От герцогов до новаторов: как обувщики Doucal’s отмечают полувековой юбилей
Джанни Джаннини — один из двух братьев, которые стоят во главе семейного итальянского обувного бренда Doucal’s, который в 1973 году основал их отец Марио Джаннини. Как и его брат Джерри, исполнительный директор компании, Джанни с детства рос на фабрике, присоединился к бизнесу отца в возрасте 19 лет и свой путь начал в производственном отделе. Затем изучал дизайн во Флоренции, в Институте моды и дизайна Polimoda, позже путешествовал в Америке и Азии, чтобы перенять опыт местных обувных брендов и усовершенствовать семейный бизнес. Сегодня Джанни занимает должность креативного директора Doucal’s и отвечает за стиль всех моделей обуви, их разработку, производство и последующую презентацию уже готовых коллекций. По случаю полувекового юбилея Doucal’s Джанни Джаннини рассказал в интервью Forbes Life о том, какие инновационные технологии сегодня соседствуют с традиционным ручным производством обуви, что можно увидеть в музее бренда и как изначально мужской бренд стал популярен среди женщин.
— В нынешнем году бренд Doucal’s отмечает свой 50-летний юбилей — вы с ним почти ровесники. Каким вы помните семейное дело с детства? Как ваш отец к нему относился? Пропадал ли с утра до вечера на работе, обсуждал ли дела дома, за семейным ужином с пастой?
— Мой отец Марио Джаннини всегда страстно относился к работе и заразил нас с братом Джерри той же страстью. Он невероятно много работал и не мыслил себя без дела, всегда был в курсе любого шага, который происходил на фабрике и в компании в целом, и держал руку на пульсе любых процессов.
В нашем детстве, за семейными ужинами, отец скорее старался узнавать, как прошел наш с братом день, какие у нас оценки в школе, что мы открыли для себя нового и интересного, — все как в обычных семьях. Но он делал это очень вдумчиво, обстоятельно, вникая во все детали. И точно так же обстоятельно, постепенно стал приобщать нас к семейному делу.
— Можно ли сказать, что вы выросли на фабрике? И с детства впитали культуру создания обуви?
— Именно так и было! Мы с детства находились в бурлящей атмосфере семейного бизнеса, вдыхали ее с юных лет, несмотря на то, что тогда компания была совсем маленькой. Отец вовлекал нас, подростков, в каждый, даже самый мелкий процесс, чтобы мы научились всем секретам мастерства и изнутри понимали, как организовано производство и бизнес в целом. И мы буквально выросли среди обувных ремесленников, под внимательным взглядом большого мастера — нашего отца.
— В какой момент вы решили для себя, что будете продолжать семейное дело?
— Поскольку мы взрослели внутри компании, для нас с братом было абсолютно естественно продолжить семейный бизнес. Конечно, на первых порах не без помощи наших родителей. Но вопроса выбора иной профессии для нас не стояло. Нельзя сказать, что в нашей семье такова была традиция — мы ведь всего второе поколение во главе Doucal’s. Но это был медленный, многолетний процесс, который позволил нам расти одновременно и личностно, и профессионально.
— Ваш родной городок Монтегранаро, в регионе Марке, где находится ваша фабрика и штаб-квартира, — один из обувных регионов Италии и здесь сильна традиция этого ремесла. Царит ли в нем культ обувного мастерства?
— Doucal's действительно расположен в этом эпицентре обувного района Италии, если не сказать — в международном эпицентре, ведь уровень искусства создания мужской обуви здесь один из самых высоких в мире. Хотя Монтегранаро по-прежнему — небольшой городок на высоком холме и поэтому атмосфера в нем царит очень свойская, семейная. При этом традиция создания обуви в этом регионе уходит корнями глубоко, на несколько веков в историю и буквально в крови у многих местных жителей. Смею надеяться, что Doucal’s только упрочил эту местную традицию.
— Изначально компания называлась Ducale, то есть «герцог», — почему вы отказались от этого аристократического названия? Как и когда появилось название Doucal’s?
— В 1968 году, когда Марио Джаннини открыл обувную мастерскую в центре региона Марке, он действительно назвал ее Ducale, или «Герцог», потому что в ней производилась роскошная обувь для местной аристократической клиентуры. В конце концов, мастерская находилась в том регионе Италии, где местные герцоги определяли развитие искусства, ремесел и торговли еще со времен Средневековья, а позже и Ренессанса. Через несколько лет мастерская превратилась в предприятие побольше, и в 1973-м оно было преобразовано в Doucal’s. Это звучащее по-английски название отражало важную страницу истории компании и стремления амбициозного итальянца, который понял, что на родине он уже получил все возможные знания, но их ему недостаточно для достижения идеала, и решил постичь стиль и качество классической британской обуви.
