Колледж Фриды Кало и дворец Борромео: где модные бренды показывают новые коллекции
По давно сложившейся традиции премьеры коллекций одежды с кодировкой сruise или resort (то есть предназначенные для отдыха и морских путешествий), которые большие международные модные бренды создают специально к сезону отпусков, происходят в самых необычных географических локациях по всему миру. Обычно для этого выбираются исторические достопримечательности, которые связаны либо с темой коллекции, либо с неким событием из истории бренда. И для потребителя люкса, и для обывателя такие показы могут послужить поводом открыть для себя новую интересную точку на карте мира. Forbes Life рассказывает, какие маршруты в нынешнем году выбрали модные бренды Dior, Louis Vuitton, Max Mara, Gucci и Chanel, чьи показы проходили весной и в начале лета 2023 года.
По следам Фриды Кало и Диего Риверы
На создание женской коллекции одежды и аксессуаров Dior Cruise 2024 Марию Грацию Кюри, креативного директора французского модного дома, вдохновили личности трех художниц, работавших в жанре сюрреализм. Это Леонора Каррингтон, англичанка, которая всю сознательную жизнь прожила в Мехико, ее коллега Ремедиос Варо, которая в 1941 году бежала в столицу Мексики из Испании, и наконец их соратница и подруга Фрида Кало, самая известная в мире мексиканская художница. Все они входили в единый артистический круг и не раз были запечатлены для истории фотографом Тиной Модотти, еще одной героиней этой коллекции.
Поэтому логичным образом для ее премьеры был выбран город Мехико, и в нем — историческое здание Старого колледжа Сан-Ильдефонсо (Antiguo Colegio de San Ildefonso. — Forbes Life), которое сегодня является художественным музеем и культурным центром и ежегодно привлекает сотни туристов. Само здание было построено еще в 1588 году как учебное заведение и считается характерным образцом архитектуры, в которой органично сочетаются элементы испанского барокко и индейской культуры.
Но значимой достопримечательностью колледж делает даже не архитектура и не выставляемая в нем коллекция живописи, скульптуры и археологических древностей, а масштабные росписи стен. Их авторами стали крупнейшие художники 1920-1940-х годов: Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементо Орозко. Этот факт превратил здание в «колыбель мексиканского мурализма» (живопись на архитектурных сооружениях. — Forbes Life). Все три художника входили все в тот же обширный артистический круг, что и вышеупомянутые героини коллекции Dior, но масштабные социальные и во многом идеологические заказы мексиканское правительство доверяло в то время только художникам-мужчинам.
Они и стали основоположниками национальной монументальной живописи, возникшей после мексиканской революции 1917 года и ставшей одним из самых эффективных способов «нести искусство в народные массы», как того желало правительство страны. Поэтому на трех уровнях лестничных пролетов, потолков, стен в здании колледжа, а также на стенах колоннады внутреннего двора художники изобразили масштабные фрески из истории Мексики и борьбы ее народа за независимость.
Примечательно, что Фрида Кало сама училась в этом колледже и здесь же встретила своего будущего мастера и мужа Диего Риверу в тот самый момент, когда он работал над фресками, — этот факт из биографии обоих творцов отражен в художественном фильме «Фрида» режиссера Джули Теймор 2002 года.
Именно вдоль стен колоннады с масштабными фресками словно по подиуму ходили модели в одежде Dior и заканчивали свое дефиле перед зрителями во внутреннем дворе здания. В самой коллекции много отсылок к экстравагантному стилю Кало, который до сих пор влияет на мир моды. Это вариации мужского костюма-тройки, который художница носила как символ феминистской борьбы за равные права с мужчинами. И традиционные национальные блузы и юбки в интерпретации Dior, которые расшили вручную в мексиканских ателье — к созданию каждой круизной коллекции дом привлекает местных мастериц, тем самым поддерживая финансово их традиционное ремесло.
Среди барочных гротов и белых павлинов
Причудливое сочетание футуристического и романтического стиля нынешней коллекции Louis Vuitton 2024 Cruise ее автор Николя Жескьер, креативный директор женских коллекций французского модного дома, объясняет своим желанием создать современную сказку, в которой героиня развлекала бы себя стилистическими трансформациями и поисками земных чудес.
