К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Формула везения: можно ли объяснить удачу с научной точки зрения

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Иногда кажется, что одних людей сопровождает удача — они оказываются в нужное время в нужном месте и легко достигают новых высот, — другие как будто живут в «черной полосе». Ученые уже давно пытаются не просто найти этому объяснение, но и вывести формулу везения. Что делать, чтобы удачные случайности стали происходить чаще, рассказывает академический директор программы «Управление изменениями» СберУниверситета Виктория Домаева

Тема неслучайных случайностей интересует общество давно. Существует даже термин «серендипность», который означает умение находить необычные решения, притягивать счастливые совпадения и добиваться везения как в маленьких повседневных событиях, так и в крупных, меняющих мир. Например, профессор Нью-Йоркского университета Кристиан Буш давно изучает возможности удачной трансформации жизни и то, как случайность можно превратить в инструмент. В своей книге «Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность», основываясь на собственном многолетнем опыте общения с людьми из разных сфер, он пытается вывести соответствующие закономерности и рассказывает, как развить серендипное мышление, а значит, повысить вероятность случайностей в своей жизни. Американский ученый Роберт Рут-Бернштейн исследовал творческие личности и сам процесс их творчества. В своих работах он подчеркивает роль случайностей в процессе творческого мышления. По его мнению, удача — это микс тщательной подготовки, наблюдательности и открытости к новому. Чем больше мы готовы к неожиданным идеям, тем выше вероятность того, что мы заметим что-то ценное и получим новый интересный результат. 

Три фактора удачи

Сложно поверить, что удачные случайности происходят в жизни не спонтанно, а ими можно управлять. Я проводила глубинные интервью с представителями разных сфер деятельности, возраста и пола. Последовательно описывая цепочку событий и свои решения, которые привели к удаче, все они в конечном итоге произносили что-то вроде: «Почему бы и нет». Все опрошенные в какой-то момент продемонстрировали открытость миру. Они располагали свободным временем, имели открытый фокус внимания и были готовы к чему-то новому. Ведь если календарь заполнен на 100% и на один и тот же временной промежуток назначены три встречи, это означает, что в жизни нет свободного пространства под условную удачу. 

Подобная стратегия оставления места для удачных случайностей прослеживалась во всех проведенных глубинных интервью. 

 

Второй аспект, который продемонстрировали интервью, — это важность «искреннего контакта». В достижении удачи всеми опрошенными поучаствовали другие люди. Так вышло, что мои собеседники воспринимают общение искренне и с интересом.

И третья закономерность: все опрошенные отметили, что испытывают чувство благодарности за опыт, который они получают в жизни. 

 

Выходит, что повысить вероятность удачных случайностей интервьюируемым помогли три фактора: свободное пространство для нового, искренний контакт с другими людьми и благодарность за получаемый опыт. 

Эти выводы фактически повторяют те, что делает американский писатель и исследователь Стивен Джонсон. Он говорит, что удача — это нечто, что можно научиться улавливать и использовать. По его мнению, чтобы привлечь удачу, надо быть готовым к новым идеям, быть открытым миру и с радостью взаимодействовать с другими людьми. Это повысит вероятность появления новых возможностей. 

Большая вероятность невероятного

По мнению Кристиана Буша, удачная случайность может произойти в любую минуту. Но привычные способы мышления закрывают серендипность от большинства людей, поэтому ее не замечают и не используют.

 

«Самые большие препятствия — наши предубеждения о мире, которые зачастую и управляют мышлением и лишают возможностей», — утверждает Кристиан Буш. По его мнению, существует четыре главных препятствия на пути к счастливым случайностям: недооценка неожиданного, следование большинству, пострационализация и функциональная закрепленность.

Открытость неожиданному — вот ключ к везению и серендипности, по мнению Кристиана Буша. Важно видеть скрытую ценность незапланированных событий.  

Если говорить о следовании большинству, то многие прибегают к этому, поскольку консенсус безопасен. Большинство может принимать на удивление верные решения. Однако при следовании большинству люди начинают сомневаться в своем мнении, отдавая право решения другим. И такой подход разрушает серендипность. 

При анализе уже произошедших событий участвующие в них люди склонны объяснять их с рациональной точки зрения, забывая или не обращая внимания на те неожиданности, которые этим событиям предшествовали. Это довольно распространенная особенность мышления: люди фиксируют результат и реальные предсказуемые шаги, которые к нему привели, игнорируя произошедшие случайности, что и является пострационализацией

В большинстве своем люди видят только привычное использование того или иного инструмента или явления и не могут представить, как можно их использовать иначе. Другими словами, большая часть вещей и явлений вокруг нас имеют некую функциональную закрепленность в наших головах. Но для построения серендипного мышления необходим гибкий ум и открытость новому, отказ от привычного образа действия.

 

Давайте вспомним известный случай открытия пенициллина Александром Флемингом, который исследовал стафилококки. Однажды, в 1928 году, он увидел, что в одной из чашек Петри выросла сине-зеленая плесень, а вокруг нее исчезли бактерии стафилококка. Так и была обнаружена способность плесени Penicillium chrysogenum уничтожать бактерии. И именно тогда началась история антибиотиков, которые впоследствии спасли миллионы жизней. Случайность стала поводом к открытию, и это произошло прежде всего благодаря реакции ученого на произошедшее. Флеминг обратил внимание на отсутствие бактерий, начал искать причину и провел дальнейшие исследования. 

В конце 1970-х годов исследователь компании 3M Спенсер Сильвер занимался разработкой надежного клея. Его изобрести не удалось, но созданный им посредственный клей подошел для новых продуктов компании, а именно для стикеров, которыми теперь активно пользуется каждый из нас.

Помимо преодоления препятствий, которые мешают видеть удачные случайности, важно формирование особого взгляда на мир. Как отмечает Кристиан Буш, исследования в области когнитивных наук и менеджмента продемонстрировали, что в основе того, что люди замечают неожиданные события, лежит внимательность. Именно она помогает находить то, что не ищут специально, как в случае с Александром Флемингом или Спенсером Сильвером.

Как же поменять свое мышление? Начинать надо с небольших изменений. Например, чтобы воспринимать проблемы как возможность чему-то научиться, необходимо сосредоточиться на том, как их можно решить, а не на том, чем они обернутся в случае неудачи. Важно сдвинуть фокус внимания. Как говорил Ричард Уайзман, «если случилось что-то плохое — смотрите в будущее». Он же описывает эксперимент. Его команда рассказала двум группам людей один сценарий: «Вы находитесь в банке. Врывается грабитель и ранит вас в плечо. Ранение несерьезное, и вам удается спастись». Люди, которые считали себя везунчиками,  отнеслись к ситуации так, будто все могло закончиться намного печальнее, следовательно им повезло. Удачливый человек смягчает собственное невезение. По мнению Уайзмана, именно он и будет чаще наблюдать серендипность в своей жизни. Восприятие ситуации имеет решающее значение.

 

Таким образом, если говорить о формуле удачи, то она складывается из следующего: нивелирование ограничений или препятствий, мешающих замечать случайности, изменение типа мышления, открытость новому. С изменением отношения к жизни постепенно возникают подтверждения того, что непредвиденные события влияют на нас больше, чем принято считать. Неожиданная встреча приводит к новой работе, неуслышанный будильник — к тому, что не попадем в неприятное происшествие, а случайный разговор — к идее нового направления в бизнесе. И слова: «Вот повезло!» уже не будут казаться данью череде случайностей, ведь за ними будут стоять наши ежедневные действия по поддержанию необходимого состояния.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+