Магритт за €15 млн и пианино Джона Леннона на торгах: новости арт-рынка
Предстоящие торги: «Шаткий вальс» Магритта и «Атака» Франца Рубо
На посвященные работам модернистов торги Sotheby’s, которые пройдут 19 октября в Париже, выставят картину Рене Магритта «Шаткий вальс». Рекордный для французского аукционного рынка эстимейт лота составляет €10–15 млн. В пресс-релизе аукционисты делают акцент на том, что образ пары яблок в масках появился в творчестве художника в начале 1950-х, одновременно с первыми работами серии «Империя света». Тем самым Sotheby’s хочет напомнить потенциальным покупателям о рекордной продаже одной из картин цикла, ушедшей в марте прошлого года за $79,7 млн. «Шаткий вальс» публично не экспонировался с 1979 года, когда он оказался в частной бельгийской коллекции, где и оставался до недавнего времени.
Среди лотов онлайн-торгов портала ARTinvestment.RU, которые проходят до конца этой недели, особняком стоит картина Франца Рубо под названием «Атака», написанная приблизительно в 1910–1920-е годы, — яркий образец историко-этнографической живописи художника, одной из ключевых тем которого была военная история Кавказа. Эстимейт картины составляет порядка 8 млн рублей, организаторы торгов ожидают, что за лот развернется настоящая борьба ставок, так как «для тех, кто интересуется тематикой Востока, довольно сложно найти что-то более интересное и подходящее». Работы подобного уровня и размера (65 х 90 см) на рынке появляются редко. В последний раз «Атака» выставлялась на продажу в 2007 году. Тогда нынешний владелец отдал за нее £60 500. Кроме того, несколько месяцев назад полотно получило экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова, согласно которому оно имеет «музейное значение».
Пока крупные аукционы ушли в отпуск до конца августа, появления на мировых торгах громких живописных лотов ждать не приходится. Тем временем активизируются дома поменьше, торгующие предметами меморабилии и вещами знаменитостей. Например, Alex Cooper Auctioneers (Мэриленд, США) анонсирует продажу пианино фирмы Baldwin, принадлежавшего Джону Леннону. Музыкант приобрел инструмент в 1978 году, но уже год спустя подарил его Сэму Грину, организатору первой музейной выставки Энди Уорхола в США. При этом Леннон и Йоко Оно гостили в доме у Грина, где продолжали играть на этом пианино, сочиняя песни для альбома Double Fantasy. В 1983 году Грин на несколько лет одолжил пианино Уорхолу, и до самой смерти художника оно стояло в нью-йоркском офисе журнала Interview. Эстимейт лота составляет $2–3 млн.
Зловещий лот выставлен на торги Julien’s Auctions (Беверли-Хиллз). Это входная дверь из особняка в Лос-Анджелесе, в котором члены секты Чарльза Мэнсона в 1969 году убили актрису Шэрон Тейт и еще четырех человек. Онлайн-торги продолжатся до 9 августа, а ставки уже существенно превысили стартовую отметку, совершив прыжок с $500 до $25 000 (на момент публикации).
Прошедшие торги: портрет Эренбурга работы Матисса продан за 16 млн рублей
Одним из главных топ-лотов прошедших 29 июля торгов «Литфонда» стал «Портрет Ильи Эренбурга», выполненный Анри Матиссом. Рисунок, происходящий из собрания семьи Лурье, ушел с молотка за 16 млн рублей. История создания этого портрета описана в прилагавшемся к нему письме дочери писателя, Ирины Эренбург: «Осенью 1946 года мой отец позировал для Анри Матисса в его студии в городе Ницца, где за 35 лет до того родилась я сама. Мастер предложил три сеанса, в течение которых сделал около 15 рисунков с натуры, назвав их «поиском древней маски вечной юности». На этих же торгах за 4 млн рублей был продан выполненный маслом на картоне этюд Михаила Нестерова к полотну «Молчание», хранящемуся в собрании Третьяковской галереи.
Судьба шедевров: сокровища греческой короны и цифровая скульптура за $29 млн
Государственный банк Баварии согласился с недавним решением консультативной группы при правительстве Германии, согласно которому картина Василия Кандинского из корпоративной коллекции банка должна быть возвращена наследникам законного владельца. Речь идет о написанном в 1907 году полотне под названием «Яркая жизнь», которое до начала Второй мировой войны принадлежало чете Левенштейн. Комиссия установила, что картина была куплена у них под принуждением. На этих же основаниях в 2022 году Левенштейнам вернули «Картину с домами» Кандинского.
Под красочным слоем одной из работ Магритта найден предполагаемый портрет его жены. На этот раз исследованию ученых подверглась написанная в 1943 году картина под названием «Пятый сезон» из коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии. Закрашенный женский портрет удалось обнаружить в процессе ультракрасной рефлектографии.
В 2021 году NFT-скульптура Human One цифрового художника Beeple была продана на Christie’s за $29 млн. Впоследствии выяснилось, что покупателем стал швейцарский инвестор Райан Цюррер. Сама работа до последнего времени ни разу не экспонировалась в США. На прошлой неделе ее впервые показали широкой публике на площадке Музея американского искусства Crystal Bridges в Бентонвилле. Одновременно музей объявил о получении гранта в размере $7 млн от компании Walmart, владеющей одноименной сетью оптовой и розничной торговли. Благодаря этим инвестициям Crystal Bridges хочет сделать вход в музей бесплатным для всех посетителей.
Сокровища греческой короны, которые считались утраченными на протяжении многих лет, недавно были обнаружены в целости и сохранности в запасниках дворца Татой в Афинах, бывшей королевской резиденции. К числу регалий относятся корона, скипетр и меч, созданные в 1832 году для коронации Оттона I. Когда свергнутый в 1862 году король был вынужден бежать из страны, он забрал регалии с собой. В Грецию они вернулись в 1959 году, но их точное местоположение с тех пор никому не было известно. В запасниках Татоя регалии были обнаружены при описи имущества, которую проводили сотрудники греческого минкульта. В ведомстве отмечают, что сокровища прекрасно сохранились, но в ближайшее время их все равно ждут реставрационные работы.
Мраморы Парфенона и «подгоревший бисквит» за $142 700
Лондонский суд оштрафовал арт-дилера Эспаранцу Корен на $142 700 за утрату работы Боско Соди «Без названия (красный)». В 2012 году Корен действовала от лица барселонской галереи Principal Art, пытаясь организовать выставку Соди на одной из английских выставочных площадок. После достижения предварительных договоренностей в Великобританию была отправлена первая партия работ художника. В итоге выставка так и не состоялась, но когда произведения вернулись в Барселону, галеристы не досчитались одной абстракции. Корен свою вину не признает. Вынося приговор, судья решил дать собственную оценку работе Соди, сравнив ее с подгоревшим бисквитом.
На этой неделе стало известно о том, что свой пост покидает директор Британского музея Хартвиг Фишер. Он проработал на этой должности более восьми лет. В большинстве новостных сообщений об отставке он упоминается как директор, который так и не смог урегулировать спор вокруг мраморов Парфенона, вывезенных лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века. В прошлом месяце свое слово по этому поводу решил сказать мэр Лондона Садик Хан. Он заявил, что не видит причины, по которой Великобритания и Греция не могли бы договориться о совместном владении артефактами.