На земле и на суше: зачем люксовые бренды выступают с экологическими инициативами
С того момента, как несколько лет назад sustainability (с англ. «устойчивое развитие». — Forbes Life) стало обязательной частью бизнес-стратегии в индустрии роскоши, многие крупные ювелирно-часовые и модные бренды стали создавать проекты по спасению планеты. Направление их работы может быть самым разным: одни используют в производстве переработанные материалы и отказываются от натурального меха и кожи, другие минимизируют выбросы углеводорода в атмосферу, третьи сокращают потребление электричества и воды. Forbes Life рассказывает о деятельности тех брендов, которые своей миссией выбрали спасение дикой природы на суше и в океане.
Глубоководный горизонт Blancpain
С 2011 года под эгидой швейцарского часового бренда Blancpain действует фонд Blancpain Ocean Commitment («Приверженность океану»), который поддерживает некоммерческие проекты морских исследователей, биологов и других энтузиастов-профессионалов, направленные на защиту заповедных зон Мирового океана. Инициатором создания фонда стал нынешний глава часового бренда Марк А. Хайек, который с юности всерьез увлекается подводным плаванием и сам как дайвер принимает участие в экспедициях.
Связка истории Blancpain с подводным миром существует с 1953 года, когда по заказу руководства французского элитного подразделения боевых водолазов на мануфактуре в Виллере были созданы первые в мире дайверские часы Fifty Fathoms. Модель с люминесцентными индикаторами, с блокируемым безелем со шкалой, позволяющей контролировать время погружения и запас воздуха водолаза, задала стандарт для дайверских часов всей часовой индустрии. В XX веке под воду в них погружались не только профессиональные военные водолазы Израиля, Испании, Германии и США, но и пионеры научного дайвинга, в том числе и Жак-Ив Кусто.
Теперь каждый год бренд выпускает лимитированную модель Fifty Fathoms — и €1000 с продажи одних часов перечисляет в фонд Blancpain Ocean Commitment на финансирование экологических инициатив. Среди них проект Gombessa Лорана Баллесты, французского морского биолога, дайвера-исследователя, подводного фотографа и соавтора книги «Планета море». Команда Баллесты изучает труднодоступные, малоизвестные подводные экосистемы и разрабатывает методы их сохранения. Еще один давний партнер Blancpain — экологическая программа National Geographic Pristine Seas морского биолога и эколога, исследователя общества National Geographic Энрика Салы. Ее цель — находить в Мировом океане и полностью изучать омываемые им ареалы суши с практически нетронутой цивилизацией природой и добиваться для них государственного статуса «заповедных мест».
Blancpain также поддерживает научные исследования и разработку инновационных решений по восстановлению природного ареала Большого Барьерного рифа в Австралии, которыми занимается местный фонд Biopixel Oceans Foundation. И выступает партнером проекта «Морская академия» экологического фонда Sulubaaï, который также направлен на сохранение природы кораллового рифа, только уже вокруг острова Пангаталан и залива Шарк-Фин на Филиппинах.
На сегодняшний день в результате деятельности Blancpain Ocean Commitment под защитой оказалось уже 4 700 00 кв. км Мирового океана, что составляет 1,2% его акватории — эту постоянно растущую цифру демонстрирует специальный счетчик на сайте фонда, который подробно информирует обо всех проектах.
Борьба Hublot за выживание носорогов
В 2018 году Кевин Питерсен, бывший игрок сборной Англии по крикету, а теперь спортивный комментатор, основал ассоциацию Save Our Rhinos Africa India (SORAI), которая занимается спасением носорогов, находящихся на грани исчезновения из-за деятельности браконьеров. Спустя год Питерсен принял участие в документальном фильме об охоте браконьеров в Kruger National Park на его родине, в ЮАР, и о выжившем детеныше носорога Артуре, который пытался атаковать охотников, которые убили его маму. Фильм был показан на канале National Geographic, и эта история об Артуре имела большой резонанс.
В том же 2019 году швейцарский часовой бренд Hublot предложил Питерсену стать его посланником и одновременно решил поддерживать деятельность некоммерческой организации, основанной бывшим спортсменом и защитником природы. С этого момента бренд выпускает ограниченную серию часов 100 Big Bang Unico SORAI, часть средств от продажи которых перечисляется на деятельность ассоциации.
