К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На языке оригинала: почему канадские и австралийские сериалы стали такими популярными

Кадр из сериала «Дэдлох»
Кадр из сериала «Дэдлох»
В июне на Amazon Prime Video вышел австралийский сериал «Дэдлох» — черная комедия в оболочке детективного нуара. Forbes Life разбирается, как стриминги помогают развиваться локальным кинорынкам, какую роль в этом играют англоязычные Австралия и Канада и на какие проекты из этих стран стоит обратить внимание.

Эпоха стриминговых платформ оказывает на мировую киноиндустрию парадоксальный эффект. С одной стороны, массовые поп-культурные проекты получают огромную аудиторию и диктуют свои правила создания контента и местные производства не могут соревноваться с большими студиями — у локальных киноиндустрий просто нет бюджетов уровня HBO или Netflix. С другой — стриминги и сами заинтересованы в том, чтобы привлекать нового зрителя и делать контент более разнообразным. Успех корейской «Игры в кальмара», немецкой «Тьмы», испанского «Бумажного дома» подтверждает, что так называемые local-global проекты могут конкурировать с американскими и британскими сериалами. 

Убийство на пляже в Австралии

В австралийском сериале «Дэдлох» Твин Пикс будто переехал в небольшой вымышленный городок Дэдлох в Тасмании, а место обаятельного детектива со сложной судьбой, которого по законам жанра должен играть кто-то вроде Кайла Маклахлена или Мэттью Макконахи, занял женский дуэт Кейт Бокс и Мадлен Сами. Сериал существует на стыке жанров, успевая затронуть актуальную фем-повестку и другие социальные проблемы, закрутить детективную интригу, довести градус напряжения до максимума и тут же все это высмеять. Авторами «Дэдлоха» выступили сценаристки Кейт Макленнан и Кейт Маккартни, которые ранее работали над пародийным кулинарным проектом «Кейтеринг-шоу» и сатирой в стиле утренних шоу Get Krack!n.

Вдохновение для «Дэдлоха» пришло, когда Макленнан посоветовала Маккартни посмотреть британский сериал «Убийство на пляже» (Broadchurch) с Оливией Колман. Зная о выдающемся комедийном таланте Колман, Кейт Маккартни настроилась на просмотр легкой комедии, однако оказалось, что это полноценный детектив. «Тогда мы задумались: что если взять похожий сюжет, но превратить историю в комедию — и просто посмотреть, что получится», — рассказывает Кейт Макленнан.

 
Кадр из сериала «Дэдлох»

Решение работать с Amazon Макленнан и Маккартни приняли по банальной причине — международная платформа могла предоставить больший бюджет. Несмотря на некоторые творческие разногласия (Макленнан рассказывает, что, «получая правки, она приходила в ярость»), главное, в чем совпали интересы стриминга и сценаристок, — желание сделать сериал, который ощущался бы как австралийский, а не как написанный специально для американцев проект про Австралию.

Внимание, которое сервисы оказывают местным рынкам, объясняется несколькими причинами. Во-первых, стриминги борются за зрительское внимание. Вице-президент международного направления Amazon Prime Video Келли Дэй еще в 2022 году подчеркивала, что адаптация под новые рынки имеет огромное значение для сервиса. Так, в ответ на запрос аудитории стриминг активно вкладывается в развитие оригинального контента в Японии и Индии. Австралия, будучи довольно объемным рынком, который принес миллиард долларов одному лишь Netflix в 2022 году, не стала исключением.

 

По данным за первый квартал 2022-го, именно Netflix принадлежит наибольшая доля зрителей в Австралии — около 28% от всего рынка. На втором месте Amazon Prime Video, причем сервис активно рос в 2021 году, прибавив за второе полугодие порядка 4% и увеличив свою долю до 21%. Третье место занимает Disney+ с 17%, и лишь затем, со значительным отрывом, идет австралийский стриминговый сервис Stan, с 10% аудитории.

Во-вторых, в ближайшее время инвестирование в производство локального контента в Австралии станет обязательным для зарубежных платформ на государственном уровне. В 2021–2022 годах стриминги потратили на производство австралийских сериалов порядка $330 млн, а сейчас идут обсуждения, в результате которых платформы могут обязать возвращать в австралийскую киноиндустрию до 20% прибыли. Эту инициативу поддерживают и некоторые австралийские актеры, например, Брайан Браун, который считает, что такие меры помогут сохранить стране собственную культуру.

Удобный сосед

Канадское производство отчасти уступает австралийскому по объему и тем более не может тягаться по объему с американским ни по производственным мощностям, ни по бюджетам. Тем не менее местная киноиндустрия переживает значительный подъем: за последние полтора года в Канаде открылись офисы или представительства крупнейших стриминговых площадок — Netflix, Amazon Prime Video, Paramount+, Disney+, Apple TV+. Однако продюсеры утверждают, что запускать новые проекты стало сложнее. С одной стороны, нужно создавать качественный контент, который будут смотреть люди по всему миру, с другой — на реализацию таких идей внутренних ресурсов зачастую недостаточно.

