Алкоголь как антидепрессант: почему за последние два года россияне стали больше пить
Пик потребления алкоголя после распада СССР пришелся примерно на 2001 год, но уже с середины 2000-х годов ситуация начала меняться в лучшую сторону: если в 2006 году 16,8% мужчин и 28,9% женщин заявляли, что не употребляют спиртные напитки, то в 2018-м о трезвом образе жизни сообщили 32,1% мужчин и 43,7% женщин соответственно.
Особенно радикальные изменения в потреблении спиртных напитков произошли в молодежной среде. Так, согласно исследованиям социолога Валерии Кондратенко из НИУ ВШЭ, в период с 2006 по 2019 год доля пьющей молодежи в возрасте от 14 до 22 лет уменьшилась в 2,3 раза — с 62,1% до 26,9%. Произошли не только количественные, но и качественные изменения — россияне стали меньше употреблять крепкие спиртные напитки, отдавая предпочтение более слабым, таким, как пиво или вино.
Наблюдаемые тренды позволили говорить о том, что в стране меняется тип потребления алкоголя — так называемый центральноевропейский стиль приходит на смену «северному» типу. Первый паттерн потребления характеризуется ориентацией на пиво и нерегулярное распитие крепкого алкоголя, второму же свойственно частое употребление крепкого спиртного, которое сопровождается тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением.
Причины снижения потребления алкоголя
Кардинальные изменения в потреблении спиртного подстегнула совокупность факторов, среди которых называют улучшение социально-экономической ситуации в стране, а также демографический кризис — население России стареет, а больше всего спиртного выпивают люди в возрасте 18-55 лет, то есть те, кого становится меньше. При этом специалисты отводят особую роль и государственным мерам регулирования алкогольного рынка.
Так, в 2006 году в России была инициирована «алкогольная реформа», которая предполагала изменение правил нанесения акцизных марок и внедрение системы контроля ЕГАИС — именно она должна была сделать весь путь алкоголя от производителя до покупателя прозрачным, чтобы гарантировать безопасность продукции. Такая инициатива считается одним из самых эффективных способов снизить потребление спиртного.
И, похоже, она дает плоды: данные Росстата за последние двадцать лет говорят о снижении смертности от случайного отравления алкоголем в четыре раза — с 40 000 в 2005 году до 10 000 в 2020-м. При этом случаи попадания некачественного алкоголя на прилавки магазинов до сих пор распространены — достаточно вспомнить недавний случай с напитком «Мистер Сидр», из-за употребления которого в июне 2023 года, по последним данным, пострадали 106 человек (из них 36 скончались).
Сами россияне действительно были уверены, что повышение акцизов на алкоголь должно привести к росту употребления некачественной суррогатной продукции, однако научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Елена Чурилова не разделяет такие опасения.
«Покупка некачественной алкогольной продукции людьми, которые не пьют алкоголь на повседневной основе, скорее случайность. То есть большинство не будет переходить на потребление напитков сомнительного качества, повышение акцизов для них скорее никак не скажется на структуре потребляемого алкоголя. Группа риска в данном случае — это те люди, для которых характерно опасное или чрезмерное потребление алкоголя, то есть которым нужно пить каждый день или почти каждый день», — комментирует эксперт.
Параллельно с введением системы акцизов происходило ужесточение требований к рекламе алкоголя. В частности, в сентябре 2004 года было запрещено распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в СМИ, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования и охраны здоровья. С 2006 года рекламировать алкоголь стало нельзя в газетах и журналах на первой и последней полосах, в аудио- и видеопродукции, печатных СМИ, предназначенных для несовершеннолетних, а также в кинофильмах, теле- и радиопередачах.
Сегодня в России нельзя рекламировать алкоголь с содержанием этилового спирта 5% и более, а также произведенные не в России вино и шампанское ни в печатных изданиях, ни в теле- и радиопрограммах, ни в кинотеатрах — то есть практически нигде за небольшим исключением.
Политика в отношении маркетинга алкоголя стала одним из столпов глобальной стратегии ООН по снижению алкоголизации во всем мире, особенно среди молодежи. Негативно встреченные рекламодателями и производителями алкоголя ужесточения отечественного законодательства в сфере рекламы, по мнению отечественных медиков, «стали одной из мер, снизивших потребление алкоголя и табака». При этом дискуссия вокруг маркетинговых запретов не ослабевает, ведь многие эксперименты не показали причинно-следственных связей между демонстрацией алкоголя и частотой его употребления.
Так, в одном из них студентам показывали видеозапись одной и той же игры в мини-футбол, но менялось количество показов рекламы пива за игру (ноль показов, четыре или девять рекламных роликов пива). Закуски, включая пиво, были доступны испытуемым. Наблюдатели пришли к выводу, что на краткосрочном этапе такая реклама может повлиять на модель потребления зрителей, но не сформирует привычку в целом.
Одной из последних крупных мер в сфере регулирования спиртного можно назвать запрет торговать в розницу любым алкоголем с 23:00 до 8:00 по местному времени, который вступил в силу в июле 2011 года. Причем у регионов появилось право менять время продажи спиртных напитков в сторону большего ужесточения. Например, если в Москве время продажи алкоголя соответствует федеральным ограничениям, то в Чукотском автономном округе правила строже — нельзя приобрести алкоголь с 20:00 до 12:00. Кроме того, региональные власти могут выбирать дни, когда продажа алкоголя запрещена: обычно это такие праздники, как Международный день защиты детей (1 июня) и День знаний (1 сентября), но некоторые идут дальше, как власти Тувы, ограничившие продажу алкоголя на все новогодние праздники — с 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года.