Согласно статистике ассоциации, отчасти из-за официальной охоты на носорогов (патент на которую на правительственном уровне получить крайне сложно), но в большей степени из-за нелегальной деятельности браконьеров популяция этих животных за последние 10 лет сократилась на 90%. В мире осталось менее 30 000 особей, и в среднем каждый день от пуль браконьеров погибают три носорога.
Несмотря на то, что еще в 1977 году Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITES), запретила торговлю рогами носорога во всем мире, браконьеры продолжают калечить и убивать этих животных именно по этой причине: килограмм рога на черном рынке стоит дороже килограмма золота. Специалисты считают, что если темп убийств носорогов не снизить, то этот вид непарнокопытных млекопитающих может совсем исчезнуть к 2025 году.
Финансовая помощь Hublot позволяет SORAI внедрять новые технологии по борьбе с браконьерами: закупать тепловые видеокамеры и GPS-отслеживание животных, содержать несколько вертолетов для слежения с воздуха, объединять наблюдательные команды, оказывать медицинскую помощь раненым носорогам и организовывать заповедники для оставшихся без родителей детенышей, а также привлекать общественное внимание к этой проблеме.
Наиболее широко эти меры применяются там, где потребность в них выше: в Южной Африке, в Национальном парке Крюгера, где на огромной площади в 18 989 кв. км активно орудуют браконьеры. Здесь проживает более 80% всех оставшихся на планете носорогов — и самая большая популяция сохранившихся редких белых носорогов.
Tiffany ратует за спасение диких зверей
В 2016 году американский ювелирно-часовой дом Tiffany & Co. объявил о новом для себя проекте по защите дикой природы — финансовой поддержке деятельности фонда Elephant Crisis Fund (ECF). Данная организация стала результатом объединения некоммерческой организации Wildlife Conservation Network и инициативы Save the Elephants, которую в свою очередь поддержал фонда актера Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio Foundation).
Союз был образован с конкретной целью — положить конец незаконной охоте на слонов, искоренить мировую контрабанду слоновой кости и остановить торговлю ею в Китае и Гонконге. Из-за браконьерской охоты на этих диких животных и параллельно из-за уничтожения естественной среды обитания и глобального потепления популяция слонов стремительно сокращается — по тем или иным причинам погибает до 30 000 особей в год.
В рамках этой новой социальной инициативы в Tiffany & Co. впервые создали коллекцию украшений с говорящим названием Save the Wild («Спасите дикий мир») — миниатюрные фигурки слонов пазл-конструкции (позже деятельность фонда расширилась, и к ним добавились носороги и львы) из серебра и золота с бриллиантами и без них. В компании решили перечислять в ECF все 100% прибыли от продаж украшений. И пусть с настоящий момент выпуск ювелирной коллекции уже приостановлен, за прошедшие годы в фонд Wildlife Conservation Network в целом было перечислено $10 млн.
Для Tiffany & Co. это была далеко не первая инициатива по защите окружающей среды — еще в 2000 году компания основала собственный фонд Tiffany & Co. Foundation и в рамках его деятельности отказалась от добычи ресурсов на природоохранных территориях, больше не использует натуральные кораллы в украшениях и защищает морские экосистемы. В 2016 году фонд совместно с «Американским союзом по борьбе с незаконной торговлей дикими животными» (U.S. Wildlife Trafficking Alliance) вошел в коалицию из 16 компаний, деятельность которых направлена на сокращение спроса на нелегальные ресурсы дикой природы. В 2020-м по случаю юбилея фонда компания обнародовали цифры — за годы его деятельности на благие цели было собрано $100 млн.
Carl F. Bucherer в поисках «морского дьявола»
Десять лет назад швейцарский часовой бренд Carl F. Bucherer заключил долгосрочное партнерство с благотворительным фондом Manta Trust, который занимается изучением и спасением скатов манта более чем в 20 странах мира. Эти обитатели морских глубин находятся под угрозой исчезновения из-за незаконного рыболовства (жаберные тычинки скатов пользуются большим спросом в китайской медицине) и разрушения экосистем, в которых они обитают.
В рамках этого сотрудничества мануфактура с 2013 года выпускает лимитированные модели часов Patravi Scubatec, и большая часть средств от их продажи идет на финансирование исследовательских проектов, программу подводного обучения и съемку документальных фильмов о мантах.
