К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исследование: что малый и средний бизнес в России знает про устойчивое развитие

Фото Agron Beqiri / NurPhoto via Getty Images
Фото Agron Beqiri / NurPhoto via Getty Images
Большинство представителей среднего и малого бизнеса в России знают, что такое «устойчивое развитие», хотя бы в общих чертах и могут дать этому понятию определение, пусть и не всеобъемлющее. При этом, что такое ESG, не может объяснить почти никто из них

Российский средний и малый бизнес в целом осведомлен об устойчивом развитии, показало исследование Лиги зеленых брендов, компании IFORS Research и Общественного объединения и комиссии по социальному предпринимательству «Опора России» (данные есть в распоряжении Forbes Life), в ходе которого было опрошено около 800 компаний.

В 2023 году 73% респондентов смогли дать определение этому понятию, в 2022 году таких было 70%. Правда, в основном определения получались неполными, охватывали только одно направление устойчивого развития. Так, 28% считают, что устойчивое развитие означает постоянный рост бизнеса — без падений, вне зависимости от внешних факторов, 26% связывают это понятие с конкретными показателями: ростом доходов, продаж (14%), расширением или оптимизацией производства или ассортимента (8%), количеством и профессионализмом сотрудников (4%), а часть респондентов считает, что устойчивое развитие — это стабильность в широком смысле этого слова (18%).

Говоря о работе, которую они сами ведут в области устойчивого развития, российские предприниматели отмечали, что сохраняют рабочие места во время декретного отпуска (73%) и внедряют бережливое потребление или производство (70%) — это две самые распространенные инициативы. Еще 54% опрошенных сообщили о наличии индивидуальных планов развития и обучения сотрудников (54%) и медицинском страховании или компенсации трат на здоровье и спорт для сотрудников и их семей (46%). 

 

В будущем 30% опрошенных планируют пойти дальше и участвовать во всевозможных экологических инициативах, в том числе сокращать экологический ущерб, заниматься посадкой деревьев, очисткой территорий и водоемов, внедрить раздельный сбор мусора и оптимизировать логистические маршруты. 29% собираются инвестировать в социальные и благотворительные проекты, в частности заниматься волонтерством и менторством. 

Исследование также показало, что большинство представителей среднего и малого бизнеса России не знает, что такое ESG. Дать определение словосочетанию «экологическое, социальное и корпоративное управление» не смогли 59% опрошенных. Те же определения, что прозвучали, оказались  однонаправленными, охватывающими только что-то одно из направлений ESG или, наоборот, слишком общего характера.

 

Сравнение с лидерами

Во всем мире проникновению зеленых практик в ряды среднего и малого бизнеса есть куда расти. Согласно опросу, проведенному организаций  United Nations Global Compact среди компаний из 160 стран, большинство представителей среднего и малого бизнеса ассоциируют программы ESG с необязательными тратами и не видят их преимуществ. Менее половины компаний с оборотом до $25 млн сообщили о внедрении практик в области устойчивого развития. Для сравнения: среди крупных компаний с оборотом более $1 млрд доля тех, кто имеет соответствующие практики, составляет 94%.

Страны-лидеры в вопросе устойчивого развития и ESG среди среднего и малого бизнеса — США, Канада и члены Евросоюза, говорит Анастасия Попова, президент Лиги зеленых брендов и CEO и основатель  экосистемы сервисов устойчивого развития «Проекта +1». Проникновение зеленых практик в этих странах несопоставимо больше, чем в России. «В странах с постиндустриальной экономикой — экономикой услуг — на компании среднего и малого бизнеса приходится около 90% ВПП и около 70% загрязнения окружающей среды, что объясняет их вовлеченность в вопросы устойчивого развития, — объясняет Анастасия Попова. — В России лишь 20% ВВП приходится на средний и малый бизнес и, в отличие от перечисленных выше стран, нет достаточного количества регулирующих инициатив в этой области».

Регуляция ESG в Европе быстро совершенствуется, отмечает СЕО United Nations Global Compact Санда Оджамбо. Например, в Германии с 2023 года действует Акт о дью-дилидженс в цепочках поставок — параллельно с похожим документом, работающим на уровне всего ЕС. Он обязует компании проводить аудит поставщиков на предмет соблюдения прав человека и заботы об окружающей среде. Таким образом, бизнес, не соответствующий стандартам ESG, лишается доступа к клиентам. «Изменения грядут для среднего и малого бизнеса, хочет он того или нет», — заключает Санда Оджамбо.

 

Согласно опросу Лиги зеленых брендов, IFORS Research и «Опоры России», большинство представителей российского малого и среднего бизнеса (87%)  никогда не подписывали кодекса поставщиков. Более половины опрошенных (53%)  отметили, что готовы понести дополнительные финансовые траты для того, чтобы выполнить требования крупного клиента, связанные с устойчивым развитием.

С чего начинать

У владельцев и наемных руководителей небольших компаний больше забот и меньше ресурсов, чем у их более крупных конкурентов, объясняет Санда Оджамбо. Одни могут считать, что им не хватает времени, знаний, возможностей или бюджета для решения таких проблем, как климатический кризис или дискриминация меньшинств. Другие просто не знают, с чего начать. 

Часто руководители среднего и малого бизнеса инвестируют в социальное направление, и это объясняется дефицитом ресурсов, ведь их компании обычно заняты становлением или масштабированием, считает Анастасия Попова. Для них хороши те ответственные практики, которые не требуют больших вложений и дают быстрый возврат на инвестиции. «Таким инструментом как раз является социальный маркетинг — он дает рост узнаваемости бренда и лояльности к нему в связи с социальной ответственностью. Например, небольшие парикмахерские делают совместные проекты с благотворительными фондами и стригут людей из незащищенных слоев. Сети кинотеатров внедряют благотворительные показы для детей из малообеспеченных семей. А кофейни вводят подвешенные напитки в пользу подопечных фондов или делают отчисления с продаж каких-то позиций из меню. Такие проекты осуществляются по принципу win-win: бренд получается приток клиентов со стороны подопечных фонда и рост лояльности, что нивелирует те траты, которые ушли на реализацию», — добавляет эксперт. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+