К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Целеполагание: как правильно ставить цели и не сбиваться с намеченого пути

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Умение правильно ставить конкретные цели — полезный навык как в работе, так и в повседневной жизни, который помогает достичь нужных результатов и не пожалеть о потраченном на путь к ним времени. Forbes Life разбирается, как должен быть устроен эффективный процесс целеполагания и какие методики могут в этом пригодиться

Goal-setting, или целеполагание, — это процесс принятия конкретных шагов, которые приведут к желаемому результату. Иными словами, это не просто умение обозначить некую большую и главную цель, но и способность представить путь к ней в виде маленьких шагов-достижений, выполнение которых будет постепенно к ней приближать. По мнению коуча Юлии Черкез, целеполагание также можно назвать «осознанным подходом при работе с целями», при котором человек понимает свои потребности, может четко сформулировать их, а также оцифровать результат своих действий, то есть сопоставить свои достижения с целями и задачами и понять, в какой мере они совпадают.

При этом в ходе целеполагания необходимо помнить, что любой результат — это исключительно следствие действий. «Можно наставить целей, прописать план, задачи и даже наметить стратегию, но без выполнения конкретных шагов все предыдущие пункты теряют смысл. Только через действие можно прийти к результатам», — поясняет коуч. Черкез также подчеркивает: продумывая свои действия при постановке целей, нужно трезво оценивать, готовы ли вы к ним и их последствиям эмоционально, физически и финансово — это поможет избежать «саботажа» и отказа от своей цели, которая оказалась не по силам.

Навык корректной постановки целей важен и в бизнесе, и в повседневной жизни. Например, в работе целеполагание позволяет грамотно распределить свои ресурсы и обозначить четкий план действий, а сам фокус на достижение целей или конкретные задачи может мотивировать на развитие и руководство, и самих работников. «В повседневной же жизни, к сожалению, люди часто просто плывут по течению, не осознавая, чего же именно им хочется на самом деле. А если ты не понимаешь, чего хочется именно тебе, то место твоих целей занимают навязанные обществом стереотипы», — говорит Черкез. Такой сценарий может проявляться в самых разных вариациях и нередко приводить к печальным результатам, например к депрессии,  особенно в постоянно меняющемся мире, где человек регулярно окружен требованиями и обязательствами, не дающими времени для того, чтобы сфокусироваться на себе, своих желаниях, потребностях и достижении целей.

 

Давление могут также оказывать и гендерные стереотипы, превалирующие в обществе. Условные консервативные ожидания, что женщина должна посвящать жизнь семье, а мужчина — заработку, могут быть диаметрально противоположны тем личным целям, которые эти мужчины и женщины хотели бы достигнуть в своей жизни. Это приводит к тому, что под влиянием общественного мнения, традиций, наконец, нехватки ресурсов люди оказываются не там, где они желали бы быть. Согласно исследованиям организации The Fawcett Society, такие условия диктата стереотипов, в которых люди нередко находятся с самого детства, наносят вред ментальному здоровью — и именно поэтому важность независимого от мнения окружающих и грамотного целеполагания обретает новое, еще большее значение в современном мире. 

«Самый важный наш проект — это сама жизнь», — напоминает Юлия Черкез, добавляя, что работать над целями и результатами своей жизни нужно с опорой на принципы целеполагания. Их база — это несколько вопросов, которые помогут человеку лучше понять собственные потребности и мотивы, которые делают тот или иной результат или цель столь желанными:

 
  1. Чего я хочу  на самом деле?
  2. Почему для меня это важно?
  3. Что я могу для этого предпринять?
  4. Как я пойму, что достиг результата?
  5. С чего я могу начать прямо сейчас?

Эти вопросы актуальны при постановке целей и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Для последней целеполагание как таковое нередко и вовсе играет ключевую роль — об этом, в частности, говорит британский бизнес-коуч и основатель компании Lucemi Consulting Марк Петтит. По его мнению, такая практика позволяет:

  • повысить уверенность в себе — постановка конкретных и измеряемых задач, создание четкого плана действий и стратегии, а затем и достижение целей увеличивают чувство собственной ценности;
  • увеличить мотивацию — вдохновляющая цель будет подталкивать вас к тому, чтобы достичь результатов, преодолевая возможные трудности, а сама ее постановка даст вам картину будущего, к которой вы бы хотели стремиться;
  • измерить прогресс — ставя перед собой цель, не стоит забывать про промежуточные итоги: их фиксация поможет вам проследить, как вы совершенствовались на пути к цели профессионально и личностно. 

Какие методики существуют и где их применить 

Для постановки и достижения стратегических целей могут использоваться разные методики и технологии. Во многом их выбор зависит от того, какую сферу потенциальная цель затрагивает — профессиональную или личную. Для бизнеса, как отмечает Юлия Черкез, наиболее актуален метод SMART, состоящий из пяти компонентов:

  • Specific — цель должна быть конкретной и четко сформулированной в позитивном ключе, а не абстрактной и размытой. Было бы неправильно сформулировать условную цель как «бросить курить» или «достичь определенной должности» — корректнее ее обозначить как «вести здоровый образ жизни» или «получить высокий пост с конкретными возможностями и доходом»;
  • Measurable — цель должна быть измеримой и иметь некие показатели, которые дадут понять, что она достигнута. Продолжая примеры выше, на этом этапе их можно конкретизировать — например, заниматься спортом не менее трех раз в неделю или иметь четко обозначенный уровень зарплаты. Достижение этих показателей покажет, что цель в той или иной мере выполнена;
  • Achievable — достижимая цель, то есть та, для выполнения которой у человека есть все необходимые ресурсы или понимание, откуда их взять и где пополнить;
  • Realistic — реалистичная, или релевантная, цель, которая для человека действительно важна и ценна. Здесь крайне необходима сознательность, при которой вы не только выбираете цель, но и отдаете себе отчет, зачем она вам нужна и почему;
  • Time-Limited — определенная по времени цель с четким сроком реализации. При определении этого срока важно быть реалистичными и понимать, на достижение каких результатов понадобиться больше времени, а для каких — меньше. Например, если начать вести здоровый образ жизни или продвинуться по карьерной лестнице — задача сложная и человек это понимает, то стоит увеличить срок ее достижения, сделав его адекватным реальности и сопроводив более маленькими промежуточными стратегическими целями. 

