотрудниками — могут быть инициированы как тем, кто столкнулся с проблемой, так и более старшим коллегой, который сам предлагает помощь;
— регулярное обновление базы данных по компании — каждый новый кейс разбирается, обсуждается и добавляется в вики-пространство, чтобы в дальнейшем сотрудники могли обращаться к уже накопленному опыту;
— программа Buddy (в переводе с англ. «приятель») — к каждому новому члену команды прикрепляется более опытный наставник, который помогает в процессе адаптации;
— ретроспективы проектов — открытые обсуждения командой возникших проблем, где каждый может поделиться своим способом решения и выслушать обратную связь от более опытных коллег.
Не только знания
Польза наставничества не ограничивается «прокачкой скилов»: оно действительно меняет компании к лучшему. Например, помогает бороться с эйджизмом. «Менторинг полезен и применим к любому сотруднику, вне зависимости от того, какой у него в этот момент багаж знаний, степень зрелости и возраст, — объясняет Максим Десятых, основатель Duo Sapiens, сервиса по подбору менторов для цифровых и графических дизайнеров. — Даже самые опытные специалисты не застрахованы от непредвиденных обстоятельств — потери работы, банкротства компании. При попытке устроиться на новое место их предыдущий опыт может быть не только нерелевантным, но и стать тяжелым багажом, который будет мешать. Нужен проводник, который поможет лучше понять, что здесь вообще происходит, некие внутренние «правила игры», как здесь быть успешным и развиваться. Роль такого проводника и играет ментор, зачастую более юный».
А еще наставничество — оружие против мизогинии. Например, в Goldman Sachs Group 70% женщин, у которых были менторы внутри корпорации, в течение пять лет становятся топ-менеджерами.
«Статистика говорит, что во многих организациях не хватает женщин на руководящих ролях. Программы менторинга woman-to-woman могут «подсвечивать» женщин-лидеров как ролевые модели для остальных женщин в компании, — объясняет Екатерина Игошина, основательница платформы женского менторинга Miranna. — 86% женщин сообщают, что когда они видят больше представительниц своего пола в руководстве, то начинают верить, что тоже смогут этого добиться». Менторство woman-to-woman может давать значительные преимущества в сферах, где присутствуют гендерные стереотипы, сексизм и стеклянный потолок, добавляет Игошина. Женщины-менторы делятся с менти опытом, отзывами о компаниях-работодателях, рассказывают, как преодолевали трудности, связанные с дискриминацией на рабочем месте и на рынке труда. А также дают лайфхаки по совмещению рабочей и личной жизни, помогают работать со стрессом и дарят свой социальный капитал — доступ к связям и профессиональным женским клубам.
«Компании в России совсем недавно осознали необходимость более активно развивать менторство, особенно для женщин, которые больше всего нуждаются в «открытии дверей», — комментирует Елена Речкалова, стратегический консультант по построению карьеры женщин в топ-менеджменте и обучению женщин-лидеров. — Менторы действуют как зеркало, позволяя женщинам видеть себя более ясно».
Где найти ментора
Внутри компании
Во многих корпорациях есть готовые программы менторства, к которым можно присоединиться. Как правило, пары «ментор-менти» подбирают специалисты в зависимости от целей и задач.
На мероприятиях
Любая конференция, лекция, выставка — это возможность познакомиться с интересующим экспертом и спросить, готов ли он стать вашим наставником. В большинстве случаев профессионалы открыты к такому взаимодействию — ведь они тоже от него выигрывают. «Обучение других, как правило, провоцирует человека на размышления, поиск новых инсайтов о профессии и ответов на неудобные и сложные вопросы, — объясняет Максим Десятых из Duo Sapiens. — Это позволяет и самому ментору лучше разобраться в теме, развивать собственное мышление, переосмыслять личный опыт, расти в карьере и профессии».
В специальных сервисах
Существуют платформы, где менти и менторы могут найти друг друга. В России это, например, Solvery, Duo Sapiens, Miranna, Women in Tech, «Эйч».
В социальных сетях
В тематических сообществах и пабликах всегда можно разместить объявление о поиске наставника или предложить свои услуги.
В собственном окружении
Стоит присмотреться повнимательнее — очень может быть, что человек с нужным набором скилов, опытом и бэкграундом живет в соседнем доме, ходит в ваш спортзал или выгуливает собаку во дворе. Эксперты из Йельского университета напоминают, что возраст, должность и послужной список потенциального ментора не имеют большого значения. Нужно просто искать кого-то, кто любит свое дело, кем вы искренне восхищаетесь.