К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Илон Маск и Маккензи Скотт: почему эндаументы помогают НКО переживать кризис

Илон Маск передал в DAF (Donor Advised Funds — «фонды, рекомендуемые донорами») акции Tesla на сумму $5,7 млрд (Фото EPA / TASS)
Илон Маск передал в DAF (Donor Advised Funds — «фонды, рекомендуемые донорами») акции Tesla на сумму $5,7 млрд (Фото EPA / TASS)
В последние несколько лет на фоне неуклонно растущих потребностей в финансировании некоммерческих проектов пожертвования от доноров в силу разных причин сокращаются. Директор эндаумент-фонда «Филантроп» Людмила Пантелеева объясняет, почему организации, имеющие эндаументы, подвержены рискам меньше других и чем выгодны зонтичные решения с полностью готовой инфраструктурой для доноров

Ежегодно в мире на благотворительные цели выделяют более $500 млрд, говорится в отчете Citi. При этом в последние годы в ряде стран объем пожертвований на благотворительность начал сокращаться. Так, в США объем благотворительных поступлений в 2022 году впервые за многие годы снизился по сравнению с 2021 годом, и более 60% доноров в стране планируют в ближайшие годы быть более осторожными. С дефицитом финансирования столкнулась даже крупнейшая в мире благотворительная организация — Международный комитет Красного Креста, сокращающая свое глобальное присутствие из-за урезания бюджета на 2024 год на 13%.

Динамика пожертвований в России вызывает еще большие опасения. В первой половине 2022 года у 42% российских НКО выросли запросы со стороны подопечных, а у 52% организаций снизились объемы финансирования. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, доля россиян, так или иначе занимающихся благотворительностью, в 2022 году снизилась по сравнению с 2021 годом с 57% до 54%. При этом россияне традиционно предпочитают помогать несистемно — в виде милостыни, личной передачи средств «из рук в руки». Только 10% от числа жертвовавших средства делали это с помощью каких-либо организаций, в том числе благотворительных.

Инфляция, падение рынков, слабый рост ВВП стран-доноров, снижающие темпы роста пожертвований на фоне растущих потребностей, создают новые вызовы для некоммерческого сектора. Благотворительные организации вынуждены искать разные способы привлечения денег, чтобы сохранить свои проекты и выжить самим.

 

Новые тренды в благотворительности

Одновременно в последние годы наметились два заметных тренда: рост объемов благотворительности, основанной на доверии, и кратное увеличение пожертвований в виде цифровых активов, отмечают аналитики Citi в своем отчете

Еще несколько лет назад доноры предпочитали жертвовать средства некоммерческим организациям на конкретные цели. Однако во время пандемии COVID-19 выросла доля безусловных пожертвований, когда донор выдает деньги НКО, позволяя распоряжаться ими по своему усмотрению для реализации миссии организации. Этот тренд не исчерпался и после окончания пандемии: 60% руководителей благотворительных фондов стали выделять больше денег в виде безусловных пожертвований, чем до пандемии, и 65% из этой доли планируют продолжать это делать.

 

Также в последние годы стремительно увеличился объем пожертвований в виде цифровых активов. Благотворительные фонды в прошлом году отмечали рост такого рода пожертвований в 6-12 раз. Если сегодня типичный донор финансовых средств — замужняя женщина после 35 лет из развитой страны (чаще всего США), то типичный владелец цифровых активов — молодой мужчина из развивающихся стран. И всем занимающимся фандрайзингом придется искать подход к этой аудитории. 

К концу 2022 года объем активов благотворительного сектора в мире превысил $2,4 трлн. При этом основная часть этих средств сосредоточена в эндаументах, представляющих собой «вечные капиталы», проценты от управления которыми идут на благотворительные цели. Это позволяет донорам на постоянной основе поддерживать подопечные некоммерческие организации — независимо от экономической конъюнктуры и возможного падения доходов донора.

Преимущества эндаументов особенно очевидны во времена экономических трудностей. Когда поток прямых пожертвований снижается или увеличивается медленнее, чем потребности в поддержке, эндаументы выступают стабилизирующим фактором — в них аккумулированы средства, пожертвованные в «жирные времена», а значит, хотя бы в части этих средств получатели помощи могут рассчитывать на стабильные поступления.

 

Другой инструмент накопления средств для благотворительного сектора — завоевавшие огромную популярность в США и некоторых других странах зонтичные «фонды, рекомендуемые донорами» (Donor Advised Funds или DAF). Эти фонды, как и эндаументы, принимают невозвратные пожертвования от доноров, но тратят их не сразу, а как раз в те периоды, когда они особенно необходимы. При этом филантропы выделяют на нужды благотворительных организаций весь пожертвованный в DAF капитал. Здесь их принципиальное отличие от эндаументов, где «тело» капитала остается неприкосновенным.