Годом ранее Марио Джаннини отправился в Англию, в графство Нортхэмптон, где остановился в промышленном районе, в котором исторически производили обувь. Отправился туда он ради ремесленного опыта, провел там какое-то время, перенял секреты различных способов конструирования обуви и, в частности, технологию производства подошвы Goodyear привез в Италию оттуда. В итоге был сам способен воспроизвести все главные черты английского стиля, который очень сильно влиял на европейский рынок в 1970-х годах.
Когда отец вернулся домой после этой производственной практики, он привил в своей небольшой фирме те же принципы и уважение к работе, которые он видел и которыми восторгался в обувных мастерских в Великобритании, и стал создавать первоклассные оксфорды, дерби и лоферы уже с итальянским лоском.
— В основе современной концепции обуви Doucal’s лежит высокий уровень мастерства. Как вам сегодня удается сохранить его традиции, придерживаться отчасти ручного ремесла и обучать ему новых мастеров, которые передавали бы его дальше, следующим поколениям?
— Обувь Doucal’s всегда создавалась опытнейшими руками наших мастеров, которые воспринимали каждую модель как идеальное сочетание традиции и современности. Многие из наших нынешних сотрудников работают в компании еще с тех времен, когда я был ребенком, поэтому до сих пор здесь можно вдыхать витающий в воздухе культ традиций и мастерства старых добрых дней, когда компания только начинала свой путь. Рядом с ветеранами трудятся наши самые молодые мастера и между ними происходит взаимообмен знаниями о традициях, которые хранят первые, и об инновациях, которые привносит в производство новое поколение.
— Когда вам стало понятно, что технический прогресс не стоит на месте и пора внедрять в производство инновации?
— Наша c братом цель — построить крепкий мост между прошлым и настоящим для того, чтобы сформировать будущее компании. Поэтому мы должны сочетать новые технологии с нашим традиционным ноу-хау. Как и многие, мы компьютеризировали производство, но только там, где это улучшает качество обуви. Скажем, теперь кожу на фабрике раскраивает специальная машина, но управляет ею и контролирует результат опытный резчик. Все материалы мы закупаем только у сертифицированных поставщиков, все из них экологически безопасны, мы давно используем нетоксичный клей. Словом, всячески стараемся соответствовать актуальным законам устойчивости производства.
Но ручной труд мастера для нас всегда останется принципиальным, правда, мы перенесли его на новый, инновационный уровень. Решили перевести многие процессы в цифровой формат, чтобы было легче использовать эти знания сегодня и они были бы доступны любому молодому сотруднику в любой момент.
— Вы говорите о проекте Doucal’s 4.0, который разработали совместно с Universita Politecnica delle Marche, другими словами, об оцифровке процесса ручного производства, с помощью которого легче обучить новых сотрудников, — расскажите об этой беспрецедентной истории подробнее. Действительно ли можно надеть «умные очки» и пройти все стадии обучения в режиме реального времени?
— Проект Doucal’s 4.0 был разработан с двумя отделениями Политехнического университета в Марке (Marche Polytechnic University. — Forbes Life). Главная его цель — оцифровать ручные навыки и умение маститых обувщиков для того, чтобы усовершенствовать обучающие программы для сотрудников, свести к нулю процент погрешностей в работе, оптимизировать производственный процесс и передать знания и опыт будущим поколениям.
Поверьте, в современном мире не так легко найти крепкие традиции и знания высокого ремесленного уровня. И квалифицированных сотрудников не так просто набрать, это очень узкая прослойка работников, как правило уже в возрасте, а процесс обучения и практики новых мастеров всегда очень долгий.
Хайтек-технологии, применяемые в процессе практики и тренинга, могут ускорить этот сложный процесс, усовершенствовать процесс обучения и стимулировать мотивацию работников. Ключевой частью этого проекта стали «умные очки» с виртуальным содержанием, которые носили какое-то время опытные раскройщики, затяжчики, фрезеровщики и сборщики обуви. Настоящие очки были оборудованы миниатюрными камерами, которые снимали и фиксировали каждый их жест, каждое действие мастера в режиме реального времени, — а ведь для создания одной пары обуви он выполняет от 80 до 200 разных операций.
Этот видеоматериал потом был загружен в компьютер, который отсматривал каждый отдельный кадр, анализировал повторяемость работы, фиксировал разные стадии и позволил установить стандарты в производственном процессе. Таким образом были отсняты все этапы рабочего процесса и разделены на категории, в зависимости от стиля изготавливаемой обуви и специфики рабочих техник. Теперь можно «надеть» такие виртуальные очки, вернее — просмотреть обучающий ролик в компьютере, и пройти все эти процессы самостоятельно, проверяя свои знания и восполняя пробелы в них.
