«Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров
В мини-сериале «Депп против Херд» впервые собраны и сопоставлены судебные материалы шестинедельного процесса, который начался в апреле 2022 года. Его автор — режиссер Эмма Купер, создатель проекта «Тайна Мэрилин Монро: Неуслышанные записи». Как и в истории про самую известную голливудскую блондинку, Купер стремится непредвзято оценивать разбирательство между голливудскими актерами Джонни Деппом и Эмбер Херд, демонстрируя зрителю лишь сухие факты и документальные свидетельства.
Она ничего не выдумывает и только лаконично и аккуратно сопоставляет доступные ей материалы, избегая навязчивого голоса рассказчика. Кадры из суда перемежаются с хроникой совместной жизни Деппа и Херд — с отрывками из печатных изданий, кадрами светских раутов, роликами из TikTok, YouTube и других социальных сетей. Не меньше судебной тяжбы Эмму Купер интересует и то, что происходит вокруг. В кадре появляются очереди перед зданием суда, фанаты Деппа, скандирующие имя кумира, записи телеэфиров и подкастов, в которых ведущие и гости критикуют поведение звезд (в первую очередь Херд).
Режиссер препарирует каждый видеокадр, снятый в зале суда. И постепенно документальное расследование превращается в историю отношений, байопик. Но этот жанр коварен — в нем легко занять чью-то сторону, поэтому Купер дает слово и Деппу, и Херд, чтобы у зрителя выстроилась четкая картина истории любви и ненависти двух голливудских звезд.
Начиналось все красиво — актеры познакомились на съемках фильма «Ромовый дневник», сыграли свадьбу в 2015 году, но через 15 месяцев Херд подала на развод. А в декабре 2018 года актриса написала авторскую колонку в The Washington Post. В ней Эмбер рассказала о домашнем и сексуализированном насилии, жертвой которого она стала. Имя Деппа напрямую не называлось, но было ясно, что речь идет о нем.
В разгар движения #MeToo колонка произвела мощный эффект. Депп тут же попал в опалу в Голливуде: предложения о ролях перестали поступать, а все текущие проекты были поставлены на паузу. Актеру пришлось отказаться от участия во франшизе «Фантастические твари», его исключили из каста продолжения «Пиратов Карибского моря». А вскоре он заявил и о том, что якобы находится на грани банкротства.
Решив восстановить репутацию, Депп и группа его адвокатов подали иск к британскому таблоиду The Sun за клевету: они апеллировали к статье, в которой актер описывался как «муж-тиран». В 2020 году актер проиграл дело: Деппа признали виновным по нескольким пунктам, связанным с эпизодами насилия с его стороны. Тогда актер снова подал в суд, только теперь на саму Эмбер Херд и уже в американском штате Вирджиния, известном строгим законодательством в вопросах распространения информации, порочащей честь и репутацию человека.
Как говорят в сериале, именно Депп выступил за то, чтобы весь процесс (около 200 часов) снимали камеры и транслировали в прямом эфире. Также по его инициативе на заседания допускали представителей СМИ, блогеров. Они могли косвенно повлиять на ход дела, ведь любовь к актеру все еще была сильна. Эмбер Херд, в свою очередь, не могла похвастаться широкой поддержкой — ее и ее семью скорее травили и осуждали. Чего стоит только петиция фанатов «Аквамена», выступивших против участия актрисы в продолжении проекта, которая собрала более 4,5 млн подписей.
Игра на симпатии американских зрителей оказалась верным шагом: публика пристально следила за каждым заседанием как по ТВ, так и в соцсетях. Дело двух звезд стремительно превращалось в реалити-шоу. Режиссер проекта показывает это с точки зрения фактов: количество стримов, их рейтингов и обсуждений в то время зашкаливали. В один из дней прямое включение с заседания онлайн смотрели почти 600 000 человек.
Аудитория спорила в комментариях к публикациям на эту тему, самые активные пользователи соцсетей создавали ролики, записывали реакцию во время прямых трансляций из суда. Выражения лица Эмбер становились мемами, фразы Деппа выдергивались из контекста и превращались в нарицательные выражения. Фраза «мегапинта красного вина» стала вирусной, а кадры с Херд, картинно прижимающей носовой платок к лицу, — актуальной заменой эмодзи.
В первые недели судебного разбирательства в cоцсети Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) было опубликовано около 1500 сообщений с хештегом #JusticeForJohnnyDepp, которые получили более семи миллионов лайков и репостов. Группа поддержки Эмбер выглядела гораздо бледнее: около 20 сообщений в поддержку с 10 000 лайков и репостов. Еще более разительной выглядит разница в TikTok: у видео с тегом #JusticeForAmberHeard — около 72 млн просмотров, а у постов с аналогичным тегом в поддержку Деппа — порядка 20 млрд.
При этом паузы Деппа во время ответов на суде выглядят не менее наигранными, чем маска страдания на лице Херд. Оба кажутся скорее актерами, которые более-менее четко пытаются отыграть роли. В сериале Эммы Купер показания Эмбер и ее эмоциональность выглядят чуть более уместной. А Депп выбрал тактику раскаяния: он не замалчивал свои ошибки, но при этом постоянно отрицал проявление физического насилия к бывшей жене. Романтическая история любви на глазах у зрителей превратилась в уродливый спор с демонстрацией грязного белья.
Режиссер Эмма Купер не делает никаких выводов, констатируя факты в формате журналистского расследования. Но ее сериал показывает, как в эпоху соцсетей на первый план выходит постправда. Эмоции доминируют над фактами, так что Эмбер Херд заведомо оказалась в невыгодном положении. Главными присяжными стали зрители, которые выбрали Деппа. Суд признал обе стороны виновными в клевете в отношении друг друга, но Деппу присудил большую сумму компенсации. В декабре 2022 года актеры достигли мирового соглашения и договорились, что Херд выплатит Деппу только $1 млн, а он передаст деньги на благотворительность.