К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Опера по Ларсу фон Триеру и возвращение Нетребко: новый сезон классической музыки

«Меланхолия» (Фото Kungliga Operan)
«Меланхолия» (Фото Kungliga Operan)
Оперные театры мира открывают новый сезон: в театрах Европы ставят Вагнера и фон Триера, а режиссеры Дмитрий Черняков и Кирилл Серебренников оказываются нарасхват. Одновременно началось возвращение Анны Нетребко на ведущие сцены. О мировых премьерах, исполнителях и трендах — в материале музыкального критика Марины Гайкович
«Лоэнгрин» — Кирилл Серебренников в Парижской опере

«Лоэнгрин» — Кирилл Серебренников в Парижской опере

Кирилл Серебренников в западно-европейских театрах задействован как оперный режиссер. В будущем году планируется его вторая опера из трилогии Моцарта и да Понте — «Свадьба Фигаро» в берлинской Комише опер (первая, Cosi fan tutte, вышла весной этого года). Его «Нос» был отмечен премией в Мюнхене. В Венской опере Серебренников поставил «Парсифаля» (из-за пандемийных ограничений спектакль шел в пустом зале) и 23 cентября дебютирует в Парижской опере с вагнеровским «Лоэнгрином».

Серебенников работает с лучшими тенорами нашего времени: его Парсифаля пел Йонас Кауфманн, «Лоэнгрина» готовит Петр Бечала. А дирижировать новой постановкой будет Густаво Дудамель, экс-музыкальный руководитель театра.

Как сообщает сайт театра, в Париже Серебренников ставит оперу, чья коллизия будет замешана на ситуации сегодняшнего дня: «Здесь поднимаются вопросы судьбы, крови, любви, безумия, предательства и главный — вопрос войны и мира. Действие оперы происходит во время войны, и люди пытаются понять, как действовать и какое решение будет правильным», — рассказывает Серебренников. По его мнению, в этой опере Вагнер исследует природу человека, насколько она может быть переменчивой, гибкой, сложной, одновременно темной и светлой.

«Призрак Оперы» — телесериал и спектакль в Опере Монте-Карло
OPÉRA DE MONTE-CARLO

«Призрак Оперы» — телесериал и спектакль в Опере Монте-Карло

Еще Серебренников экранизирует для телевидения знаменитый роман Гастона Леру «Призрак Оперы». Режиссер подчеркивает, что его интерпретация выйдет за пределы романа как эротический и психологический триллер, который расскажет скрытую историю интимного мира оперы. В центре шестисерийного телефильма — не мистический Призрак Оперы, а певица Кристина, так что не исключен и феминистский подтекст.

А новая сценическая интерпретация мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера появится в Опере Монте-Карло с 16 декабря.  Таково оригинальное репертуарное решение нового худрука театра Чечилии Бартоли. С парижским Гранд Опера, где и происходит действие «Призрака оперы», театр Монте-Карло роднит имя архитектора Шарля Гарнье, автора обоих зданий.

«Призрак Оперы» — один из самых успешных мюзиклов, заслуживший статус величайшего. Он — чемпион по прокату в истории Бродвея: в театре Маджестик в Нью-Йорке весной этого года прошел последний показ спектакля. За 35 лет шоу сыграли около 14 000 раз. А постановка в Лондоне, которая старше бродвейской на два года (1986), идет до сих пор.

Мусоргский на сценах в Германии, Дмитрий Черняков — в Гамбурге
Theater Hamburg

Мусоргский на сценах в Германии, Дмитрий Черняков — в Гамбурге

«Борисом Годуновым» Мусоргского открывал прошедший сезон театр «Ла Скала». В новом эстафету подхватила Гамбургская опера: на 16 сентября намечена премьера спектакля Франка Касторфа, мэтра немецкой режиссуры, руководителя театра Фольксбюне.  Выбор, очевидно, не случаен: пресловутый «русский вопрос» — одна из заметных линий в творчестве режиссера. По фото на сайте театра и в соцсетях понятно, что Касторф трактует народную драму Мусоргского как современную. Так, думный дьяк в его версии одет в Louis Vuitton.