 

При этом в Канаде снимают огромное количество американских проектов. Например, большую часть прогремевшего в начале 2023 года сериала «Одни из нас» снимали в провинции Альберта и в Калгари. Это старая практика, которая насчитывает не один год: хотя бы частично в Канаде сняты «Американский психопат», «Однажды в Америке» и даже «Американский пирог». К таким мерам прибегают с целью сокращения затрат и налогов. Пейзажи Торонто и Ванкувера становятся декорациями для голливудских фильмов и сериалов, изображая города в США.

Из-за близости с США — территориальной, культурной и, разумеется, языковой — многие канадские кинематографисты становятся популярными в Штатах. Райан Гослинг, Джеймс Кэмерон, Джим Керри, Рэйчел Макадамс — список можно продолжать долго. А, например, один из самых популярных сериалов Hulu «Рассказ служанки» основан на книге канадской писательницы Маргарет Этвуд. Также по мотивам другого ее романа был снят совместный американо-канадский сериал «Она же Грэйс».

При этом и аудитория Канады имеет большое значение для стриминговых платформ. 76% населения подписаны на Netflix, 66% — на Amazon Prime Video, 43% — на Disney+, поэтому не стоит списывать со счетов локальные сериалы. Тем более что многие из них стали популярны и за пределами Канады. Например, ситком Дэна Леви «Шиттс Крик» о разорившемся миллиардере, вынужденном переехать в глубинку, или «Ассимиляция Кимов» о жизни семьи иммигрантов из Кореи.

Кадр из сериала «Рассказ служанки»

Тенденция на производство local-global сериалов с каждым годом становится все сильнее. Пока что территориальное положение больше играет на руку австралийским кинематографистам — их индустрия более самостоятельна в отличие от канадской, практически неразрывно связанной с голливудским продакшеном. И тем не менее инклюзивная политика стриминговых платформ может изменить положение дел в будущем: в 2019 году стало известно о намерении Netflix вложить в производство локальных канадских проектов около $500 млн. 

Рассказываем про шесть проектов последних лет из Канады и Австралии, которые стоит посмотреть. 

 
«Школа разбитых сердец» (Австралия, 2022)

«Школа разбитых сердец» (Австралия, 2022)

Перезапуск одноименного сериала, выходившего на австралийском телевидении в 1990-е, и просто неплохая подростковая драма для тех, кому нравится «Половое воспитание», «Эйфория» и «Я никогда не». Все начинается с граффити на стене школы Хартли Хай с подробностями интимной жизни всех учеников. Автор этой «карты», старшеклассница Эмери, становится изгоем, переживает расставание и сталкивается с другими тяготами жизни тинейджера.

«План Б» (Канада, 2022)

«План Б» (Канада, 2022)

Патрик Джей Адамс снова работает в юридической фирме, но уже не в «Форс-мажорах». Он пытается решить свои бытовые неурядицы при помощи турагентства «План Б», продающего путевки в прошлое. Сай-фай о том, как каждый поступок в прошлом определяет будущее.

«Работающие мамы» (Канада, 2017–2023)

«Работающие мамы» (Канада, 2017–2023)

Комедийно-драматический проект Катрин Рейтман, которая сама же исполнила главную роль в сериале, честно рассказывает о буднях четырех подруг, которые недавно стали мамами и пытаются найти баланс между семьей, карьерой и собой. Седьмой сезон, вышедший на экраны в 2023 году, стал последним.

«Турист» (Австралия, 2022)

«Турист» (Австралия, 2022)

Совместный мини-сериал австралийского стриминга Stan, британского BBC One и американского HBO Max. Главный герой (Джейми Дорнан) просыпается в больнице после того, как его сбил автомобиль. Он ничего не помнит и на протяжении шести серий пытается выяснить, кто он такой.

«Веллмания» (Австралия, 2023)

«Веллмания» (Австралия, 2023)

Бодрая комедия в главной роли с Селестой Барбер  — комедийной актрисой, прославившейся на весь мир благодаря пародиям на фотографии знаменитостей. Контракт с Netflix привел к появлению сериала «Веллмания». Это история о женщине, которой срочно нужно поправить здоровье, чтобы получить грин-карту и вернуться из Сиднея в Нью-Йорк. Когда как не в 2023-м высмеивать помешательство на всем здоровом, полезном и органическом.

«Озеро» (Канада, 2022)

«Озеро» (Канада, 2022)

Мужчина возвращается в родной город, чтобы наладить отношения с биологической дочерью-подростком. Коммуникация не клеится, а вдобавок он обнаруживает, что его отец переписал семейный дом на его сводную сестру. В России так мог бы звучать сюжет тяжелой семейной драмы, но сериал «Озеро», снятый Amazon Prime Video, — легкая комедия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+