К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пикассо, Баския и вращение Земли: какие выставки стоит посетить этим летом в Европе

Копенгаген. Выставочный центр Copenhagen Contemporary. «И все-таки она вертится!» (Фото David Stjernholm)
Копенгаген. Выставочный центр Copenhagen Contemporary. «И все-таки она вертится!» (Фото David Stjernholm)
От блокбастеров в мадридском Прадо и в парижском Центре Помпиду, посвященных Пабло Пикассо и Норману Фостеру, до проектов, созданных совместно с центром ядерных исследований СERN, и исследований эволюции взглядов на природу — Forbes Life выбрал 10 выставок в музеях Европы, которые идут этим летом
Ретроспектива Нормана Фостера. Центр Помпиду, Париж
Норман Фостер. Виадук Мийо, 1993-2004 © Daniel Jamme·Eifage

Ретроспектива Нормана Фостера. Центр Помпиду, Париж

В центре Помпиду поют осанну британскому архитектору, притцкеровскому лауреату, сэру Норману Фостеру, лидеру архитектуры хай-тек. На выставке, занимающей почти 2 200 вк. м, представлены чертежи, рабочие тетради, масштабные модели около сотни проектов, реализованных Фостером. К неполным 90 годам Фостер застроил небоскребами почти полмира (его единственный авторский проект в России — здание штаб-квартиры РМК в Екатеринбурге, прозванное жителями «ананасом»), проектировал транспортные сети, коммуникации, мосты. Принято считать, что британец, как никто другой из ныне живущих архитекторов, умеет сочетает технический прогресс и заботиться об экологии.

До 7 августа

 «Исаак Жюльен. Что для меня свобода». Галерея Tate Britain, Лондон
Исаак Жюльен. «Что для меня свобода. Оммаж». 2022 © Isaac Julien.·

«Исаак Жюльен. Что для меня свобода». Галерея Tate Britain, Лондон

Первая ретроспектива британского режиссера и художника сэра Исаака Жюльена, одного из ведущих художников в области видеоарта и кино, показывает работы с начала 1980-х годов по сегодняшний день — от ранних фильмов до современных масштабных многоканальных инсталляций, исследующих передвижение народов по разным континентам, временам и пространствам.

До 20 августа

«Мысленный взгляд. Образы природы от Клода Моне до Отобонга Нканга». Музей фонда Бейелер, Базель
Markus Tretter·

«Мысленный взгляд. Образы природы от Клода Моне до Отобонга Нканга». Музей фонда Бейелер, Базель

Выставка — исследование взаимодействия художников с природой. Более 40 работ, от импрессионистов до современных художников, показывают изменения представлений о природе за последние 100 лет. От картин Моне, наполненных счастьем лицезрения первозданной природы, где художник создает свой сад-убежище, до белых минималистических работ Роберта Римана, где благодаря техническим приемам живописи, развески и освещения картины природы возникают в воображении зрителей.

До 27 августа

«Баския. Моденский цикл». Музей фонда Бейелер, Базель
Жан-Мишель Баския. «Мальчик и собака на пожаре» (1982). © Daniel Portnoy·Fondation Beyele·

«Баския. Моденский цикл». Музей фонда Бейелер, Базель

Летом 1982 года Жан-Мишель Баския отправился в итальянскую Модену. Галерист Эмилио Маццоли пригласил 21-летнего нью-йоркского художника для работы над персональной выставкой. В Модене за несколько дней Баския написал восемь широкоформатных полотен, некоторые из них сейчас стали его самыми знаменитыми и дорогими работами. Но выставка не состоялась из-за финансовых проблем, работы так и не были показаны вместе. Сейчас картины Моденского цикла хранятся в коллекциях в Соединенных Штатах, Азии и Швейцарии, а музей фонда Бейелер впервые за 40 с лишним лет собрал их вместе.

До 27 августа

Ретроспектива Андре Бутцера. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
«Без названия» (2022). Андре Бутцер. © Collection Blanca y Borja Thyssen-Bornemisza

Ретроспектива Андре Бутцера. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Первая заграничная ретроспектива немецкого художника Андре Бутцера в честь его 50-летия: 22 работы, созданные в период с 1999 по 2022 год. Работы Бутцера с его биоморфными фигурами и кричащими цветами не особенно привечают музеи, но любят галеристы (в московской галерее Гари Татинцяна в 2007-м показывали шесть его работ) и коллекционеры. Его произведения есть в коллекции Fondazione Prada, Saatchi Gallery, The Rubell museum. На выставке показывают две картины, недавно вошедшие в коллекцию Бланки и Борхи Тиссен: «Аладдин и волшебная масляная лампа» (2010) и «Без названия» (2022).

До 10 сентября

«Перед грозой». Музей Франсуа Пино в здании Торговой биржи, Париж
Джуди Чикаго. «Самосожжение», 1972

«Перед грозой». Музей Франсуа Пино в здании Торговой биржи, Париж

Музей Франсуа Пино представляет цикл выставок «Перед грозой»: 15 художников демонстрируют как старые знаковые, так и новые работы на тему неизбежных и надвигающихся климатических изменений. Среди них — датчанин вьетнамского происхождения Йон Во, американская художница Диана Татер, французы Пьер Юиг и Хишам Беррада, американец Роберт Гобер, бразилец Лукас Арруда, француженка Ту Ван Тран, американка Аника Йи.