Размер активов DAF (Donor Advised Funds — «фонды, рекомендуемые донорами») в США, млрд долл. (Источник National Philanthropic Trust)

Коллективная филантропия

Стремительный рост популярности DAF — самый заметный тренд в фандрайзинге в последние годы и яркий пример совместного использования готовой инфраструктуры, максимально упрощающей участие в благотворительности для всех желающих. Филантропу достаточно открыть счет в рамках существующего фонда и внести на него средства на благотворительные цели. При этом определить получателя средств можно позже, а получить налоговый вычет — сразу. В случае передачи американскому DAF денежных средств донор может рассчитывать на возврат до 60% налога на скорректированный валовый доход, а в случае пожертвования непосредственно благотворительным фондам и некоммерческим организациям — до 30%.

Первый DAF был создан организацией New York Community Trust в 1931 году, следующий подобный фонд — в 1935 году. С тех пор эту услугу начали активно продвигать управляющие компании, образовательные учреждения и благотворительные организации. Но взрывной рост DAF начался после изменения налогового законодательства. Изначально эти фонды задумывались как инструмент для богатых, но в итоге демократизировали сферу филантропии, став доступными всем желающим. 

Только в американских DAF уже открыто более 1,3 млн благотворительных счетов, и их количество продолжает стремительно расти. К концу 2021 года в США активы DAF составили $234,1 млрд. По сравнению с прошлым годом количество счетов увеличилось на 27,6%, а объем активов под управлением — на 39,5%. Всего же за последнее десятилетие объем финансирования благотворительных организаций со стороны DAF вырос более чем на 400%. 

Выбор миллиардеров

Если знаменитые филантропы прошлого века шли по пути создания собственных фондов и найма профессиональных управляющих команд, современных миллиардеров привлекает скорость, эффективность и простота открытия благотворительных счетов в DAF. Ну и, конечно, налоговые льготы. Через этот механизм действуют Илон Маск, Марк Цуккерберг, Джек Дорси и другие успешные предприниматели Кремниевой долины, а также бывшая жена основателя Amazon Джеффа Безоса — Маккензи Скотт, получившая при разводе значительную часть состояния бывшего супруга.

 
Маккензи Скотт пожертвовала $14 млрд 1600 организациям, в том числе через механизм DAF (Фото AP·TASS)

Стратегия, которую используют многие миллиардеры, владеющие крупными пакетами акций своих компаний, — передача в DAF растущих в цене акций, чтобы избежать уплаты налога на прирост капитала. В 2021 году Илон Маск пожертвовал в DAF акции Tesla на сумму $5,7 млрд. Маккензи Скотт получила около 19,7 млн акций Amazon в рамках соглашения о разводе с Джеффом Безосом в 2019 году. Впоследствии она открыла DAF-счета в трех разных некоммерческих организациях, чтобы реализовать свои благотворительные планы. 

Законодательно DAF не обязаны публично отчитываться о расходовании средств. Однако Маккензи Скотт публикует информацию о своих пожертвованиях: по данным на конец 2022 года, Скотт выделила $14 млрд  более чем 1600 организациям. Однако такая прозрачность скорее исключение из правил — большинство DAF не показывают, сколько средств было выплачено в виде грантов, а сколько осталось под управлением фонда.

Российский гибрид

Необходимость объединить ресурсы, чтобы преодолеть проблемы, с которыми сталкивается сегодня некоммерческий сектор, привела к появлению новых решений. В России появились зонтичные эндаумент-фонды, объединившие в себе надежность эндаументов и удобство платформ совместного пользования, таких как DAF. 

Как помогали россияне в 2022 году (в % от тех, кто жертвовал деньги) (Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики)

По российскому законодательству минимальная сумма, необходимая для создания эндаумента, — 3 млн рублей. Если пойти традиционным путем, даже под самый небольшой эндаумент придется создавать отдельное юридическое лицо и нанимать персонал. На содержание фонда потребуется не менее 1 млн рублей в год — получается, в случае создания эндаумента минимального объема на его содержание придется ежегодно тратить сумму, равную 33% его капитала. Такой путь для многих частных филантропов оказывается невыгодным, поэтому они делают выбор в пользу разового пожертвования.

 
Кому помогали россияне в 2022 году (в процентах от тех, кто жертвовал деньги) (Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики)

Зонтичный эндаумент-фонд предлагает полный аутсорсинг организационных и консультационных вопросов, управления капиталом и представления отчетности. Донор несет существенно меньшие издержки, используя такой механизм, оплачивая, как правило, разовую комиссию за создание (1-2% от первоначального размера активов эндаумента) и незначительный процент от ежегодного дохода от инвестирования эндаумента для покрытия административных нужд. Отдельное юрлицо создавать тоже не нужно. По сути, процесс создания аналога собственного фонда упростился до четырех шагов: определение цели поддержки за счет собственного эндаумента, присвоение ему названия, внесение средств и при желании последующее пополнение его активов. 

В России пока открыто несколько десятков таких счетов, однако их удобство и доступность привлекают новых жертвователей. Последние тенденции в сфере филантропии лишь подтверждают, что «инструменты накопления», будь то DAF или эндаументы, позволяют некоммерческому сектору чувствовать финансовую опору для продолжения реализации своей миссии даже в период экономических кризисов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+