А с 29 октября в центре афиши Гамбургской оперы — «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Дмитрия Чернякова, с художником по костюмам Еленой Зайцевой и Глебом Фильштинским по свету. В главной партии заявлена Асмик Григорян, чья Саломея после премьеры спектакля Ромео Кастеллуччи на Зальцбургском фестивале — объект желания лучших оперных домов.

В 2021 году Асмик также пела в премьере «Саломеи» в Большом театре. Тогда постановка Клауса Гута появилась благодаря беспрецедентным планам копродукции с «Метрополитен-оперой», которые оборвались на втором («Лоэнгрин») из трех намеченных спектаклей. Тот же Гут в июне 2024 года поставит в Берлине «Хованщину»: кажется, вопросы смуты в российской истории вольно или невольно интересуют режиссеров и дирижеров, и гениальные оперы Мусоргского здесь — лучший способ для высказывания.

Вагнер в Лондоне, Брюсселе и Берлине
Royal Opera House

Вагнер в Лондоне, Брюсселе и Берлине

Монструозная тетралогия Вагнера практически неподъемна для постановки, а потому появление в репертуаре всех четырех спектаклей оперы — предмет гордости любого оперного дома, априори повышающий его статус. Не каждый дирижер или режиссер делает «Кольцо» хотя бы раз в жизни. В России вершина Вагнера была покорена лишь Валерием Гергиевым в нескольких редакциях и с начала 2000-х идет в Мариинском театре.

Несколько последних сезонов европейские оперные театры аккумулировали силы и энергию для выпуска цикла: где-то на подходе последняя часть, где-то — только первая.

Итак, c 14 cентября стартует премьера первой оперы тетралогии «Золото Рейна» в Лондонской Королевской опере. Антонио Паппано, музыкальный руководитель театра, венчает этим спектаклем четвертьвековой этап на посту музыкального руководителя оперы: в 2025 году театр возглавит чешский дирижер Якуб Груша. В этом спектакле дебютирует Барри Коски, экс-руководитель берлинской Комише опер, снискавший славу самого непредсказуемого режиссера, чьи постановки всегда небанальны и при этом нескандальны.

C 24 октября штурмует оперный Эверест брюссельский театр «Ла Монне»: выпуск тетралогии планируется завершить за два сезона, а в качестве постановщика приглашен Ромео Кастеллуччи — режиссер, известный экстремальными высказываниями. Что, безусловно, интригует оперное сообщество.

Повторит в этом сезоне «Кольцо нибелунга» Берлинская государственная опера: один из немногих оперных домов, что отважился на выпуск всей тетралогии сразу. Действие в постановке Дмитрия Чернякова c его проверенной постановочной командой  проходит в институте исследования мозга «Ясень».

«Меланхолия» фон Триера на музыку Карлссона
Kungliga Operan

«Меланхолия» фон Триера на музыку Карлссона

Мировая премьера оперы по мотивам культового фильма Ларса фон Триера выходит в шведской Королевской опере 7 октября. Сочинение было заказано композитору Микаэлю Карлссону, известному по работам с хореографом Александром Экманом. В число солисток входят сопрано Лорен Снуффер, виртуозная певица, успешно работающая в барочном и современном репертуаре (Жюстин), и восходящая звезда «Метрополитен-оперы» Рихаб Чайеб (Клэр). Звезда мировой оперы Анна-Софи фон Оттер исполнит партию матери Жюстин — Габи.

Оперы, инспирированные знаковыми кинокартинами, становятся трендом. «Ангел-истребитель» Томаса Адеса по одноименному фильму Луиса Бунюэля продолжает шествие по оперным подмосткам и в этом сезоне появится в Париже. А «Метрополитен-опера» открывается оперой Джейка Хегги «Мертвец идет», сюжет ее известен по одноименному фильму Тима Роббинса с Шоном Пенном и Сьюзен Сарандон. Партию Монахини в Нью-Йорке исполнит великолепная Джойс ли Донато, а приговоренного к казни убийцы — бас-баритон Райан Маккинни.