Что бы ни означала эта концепция, место для ее демонстрации было выбрано идеально — остров Изола-Белла (Isola Bella, или «Красивый остров» в переводе с итальянского. — Forbes Life) на озере Лаго-Маджоре в регионе Пьемонт, на севере Италии. Сам крошечный частный остров, который с XV века принадлежит аристократическому семейству Борромео из Милана, и возведенный на нем в XVII столетии дворец и сад считаются одним из самых романтичных мест в Европе, и здесь немало исторических «чудес».
До начала XVII века на острове размером 320 на 400 метров располагалась лишь рыбацкая деревня и небольшая церковь, но в 1632 году Карло III Борромео решил сделать подарок своей супруге Изабелле д’Адда (или Белле — отсюда и нынешнее название острова) и построить для нее роскошный дворец, который бы возвышался посреди озера. Над сооружением здания в стиле раннего барокко трудились сразу несколько видных архитектора того времени — Анджелло Кривелли, Франческо Кастелли, Филиппо Каньоло и Карло Фонтана, которые должны были учитывать не только стилистические пожелания заказчика, но и природную форму острова в виде корабля с острым носом и срезанной кормой.
Сегодня сам остров и часть дворца (в другой остаются частные покои владельцев) функционируют как музей, и билет сюда открывает доступ к роскошным барочным и более поздним классическим интерьерам 20 комнат, с обширной коллекцией мебели, скульптуры, гобеленов и живописи той эпохи, к одной из крупнейших в мире коллекции кукол и марионеток и к подземным гротам, устроенным прямо под дворцом. В одном из его залов, в так называемом Зале музыки и конференции, в апреле 1935 года прошла Стрезская конференция, встреча Бенито Муссолини с премьер-министром Великобритании Джеймсом Макдональдом и министром иностранных дел Франции Пьером Лавалем, на которой обсуждался вопрос о нарушении Германией Версальского мирного договора.
Не меньшего внимания, чем дворец, заслуживает раскинувшийся вокруг него сад в том же стиле барокко, который был разбит по заказу Карло IV Борромео в начале XVIII века. За неимением большого пространства парковые архитекторы соорудили конструкцию из 10 террас и тем самым превратили сад в «висящий», то есть уходящий ввысь. Эта платформа украшена гротами, фонтанами и статуями нимф, а венчает ее на высоте 34 метра скульптура единорога, символа семейства Борромео. По самому парку свободно разгуливают редкие белые павлины, которые были завезены сюда четыре столетия назад и их вид бережно сохраняется зоологами.
На фоне этих естественных исторических декораций сада и дворца, которые сегодня принадлежат принцу Виталиано XI Борромео и его жене Марине, и прошел показ круизной коллекции Louis Vuitton. Он также ознаменовал собой новую веху в истории острова, став первым и пока единственным модным дефиле на его территории.
По стопам нобелевских лауреатов
Коллекция Max Mara Resort 2024 под названием Septem Flores (с латыни — «Семь цветов». — Forbes Life) предназначена для зимнего отдыха в холодных широтах и во многом вдохновлена скандинавскими традициями и нордическими элементами в одежде. Но ее показ прошел в Швеции, в Стокгольме, в здании городской ратуши на стрелке острова Кунгсхольм, не только из-за данного культурного влияния.
В процессе работы над коллекцией не обошлось без конкретных героинь-вдохновительниц: ими стали королева Кристина Шведская, правившая страной с 1632 по 1654 год, и писательница Сельма Лагерлеф, автор «Удивительного путешествия Нильса», переведенного на 60 мировых языков.
Прогрессивная для своего времени королева Кристина Шведская являлась одной из самых образованных женщин Европы XVII века, прославилась как меценат точных наук и коллекционер искусства и написала откровенную для той эпохи автобиографию, которая породила версии об ее андрогинности.
Лагерлеф была не только яркой представительницей литературного жанра фантастики, замешанного на национальном фольклоре, но и видной феминисткой начала XX столетия. В 1909 году она стала первой женщиной в мире, получившей Нобелевскую премию по литературе. Более поздняя история этой престижной международной награды связана со Стокгольмской ратушей — здесь проходит торжественный банкет в честь ее победителей, в том числе и поэтому данное место было выбрано для показа Max Mara.
Строительство ратуши закончилось в 1923 году и велось долгих 12 лет. Автором ее проекта стал архитектор Рагнар Эстберг, который соединил в здании элементы итальянского ренессанса, шведского барокко и национального романтического стиля. Дефиле Max Mara прошло во внутреннем открытом дворе здания, в масштабном Голубом зале, у которого изначально должны были быть стены такого цвета. В процессе декора уже возведенного здания Эстберг поменял свои планы, но название осталось, несмотря на нынешние стены из необлицованного красного кирпича. Вдоль них модели спускались во двор по широкой мраморной лестнице и дефилировали вдоль колоннады в ренессансном стиле. Сегодня ратуша служит одновременно мэрией города, общественным музеем, домом приемов Нобелевской премии и ежегодно принимает около 500 000 туристов.