В 2021 году Carl F. Bucherer полностью финансировал экспедицию плавучей научно-исследовательской станции Conte Max на отдаленные северные атоллы Мальдивских островов. За 17 дней было произведено 200 наблюдений за мантами и обнаружено 35 новых особей этих гигантских скатов, в том числе и вида «морских дьяволов», как называли мант еще в XVIII веке.
Исследователи собирали информацию о возрасте, размере, половозрелости, репродуктивном потенциале особей и об их миграции. На основании этих данных специалисты фонда больше узнали об особенностях жизненного цикла и коэффициенте выживания мант, о том, сколько времени им требуется для достижения половой зрелости, как долго живут, как питаются. Скаты ведут уединенный образ жизни и всегда в движении, поэтому о них известно так немного, что в настоящий момент научное сообщество не пришло к единому мнению о количестве биологических видов мант — считалось, что их девять, но члены экспедиции выделили 11.
Каждый новый скат манта попал в общую мировую базу данных — по результатам экспедиции было зарегистрировано 5101 особь в мире, и это количество постоянно растет. После того, как скатов заносят в базу, ученые могут наблюдать за ними и составить общую картину. Чем четче она будет, тем легче выполнять миссию фонда: сохранить этот морской вид и среду его обитания.
Сarl F. Bucherer продолжает и дальше финансировать плавучую исследовательскую станцию, а владельцы часов одновременно с ними приобретают возможность выбрать имя для одной из зарегистрированных мант и следить за ней, словно за «своим» скатом, на специальном научном сайте.
De Beers: восстанавливая течение «реки жизни»
Программа устойчивого развития в британской алмазодобывающей и ювелирной компании De Beers совсем молодая — она стартовала в 2021 году. Одним из четырех направлений Forever Building («Создавать на века») наряду c «чистотой» бриллиантов, гендерным равноправием для своих сотрудников, улучшением жизни населения в тех странах, где корпорация добывает алмазы, стала защита дикой природы в этих же географических точках.
К 2030 году компания, как и многие ее коллеги в индустрии люкса, De Beers обязалась достичь углеродно-нейтрального баланса на всех этапах своей деятельности и снизить затраты водных ресурсов на 50%. Совместно с National Geographic компания также решила участвовать в проекте Okavango Eternal, целью которого является спасение исчезающих видов фауны и флоры вокруг дельты Окаванго.
Крупнейшая река в юго-западной Африке берет свое начало в Анголе и протекает через Намибию, сужает свое устье в Ботсване, а ее дельта растекается в болотах пустыни Калахари. Благодаря последнему факту в этом регионе появились зеленые саванны, которые дают жизнь множеству птиц и животных. Здесь обитают розовые фламинго и пеликаны, сюда приходят на водопой стада буйволов, жирафов и слонов, только здесь можно встретить водяных антилоп и гиеновых собак, исчезнувших в других районах Африки, в местных зарослях и на реке охотятся львы и прочие хищники. Окаванго также является главным источником существования местного населения, именно поэтому в Ботсване ее называют «рекой жизни».
В настоящий момент прежнее благополучие этого зеленого оазиса находится под угрозой из-за вырубки лесов, истощения почв, неконтролируемого расхода воды и изменений климата. De Beers взяла на себя пятилетнее обязательство по восстановлению экосистемы Окаванго, обеспечению водной и продовольствием более миллиона человек и по разработке экологических решений, которые не только принесли бы пользу природе, но и создали рабочие места для населения.
Ранее, в 2018 году, компания заключила соглашение о партнерстве с некоммерческой организацией Peace Parks Foundation и запустила с ней совместный, продолжающийся и в настоящее время проект Moving Giants («Перемещая гигантов»). В его рамках команда ученых предпринимает беспрецедентную попытку по релокации 200 слонов из заповедника Venetia Limpopo Nature Reserve, в котором без вреда окружающей среде могут обитать только 60 особей этих животных, в более подходящее для них место. На данный момент 100 слонов уже преодолели расстояние в 1700 км и нашли новый дом в более масштабной заповедной зоне Zinave National Park в Мозамбике, где поголовье было полностью уничтожено во время гражданской войны три десятилетия назад. Таким образом, Peace Parks Foundation и De Beers одновременно спасают две экосистемы и поддерживают баланс в популяции слонов в этом регионе.