Обратный тренд
Тренд на снижение потребления алкоголя прервался в 2020 году, когда в Россию пришел COVID-19, однако в этом случае страна не выбивалась из общемировой тенденции: стресс, вызванный приходом вируса, во многих странах подтолкнул людей покупать и потреблять алкоголь в больших количествах. Это было заметно, к примеру, в США, где 60% опрошенных заявили, что стали пить больше в период эпидемии, а число летальных исходов, связанных с потреблением алкоголя, по сравнению с допандемийным периодом подскочило на 25%. Схожий рост продаж алкоголя был зафиксирован в Австралии, Бельгии, Франции, что среди прочего могло спровоцировать всплеск домашнего насилия, когда из-за режима самоизоляции люди проводили много времени дома.
По данным «Сбера», в России в период 23–29 марта 2020 года наибольший рост потребительской активности был зафиксирован в категории «Винные магазины». Можно было бы предположить, что всплеск станет краткосрочным — россияне предсказуемо запасались продуктами в целом и алкоголем в частности, чтобы во время грядущего локдауна не выходить из дома. Однако последующие замеры социологов на основе соцопросов показали, что «на начальных этапах пандемии алкоголизация населения различных групп не только не уменьшилась, но и начала расти. Это выразилось в усилении влечения к спиртному во всех исследуемых группах». Как раз в первые месяцы эпидемии социологами из ВЦИОМа был отмечен один из пиков тревожности среди россиян, чем можно объяснить соответствующий рост продаж и потребления алкоголя.
После нескольких волн COVID-19 эпидемия пошла на спад, что должно было снять избыточную взволнованность населения, но начало «спецоперации»* вновь усилило тревожность россиян. Так, еженедельные опросы Фонда «Общественное мнение» показывают, что с середины февраля по начало апреля 2022 года в обществе преобладали тревожные настроения, которые только летом поменялись на противоположные.
«Даже по самым простым вопросам уровень тревоги россиян был довольно высоким. Так, по данным НАФИ, в марте 2022 года 70% населения испытывали тревогу. Негативное психоэмоциональное состояние связано с развитием сердечно-сосудистых заболеваний и потреблением алкоголя. На фоне тревоги и неопределенности часть людей может начать «заедать» и «запивать» эти состояния, то есть увеличивается потребление кондитерских изделий, неполезной еды и алкоголя. Кроме того, возможны нарушения сна, рост частоты курения, гиподинамия, повышение уровня агрессии», — комментирует возможные последствия высокого уровня тревоги у населения Елена Чурилова.
После объявления 21 сентября частичной мобилизации был отмечен новый всплеск тревожности россиян на уровне 69-70%, о чем также сигнализировали социологи из «Левада-центра» (признан иноагентом). Так, пессимизм во взглядах и ощущениях россиян мог стать катализатором очередного роста потребления алкоголя, о чем писали в марте 2023 года специалисты FinExpertiza. Они подсчитали, что продажи крепкого алкоголя в 2022 году выросли на 7,5%. В целом же объем розничных продаж алкогольной продукции в РФ в 2022 году вырос на 3,5% по сравнению с 2021 годом и достиг 220,4 млн декалитров.
«Рост потребления алкоголя после начала «спецоперации» неудивителен. Хотя жизнь большинства россиян фактически никак не изменилась: массовой безработицы нет, продукты и бытовая техника есть, пусть и ассортимент несколько изменился, — но стресс и тревога, которые возникли в обществе вначале в ответ на ситуацию неопределенности в экономической сфере, потом, в сентябре 2022 года, в ответ на вероятность призыва, видимо, вылились в повышение потребления алкоголя, которое является одним из самых легких способов расслабиться и снять стресс», — объясняет Елена Чурилова.
Что будет дальше?
Специалисты организации «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) говорят, что пока тенденция увеличения продаж алкоголя не оформилась окончательно, однако «если тенденция закрепится и станет воспроизводиться, например, как в СССР в «потерянное десятилетие» середины 1970-х — середины 1980-х годов, итогом может стать постепенная, но длительная деградация человеческого капитала — вероятно, начиная с наиболее депрессивных регионов и отраслей».
Увеличение потребления алкоголя в последние три года не осталось незамеченным и чиновниками: в мае 2023 года Минздрав предложил запретить продавать крепкие напитки с 20:00 до 11:00 и увеличить минимальный возраст их продажи до 21 года. Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов уже высказал мнение, что парламентарии поддержат проект.
Однако существует опасение, что эффективность недавних предложений сомнительна, так как реалкоголизация происходит в первую очередь из-за общей атмосферы тревожности и депрессии в обществе, на которую новая инициатива врачей не влияет.
Дарья Антипина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, уверена, что дело в первую очередь в индивидуальных особенностях каждого человека: «Люди, имеющие склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, в условиях высокой неопределенности и тревоги будут еще больше прибегать к подобного рода защитному поведению. Каждый из нас обладает разными способами совладания со стрессом (копинговыми механизмами), среди которых есть как конструктивные, так и разрушающие, например злоупотребление алкоголем. Поэтому люди, привычно использующие его для борьбы со стрессом, с большой долей вероятности будут чаще прибегать к такому способу. Но существует множество методов побороть тревогу, и какой выбрать — каждый решает сам».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.