В гостях у древних корейских правителей
Показ коллекции Gucci Cruise 2024 состоялся в Сеуле по случаю 25-летия присутствия итальянского модного бренда на южнокорейском рынке — свой первый флагманский бутик тот открыл в столице в 1998-м. На самом деле шоу Gucci во дворце Кенбоккун должно было состояться еще в прошлом году, в преддверии этой круглой даты, но было вынужденно отменено из-за трагической давки на праздновании Хэллоуина, в которой погибло более 150 человек. Тогда Gucci пожертвовал финансовые средства на реставрацию исторического дворца и вот в мае 2023 года все-таки провел модное дефиле во внутреннем дворе, под живое выступление корейского композитора Чон Дже Иля.
За это время бренд лишился своего креативного директора — Алессандро Микеле покинул этот пост в ноябре прошлого года, должность пока вакантна, так что над круизной коллекцией работала сборная команда дизайнеров бренда. В ней не обошлось без очевидных элементов корейского национального костюма в современной, космополитичной интерпретации. Биоморфные мотивы орнаментов были позаимствованы из работ южнокорейской художницы Рэм Хан, а спортивная линия вдохновлена ярким стилем местных виндсерферов и аквабайкеров, которые проводят выходные на протекающей через центр города реке Ханган.
Дефиле Gucci прошло в обширном дворе церемониального дворцового комплекса Кенбоккун (с древнекорейского — «Дворец лучезарного счастья». — Forbes Life), построенного в 1394 году по приказу представителей династии Ли, которая правила государством Чосон, предшественником нынешней Южной и Северной Кореи, с 1392 по 1897 год. За последующие шесть веков комплекс неоднократно страдал при разных исторических событиях.
Из некогда 330 зданий дворца до сегодняшнего дня сохранились только 10, и нынешняя площадь комплекса составляет 410 000 кв. м. Его главными достопримечательностями считаются тронный зал Кынджонджон, в котором короновали всех императоров, и павильон Кeнхверу, стоящий посреди искусственного озера на 48 гранитных колоннах. Для туристов здесь регулярно воспроизводят церемонии смены караула в том виде, в котором они проходили при династии Ли. Этот эффектный парад стражников в монохромных кимоно красного, зеленого или синего цветов отчасти и вдохновил Gucci на дефиле внутри двора дворца, на фоне раскрашенной в такие же яркие, традиционные цвета архитектуры XIV века.
На родине скейтеров и аэробики
На создание коллекции Chanel Cruise 2024 креативного директора французского дома Вирджини Виар сподвигла эпоха 1980-х, когда за океаном, на западном побережье Штатов, в Лос-Анджелесе, расцвели одновременно субкультуры серферов, роллеров и скейтеров. А также стало популярным новое направление в гимнастике — аэробика, занятиями которой в то время стали повально увлекаться женщины во всем мире, включая СССР.
Следствием этих социальных явлений стало растущее тогда и узаконенное сегодня влияние на модную одежду спортивного стиля. В нынешней круизной коллекции Chanel оно выражено в комбинезонах, боди, коротких футболках, микрошортах и гетрах, созданных с налетом ретро, но на уровне характерного для дома кутюрного мастерства.
Наряды, напоминающие об эпохе выпуска видеокассет с занятиями по аэробике от актрисы Джейн Фонды и модели Синди Кроуфорд, показали в одном из павильонов киностудии Paramount. И поскольку киностудия была основана в 1912 году, в эпоху джаза и начала золотого века Голливуда, в коллекции также есть дань этому историческому периоду — линия нарядов в стиле ар-деко.
Декорации показа воспроизводили здание аэропорта Санта-Моники, в котором в 2008 году тогдашний креативный директор Chanel Карл Лагерфельд устроил первый показ круизной коллекции дома в Лос-Анджелесе. Атмосферу дерзкой, молодежной по духу эпохи, которая царила в 1980-х на набережных «Города ангелов», во время показа создавали проекции пальм и вида на Тихий океан на больших экранах, а после него — рассекающие по студии скейтеры и роллеры, а также настоящие вагончики с фастфудом для гостей мероприятия.