Пальмы в усадьбе «Горки Ленинские»: как жила и выращивала цветы вдова Саввы Морозова
Усадьба «Горки» известна с XVI века, но ее территория была обитаема уже в IX-XIII веках — тут до сих пор возвышаются курганы оставшиеся от племен вятичей. Однако расцвела усадьба в прямом смысле этого слова только в начале XX века, когда здесь поселилась Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот.
Загадочная смерть супруга, Саввы Морозова, владельца мануфактур, производивших ткани с цветочными орнаментами, сделала 37-летнюю Зинаиду Морозову, вероятно, самой богатой женщиной России. Текстильный бизнес Морозовых, по реконструкции Forbes, занимал третью строчку в списке богатейших людей Российской империи с состоянием около 40 млн рублей золотом (на всю семью).
Спустя два года Зинаида Морозова вновь вышла замуж за московского градоначальника Анатолия Рейнбота, который ради нее развелся с женой. Но вскоре из-за обвинений в казнокрадстве Рейнбот вышел в отставку. Решив изменить привычный образ жизни, Зинаида Морозова продает построенный Шехтелем по заказу Саввы Морозова готический особняк на Спиридоновке и переселяется в подмосковную усадьбу «Горки».
В новом доме Зинаида Григорьевна смогла показать свой «купеческий вкус» с гораздо большим размахом, чем в предыдущем московском особняке.Чем же еще заняться очень богатой и независимой женщине? Какую мечту исполнить? На этот вопрос отвечает куратор выставки Софья Багдасарова, сделавшая очень камерную, личную и женскую выставку про Зинаиду Морозову, о которой обычно вспоминают в основном в связке со знаменитой династией коллекционеров. (Интересно, что ни Савва, ни Зинаида не приглашали живописцев работать на себя и их портретов маслом не существует. Даже изображения усадьбы Горки можно найти только на фотографиях).
Садоводство привлекало Морозову, и оно быстро приобрело почти промышленный масштаб. Усадьба превратилась в прекрасный сад: бегонии, гортензии, папоротник, сирень, розы, гвоздики, резеда, орхидеи, хризантемы, астры поставлялись в 22 оптовых магазина Москвы. Судя по сохранившимся кассовым книгам, в 1914 году выручка от продажи цветов в Москве составлял от 784 до 2020 рублей в месяц, а чистая прибыль от 35 копеек до 444 рублей. Впрочем, доход для Зинаиды был не важен, ей нравился сам процесс ведения такого красивого бизнеса.
Именно растения— в первую очередь розы и пальмы, — стали связующей нитью выставки. Живые цветы постоянно использовались в повседневной жизни Морозовой и ее старшей дочери Марии, ими были наполнены сады, оранжереи, беседки и дома. Обстановка и детали интерьера, фарфор, картины. Кажется без цветов не обходился ни один предмет интерьера.
Над вкусами Зинаиды Морозовой и ее наивными притязаниями на аристократизм современники откровенно смеялись. Родившись в старообрядческой семье, Зинаида Морозова была крещена как «Зиновия», но это имя показалось ей слишком простым и позже, на манер аристократок Юсуповой и Волконской, она переделала себя в «Зинаиду». Максим Горький посвятил ей такие строки: «В спальне хозяйки — устрашающее количество севрского фарфора: фарфором украшена широкая кровать, из фарфора рамы зеркал, фарфоровые вазы и фигурки на туалетном столе и по стенам, на кронштейнах. Это немножко напоминало магазин посуды. Владелица обширного собрания легко бьющихся предметов m-me Морозова с напряжением, которое ей не всегда удавалось скрыть, играла роль элегантной дамы и покровительницы искусств».
Но выставка не только про то, как дамы украшали свой дом и наряды, — это одновременно рассказ про эволюцию цветочного орнамента: от строгих научных ботанических иллюстраций до спиралей модерна и сказочных цветов Коровина и абрамцевского «русского стиля».