Художники преобразовывают архитектурное пространство Торговой биржи, вплетая в него свои объекты. «Предвестник» Хишама Беррада погружает посетителя в пейзаж, переживающий муки трансформации. «Чернобыль» Дианы Татер переносит зрителя в апокалиптический театр, «Человеческая маска» Пьера Юига (видеоинсталляцию показывали на Московской биеннале современного искусства в 2017 году) представляет обезьяну в маске девочки, блуждающую по заброшенному городу, напоминающему окраину Фукусимы. У американской кореянки Аники Йи из растительных коконов вылупляются роботы-насекомые. В пейзажах Лукаса Арруды непроглядно-черное небо проступает сквозь ядовитый сфумато. Французская художница вьетнамского происхождения Ту Ван Тран создает белый куб из каучука, который с конца XIX века добывают колонизаторы Амазонии.

До 11 сентября

«Пикассо, Эль Греко и аналитический кубизм». Музей Прадо, Мадрид
Эль Греко. «Троица». 1600 (фрагмент) © Museo Nacional del Prado

«Пикассо, Эль Греко и аналитический кубизм». Музей Прадо, Мадрид

В 2023 году исполнилось 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо. Музей Прадо исследует влияние Эль Греко на творчество Пикассо с раннего периода, когда молодой художник жил в Мадриде и проводил много времени в Музее Прадо, копируя работы старых мастеров. «Эль Греко, Веласкес, вдохновляйте меня!» и «Я, Эль Греко» — фразы, которые появляются на рисунках Пикассо тех лет. Однако кураторы выставки продолжили линию Эль Греко в творчестве Пикассо много дальше, в Париж, к зарождению и развитию кубизма. Выставка обнаруживает и исследует следы великих испанцев в модернистских работах Пикассо.

До 17 сентября 

Бертиль Бак. «Сила Короны». Лувр — Ланс, Ланc
Фрагмент выставки «Сила Короны»

Бертиль Бак. «Сила Короны». Лувр — Ланс, Ланc

В филиале Лувра на севере Франции, в О-де-Франс, в Лансе, идет выставка «Сила Короны» Бертиль Бак: видео, инсталляции и рисунки художницы, созданные с конца 2000-х годов. Бертиль Бак — уроженка О-де-Франс, шахтерского региона, ее история связана с наследием этого края и его жителей. Корона — название шахтерского поселка.  Зрители могут увидеть видеоработу 2008 года, снятую в районе шахты № 5 Барлена в Па-де-Кале, где жили и работали бабушка и дедушка художницы, а также проекты «Шахтер, шахтер» и «Эта шахта — моя» (2022), которые Бертиль Бак создавала в арт-резиденции в Pinault Collection в Лансе.

До 25 сентября 

«Сецессион» Мюнхен, Вена, Берлин». Старая национальная галерея, Берлин
Макс Либерман. «Загородный дом в Хилверсуме». 1901. © Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie·Jörg P. Anders

«Сецессион» Мюнхен, Вена, Берлин». Старая национальная галерея, Берлин

Впервые на выставке в Старой национальной галерее Берлина сравнивают три художественные метрополии рубежа XIX и XX веков: Мюнхен, Вену и Берлин, где действовал «Сецессион». Выставлено более 200 картин, скульптур и графических работ 80 художников. Из Вены привезли работы Густава Климта, родоначальника нового искусства в германоязычной Европе.

Наиболее значительные художественные группы возникали почти подряд, и их участники пересекались в 1892 году в Мюнхене, в 1897 году в Вене и в 1899 году в Берлине. Создатели этих групп боготворили творчество Густава Климта, Франца фон Штука и Макса Либермана. На выставке показывают работы Ловиса Коринта, Йозефа Энгельхарта, Гуго фон Габермана, Эмили фон Халлаванья, Томаса Теодора Гейне, а также работы иностранных художников, таких как Фердинанд Ходлер, Эдвард Мунк, Огюст Роден, Джованни Сегантини и Ян Туроп.

До 22 октября 

«И все-таки она вертится!». Выставочный центр Copenhagen Contemporary, Копенгаген
Якоб Кудск Стенсен. инсталляция «Язык Вергласа» (2022)

«И все-таки она вертится!». Выставочный центр Copenhagen Contemporary, Копенгаген

Современные датские художники совместно со швейцарским институтом CERN и агентством NASA провели исследование на тему вращения и движения Земли. За двухлетнее сотрудничество художников с ведущими исследовательскими институтами мира были созданы работы на тему движения, появления черных дыр, рождения звезд, гравитационных волн, от макромасштабов расширяющейся вселенной до микромасштабов атомных взрывов и частиц.

В выставке принимают участие японец Редзи Икеда, специалист по видеоарту, датский художник 3D-анимации Якоб Кудск Стенсен, художница из Финляндии Дженна Сутела, работающая в сфере биологии и вычислительных систем, арт-группа «Черный квантовый футуризм».

До 30 декабря 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+