Исследования яхтсменов и дайверов с Ulysse Nardin
Большая часть истории Ulysse Nardin связана с водной стихией: еще в XIX столетии в нем создавались высокоточные морские хронометры, а сегодня — дайверские часы. К тому же швейцарский часовой бренд несколько лет является официальным хронометристом The Ocean Race, самой сложной и опасной кругосветной регаты парусных судов в открытом море.
В 2021 году логичным продолжением активности в морской стихии для бренда стала поддержка разработанной организаторами гонки программы Time to Act. Она направлена на снижение разрушительного воздействия загрязнения, изменения климата и промышленного вылова рыбы из океана.
Интересно, что в эту программу вовлечены и участники гонки, профессиональные яхтсмены из команд 11th Hour Racing Team и Team Malizia. Маршрут The Ocean Race протяженностью 60 000 км проходит через самые изолированные регионы планеты, которые редко посещают исследовательские суда, и здесь команда имеет возможность собирать важные данные о содержании кислорода в воде, загрязнении ее пластиком и воздействии климатических явлений (всего 15 различных направлений исследований) и затем передает их для дальнейшего анализа ученым. Яхты оснащены научным оборудованием, которое предоставляют несколько международных метеорологических и океанографических организаций.
Эта инициатива получила название Racing with Purpose («Гонка с целью»), и на сегодняшний день ее участники собрали самое большое количество научных данных в рамках спортивного мероприятия. С их помощью ученые разрабатывают все возможные методы восстановления водных экосистем в той или иной географической точке. И обсуждают эти программы на саммитах The Ocean Race, которые, как и сама гонка, проходят раз в два года.
Внутри самого бренда было также сформировано исследовательское отделение, которое внедряет в деятельность Ulysse Nardin принципы устойчивого развития — его специалисты действуют сразу в нескольких направлениях. C одной стороны — ищут для производства часов поставщиков инновационных материалов, которые являются результатом переработки пластика и рыболовных сетей. С другой — вместе с некоммерческой организацией Ocearch, Международным университетом Флориды, Университетом Азорских островов и фридайвером-фотографом Фредериком Буйлем бренд поддерживает программу маркирования акул и защиты их от вымирания. И с этой целью прилагает усилия для сохранения мангровых лесов, которые в свою очередь способствуют формированию естественной экосистемы акул, стремится уменьшить объем пластиковых отходов, сокращающих популяцию этих морских хищников.
Океаническая грамотность Prada для будущих поколений
Всесторонними вопросами устойчивого развития, этичного производства и вторичной переработки материалов в Prada Group начали заниматься 10 лет назад. В 2019 году компания обратила свое внимание еще и на проблему загрязнения и сохранения природы океанов и в партнерстве с Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО запустила образовательную программу Sea Beyond.
В модном конгломерате не спасают флору и фауну океана напрямую. Но уверены, что вклад в просвещение детей, школьников и студентов в вопросах важности сохранения природы не менее важен. Получив сегодня образование по вопросам так называемой океанической грамотности, считают в Prada Group, будущие поколения будут предпринимать усилия по сохранению природы и этот подход станет для них единственно возможным.
Во Всемирный день океанов, который отмечается ежегодно 8 июня, Prada Group анонсирует новые образовательные программы Sea Beyond. В нынешнем году в Венеции были запущены лекции The Kindergarten of the Lagoon («Детский сад в лагуне») на открытом воздухе, на которых детям дошкольного возраста рассказывали об экосистеме и знакомили с биологическим разнообразием Венецианской лагуны. Биолог Марта Муссо, лауреат научно-исследовательской премии Donna di Mare 2022 («Женщины моря — 2022»), рассказывала детям о планктоне прямо на своем передвижном корабле-лаборатории.
Добралась до Венеции, до Palazzo Zorzi, в котором расположена штаб-квартира Регионального бюро ЮНЕСКО по науке и культуре в Европе, и образовательная выставка Ocean & Climate Village. С 2021 года она путешествует по разным городам Италии и точно так же разными интерактивными способами рассказывает о необходимости защиты океана.
С этой же целью вместе со специалистами кампании Act Now при Организации Объединенных Наций было разработано специальное учебное приложение AWorld. Теперь оно установлено на смартфоны всех 14 000 сотрудников Prada Group по миру. Записывая свои ежедневные действия, они участвуют в корпоративном конкурсе по самому эффективному внедрению принципов устойчивого развития в обычную жизнь человека.