«Плот медузы» в заброшенном аэропорту Берлина
KOMISCHE OPER BERLIN

«Плот медузы» в заброшенном аэропорту Берлина

Здание Комише опер закрылось на реконструкцию, в этом сезоне театр играет в новых локациях. Например, выбор пал на терминал недействующего берлинского аэропорта Темпельхоф. Здесь 16 сентября пройдет премьера сценической версии оратории Ханса Вернера Хенце «Плот медузы» (ее российская премьера несколько лет назад прозвучала в Екатеринбургской филармонии на фестивале «Евразия»). Впечатляющая партитура была написана по мотивам трагической гибели пассажиров фрегата «Медуза», памяти которых французский художник Теодор Жерико посвятил знаменитую картину.

Режиссер Тобиас Кратцер и сценограф Райнер Селлмайер перенесли океан, где дрейфуют 150 пассажиров, брошенных офицерским составом на произвол судьбы, в ангар площадью 6000 м². В постановке задействован грандиозный состав: огромный хор, хор мальчиков, четыре десятка статистов, 80 музыкантов и три солиста.

Российские премьеры в Москве, Санкт-Петербурге и Перми
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС·Пермская опера

Российские премьеры в Москве, Санкт-Петербурге и Перми

Отечественные оперные дома в силу объективных причин остались на обочине мировых процессов и пытаются с разной долей успешности найти в этой ситуации свой путь. Большой театр максимализирует консервативную линию, предлагая очередную при нынешнем руководстве, если считать возобновление спектакля Чернякова, постановку «Евгения Онегина», где дебютирует Сергей Урсуляк в качестве оперного режиссера, или копродукцию с Малым театром («Снегурочка» с музыкой Чайковского).

Петербургские театры не отличаются дисциплиной: про репертуарные планы Мариинского театра неизвестно ничего, а Михайловский на днях выпускает «Кармен» Бизе в постановке Начо Дуато. Выбор хореографа в качестве оперного режиссера поддерживает уже сложившийся вектор: Максим Петров ставил в Перми «Норму», а Юрий Посохов в Мариинке — «Замок герцога Синяя Борода» Бартока.

Пермская опера 21 и 22 октября выпускает «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, бенефис сопрано Надежды Павловой. Пролог к опере Пуленка пишет молодой российский композитор Владимир Горлинский. Театр тем самым продолжает работу с переосмыслением классического оперного наследия: в прошлом сезоне вступление к «Замку герцога Синяя Борода» написал белорусский композитор Валерий Воронов.

Романтизм и гастроли Теодора Курентзиса

Романтизм и гастроли Теодора Курентзиса

Теодор Курентзис и musicAeterna открыли сезон в Москве Тринадцатой симфонией Шостаковича, а в октябре, 16-го и 17-го, привезут в Санкт-Петербург программу русского романтизма. Вторая симфония Рахманинова, пропитанная нежностью и русской меланхолией, дополнится сюитой Римского-Корсакова «Шехеразада», чья тембральная и тематическая роскошь вывела опус в мировые хиты. После Москвы и Санкт-Петербурга оркестр с этой программой поедет в Пекин и Шанхай.

Возвращение Анны Нетребко — Берлин, Милан

Возвращение Анны Нетребко — Берлин, Милан

Анна Нетребко стала жертвой культуры отмены: требуя поддержки, обе стороны конфликта, по сути, лишили ее контрактов. В России певица больше не выступает, на Западе ей приходится практически начинать с нуля. Нетребко судится с «Метрополитен-оперой», принципиально отказавшей певице от сцены. Другие мероприятия с участием сопрано постоянно находятся под угрозой срыва и периодически отменяются. От Нетребко отвернулись практически все оперные дома первой величины, за исключением «Ла Скала».

Но постепенно сотрудничество с артисткой возобновляется. Берлинская государственная опера заявила ее в этом сезоне (ближайшее выступление — 14 сентября в опере «Макбет»). Руководству пришлось выпускать специальное пояснение, по каким причинам оно возобновляет сотрудничество с Нетребко («заслуживает шанс»). Венская опера анонсировала камерный вечер с программой романсов Римского-Корсакова, а также заявила участие сопрано в репертуарных спектаклях. «Ла Скала» же откроет сезон оперой Верди «Дон Карлос», где Нетребко выйдет в партии Елизаветы Валуа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+