К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Наша голова должна касаться звезд»: что смотреть на прогулке в Парке Малевича

Алла Урбан. «Встреча» (Фото DR)
Алла Урбан. «Встреча» (Фото DR)
В Парке Малевича в деревне Раздоры в Одинцовском районе открылась вторая серия лэнд-арта. Forbes Life разобрался, в чем сложность экспонирования искусства под открытым небом и при чем здесь Малевич

В самом начале июня Парк Малевича, открывшийся зимой 2020 года, включили в пятерку лучших российских проектов в направлении «Общественные пространства» по версии экспертов «АРХ Москвы». Буквально на следующий день, 2 июня, в парке представили вторую часть выставки лэнд-арта современных российских авторов.

Первые семь работ появились в подмосковном парке осенью прошлого года по инициативе  Министерства культуры и туризма Московской области и при участии Третьяковской галереи. Все они призваны переосмыслить наследие русских авангардистов, включая Малевича, который часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй жены. Вторая часть выставки продолжает диалог прошлого с настоящим, включая в него новое поколение авторов.

Выход искусства за пределы музейных и галерейных стен — это всегда вызов как для зрителя, лишенного привычной рамки восприятия, так и для автора, чье творение оказывается более беззащитным. Например, установленную год назад инсталляцию Франсиско Инфанте-Араны «Вертикаль — горизонталь» приходится регулярно поправлять, заново натягивая прорезиненные нити, протянутые между деревьев. Они служат паутинообразными стенами этого пространственного лабиринта, и чуть ли не каждый человек начинает пробовать их на прочность. Не лучшим образом пережила зиму и «Частная луна» Леонида Тишкова. Деревянную лодку посреди пруда, в которой установлен светящийся объект, помяло льдом, но он все же выжил и теперь снова выглядит как новый.

Игорь Шелковский. «Человек бегущий»
DR

Игорь Шелковский. «Человек бегущий»

В прошлом году неподалеку от входа в Парк Малевича была установлена скульптура Игоря Шелковского «Человек сидящий». В этом году скульптуру переместили вглубь маршрута. А на входе теперь — пятиметровый «Человек бегущий». Ширина «шага» скульптуры составляет 4 м, он задает ритм движения по парку. Великанов из искусственно заржавленной стали художник создает с начала 2000-х. С наследием авангарда их роднит минимализм формы, сочетание упрощенных линейных структур. Осенью 2019 года три скульптуры серии были подарены Третьяковке на Крымском Валу Алиной и Дмитрием Пинскими.

Леонид Тишков. «Куб космоса»
DR

Леонид Тишков. «Куб космоса»

«Куб космоса» — уже третья работа постконцептуалиста Леонида Тишкова в Парке Малевича. Две другие («Частная луна» и «Частное солнце») за прошедший год стали настоящими любимицами посетителей парка. «Куб» отсылает не только к «Черному квадрату» Малевича, но и к его словам о том, что «наша голова должна касаться звезд». Сложная система перфорации на поверхности объекта повторяет карту звездного неба, а внутри находятся 24 круглых линзованных светильника. «Оптика такова, что если обходить его по кругу, то каждое отверстие вспыхивает сверхновой звездой», — говорит отвечавший за производство и установку арт-объектов Виктор Тюленев, директор «МКС музейное строительство». «Куб», который по замыслу художника делает образ космоса более человечным, совершенно иначе воспринимается в разное время суток. Днем он черный, зато ночью свет буквально вырывается изнутри, заливая все вокруг.

Алла Урбан. «Встреча»
DR

Алла Урбан. «Встреча»

Сюрреалистичные «глаза» леса Аллы Урбан наследуют идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении». Это серия сложных оптических объектов из 3000 стеклянных отполированных призм треугольной формы. Собраны они таким образом, чтобы излучать ровное изумрудное свечение. Работа прячется в листве, поэтому встреча с ней (отсюда и название) — это всегда неожиданность.

Александр Константинов. «Цветные деревья»
DR

Александр Константинов. «Цветные деревья»

Художник, математик и архитектор Александр Константинов умер в 2019 году. «Цветные деревья» выполнены по оставленным им эскизам с точным описанием. Строгие линии алюминиевых планок создают объемный образ двух деревьев, которые вспыхивают яркими цветами в лучах солнца. Конструкции собраны по принципу птичьего гнезда, когда каждый прутик связан с 10 соседними. Для этого было использовано более 14 000 заклепок. «Низкая парусность, небольшой вес, прочность и конструктивная особенность этих объектов делает их очень устойчивыми к любым атмосферным нагрузкам», — комментирует проектировщик, генеральный директор и владелец «МКС Музейное Строительство» Виктор Тюленев.

Роман Ермаков. «Стабильная композиция»
DR

Роман Ермаков. «Стабильная композиция»

Если все остальные объекты, по замыслу организаторов, должны остаться в парке на долгие десятилетия, то работа скульптора Романа Ермакова будет экспонироваться вместе с ними всего год. Его «Стабильная композиция» из серии  «Танцующая ось пятого измерения» до этого уже красовалась в «Зарядье» и у стен ГУМа. В парке для нее был создан специальный подиум, который изначально не входил в замысел автора. «Данная конструкция с технической точки зрения и с точки зрения квантовой физики действительно (без иронии) очень стабильная», — говорит проектировщик Виктор Тюленев.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+