Другой метод постановки цели — BSQ, или think Big, act Small, move Quick («Мысли масштабно, действуй постепенно и двигайся быстро»). «Данный метод эффективен, и, несмотря на то что цель здесь подразумевает амбицию и масштаб, за счет планирования конкретных шагов, которые по силам, продвижение к цели осуществляется планомерно и последовательно, — объясняет этот метод Юлия Черкез. — На что важно обратить внимание: при планировании шагов необходимо также задать временные рамки, в которых эти шаги будут предприняты. Например, цель: через три месяца сформировать эффективную команду из 15 сотрудников. Планирование шагов в виде конкретных, выполнимых задач: в рамках первой недели посмотреть 20 резюме и пообщаться с 10 кандидатами».

 

Для так называемых бирюзовых компаний, то есть тех, в которых минимальна иерархичность и большое внимание уделяется горизонтальности и прозрачности всех рабочих процессов, по мнению Черкез, особенно эффективна будет технология OKR, или Objectives and Key Results, основанная на целях и ключевых результатах. Цель в данной технике рассматривается как амбиция, задача которой — вдохновить команду на что-то большее, чем результат. Ее нельзя измерить или разобрать по методике SMART — она лишь заряжает сотрудников на работу и активность. Для измеряемости  при таком подходе есть ключевые результаты, которые заземляют, оцифровывают цель по определенным показателям.

Помочь достижению целей может и техника под названием «Колесо жизненного баланса» — как правило, ее используют для определения сферы, которой уделяется недостаточно внимания, а также для гармонизации жизни или приоритезации рабочих процессов. «Принцип следующий: колесо делится на восемь секторов, каждый из которых обозначает какую-либо сферу жизнедеятельности, и по шкале от 1 до 10 в каждом секторе ставится отметка по уровню удовлетворенности этой сферой на данный момент. Затем определяется сфера, улучшив которую, вы сможете подтянуть и все остальные сферы, на нее и делается упор: прописывается план, период и ближайшие шаги», — поясняет Черкез.

Некоторые методы постановки целей можно комбинировать — это, к примеру, подразумевает техника Брайана Трейси. Условно ее можно разбить на три части:

  1. Записать 10 целей на год в прошедшем времени — как будто вы их уже реализовали;  
  2. Выберите одну, самую значимую для вас; 
  3. Разберите ее по SMART-методике — дайте конкретную формулировку и показатели, перечислите необходимые ресурсы, поясните реалистичность самой цели и то, насколько она важна. 

«В бизнесе наиболее популярны техники SMART, OKR, BSQ, потому что они дают хорошую возможность оцифровки целей, или фиксирования результата по конкретным показателям, необходимым бизнесам для отслеживания ключевых параметров эффективности. В повседневной жизни чаще используются «Колесо баланса», целеполагание по Брайану Трейси: это более свободные форматы, где упор больше делается на приоритеты и внимание к ключевым сферам», — объясняет Юлия Черкез. 

Каких ошибок стоит избегать: подсказки коуча

«Прежде чем ставить цели, необходимо понять, чего вам хочется, почему это важно, ваши ли это цели или кем-то навязанные и как они соотносятся с вашими ценностями», — напоминает Юлия Черкез. Быть честным с собой (как в работе, так и в личной жизни) — главный аспект в этом процессе: независимость от чужого мнения, навязанных стереотипов и стандартов, а также трезвая оценка собственных ресурсов, мотивов, потребностей и способностей позволят ставить цели и задачи таким образом, чтобы их достижение было возможным.

 

Говоря об ошибках, которые часто совершаются при постановке и достижении целей, Черкез приводит следующие примеры:

  • в работу берутся цели, которые не близки человеку, навязанные или стереотипные;
  • цель или задача не настолько важны, чтобы ставить ее именно сейчас и тратить на нее ресурсы;
  • неправильная оценка возможностей и наличия или отсутствия ресурсов;
  • отсутствие измеримых результатов и ошибочное планирование времени достижения целей;
  • цели не согласуются с ценностями.

«Последнюю ошибку можно исправить еще на этапе составления плана, переформулировав цель таким образом, чтобы она совпадала с ценностями человека», — добавляет Черкез.

В контексте же бизнеса избежать промаха помогут советы практикующих специалистов, например экспертов компании Educational Data Systems, Inc. Так, перед непосредственно самим процессом постановки и достижения целей, независимо от выбранной техники, не стоит забывать про:

  • SWOT-анализ — обозначить сильные и слабые стороны компании или организации, ее возможности и потенциал, возможные угрозы и риски;
  • бенчмаркинг — изучить, какие еще похожие компании есть в этом сегменте рынка и регионе, сопоставить показатели трат и доходов, чтобы понять, насколько вы успешны в коммерческом и производственном плане;
  • аудиторию — проанализировать, какие запросы есть у ваших клиентов, какие тренды влияют на них и насколько сильно они подвержены технологическим или экономическим переменам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+