Этот проект позволил нематериальному наследию компании — ее ремесленному мастерству — стать как никогда прежде ощутимым. Теперь эти неочевидные знания обстоятельно объяснены и при необходимости могут быть использованы в удаленном формате на разных платформах всеми 100 сотрудниками нашей компании, которые трудятся между Монтегранаро и Миланом.
У нас также есть курсы повышения квалификации Personal Long Life Learning и они касаются не только производства обуви, но также других сфер, включая бизнес и финансы. Главной целью всех этих проектов является улучшение навыков наших сотрудников в любой области их работы и жизни. Таким образом мы постоянно инвестируем в будущее бренда.
— Как были разработаны главные ноу-хау Doucal’s – подошва конструкции Strobel и конструкции Blake? Cколько у бренда вообще ноу-хау?
— В арсенале Doucal’s четыре разные конструкции подошвы обуви с разными функциями. Максимально гибкая конструкция Strobel адаптирована к неформальным моделями, вроде лоферов или сникерсов, то есть в обуви, которая должна быть максимально облегченной. Strobel эффективно снижает давление веса на стопу, и поэтому похожая конструкция широко используется в обуви для атлетов, которая должна быть очень гибкой.
Конструкция Blake используется исключительно для изготовления кожаной обуви, эта техника предусматривает только одну единую прострочку, которая соединяет вместе подошву, холщовую прокладку, верхний слой и стельку.
Метод Goodyear состоит из ранта — полоски мягкой кожи, которая идет по всему периметру обуви, вшивается сначала в стельку и верхний слой, а затем уже в подошву и тем самым обеспечивает обуви долговечность. Конструкция Sacchetto придает любой обуви особую мягкость и гибкость, идеальную посадку, в ней легко передвигаться.
А еще у Doucal’s есть свой собственный процесс окрашивания кожи crust, которая вышла с дубильни, как «чистый холст», и мастер работает с ним вручную, нанося на поверхность несколько слоев цвета специальными кистями, словно художник. Поэтому ни одна такая пара не повторяется, даже небольшие дефекты в ней выглядят стильно, и мы бережем это ноу-хау.
— Около 10 лет назад мир обуви изменился навсегда: в моду повсеместно вошли кроссовки, или сникерсы, модные дизайнеры «разрешили» мужчинам носить их с костюмами и даже классические бренды стали внедрять в свое ДНК этот новый стиль, — как этот процесс поворота к классической обуви происходил в Doucal’s?
— Все сникерсы Doucal’s это все-таки обувь на каждый день, а не спортивные кроссовки, поскольку они тщательно создаются с применением ручного труда в разных деталях, как минимум на одну четверть. Кожа теленка, которую мы используем для такой обуви, может быть точно так же «состарена» с помощью специальной техники, которую мы обычно используем для парадных туфель. Мы ввели подобные новые модели в свой ассортимент, но их дизайн скорее придерживается эстетики традиционной классической спортивной обуви. Поэтому да, мы идем в ногу со временем и новыми тенденциями мужского гардероба, как и все, ощутили этот переход в сторону повседневного стиля, но делаем его не радикально, в рамках присущей бренду элегантности.
— Что потребитель сегодня больше ценит и ищет в обуви? Стиль или комфорт? Насколько в эпоху осознанного потребления и одновременно экономического кризиса стала важна долговечность обуви?
— Продукт, который создают и продают в Doucal's, отличается идеальной формой и стилем вне времени. Наша обувь способна сочетаться с любым образом, подходит к любому поводу в ежедневной жизни. Главный аспект, который наши клиенты ищут в продукции Doucal's, — это высокое качество материалов и, как следствие, их долговечность. В нынешнюю эру устойчивого и ответственного потребления мы давно заметили, что в нашей обуви особенно ценится именно последний аспект, и поэтому стойко держим высокую планку всех применяемых в производстве материалов. Потому никогда не станем массовым производством и не стремимся к этому. Doucal's — это аксессуар вне времени, который может служить очень долго.
— Изначально компания создавала мужскую классику; когда появилась линия женской обуви? Сколько процентов производства и продаж приходится на женщин и сколько на мужчин?
— Doucal's был основан и долгое время развивался исключительно как бренд мужской обуви, и женская линия появилась только в 2013 году. Сегодня большую часть прибыли Doucal's по-прежнему получает от продаж мужских моделей, но спустя десять лет значение женских коллекций демонстрирует уверенный рост, особенно на восточных рынках. Самые востребованные модели для женщин — это классические пенни лоферы и ботинки челси, а вот в летних коллекциях стабильно популярны лоферы и сандалии из кожи ярких цветов с чистыми линиями дизайна.
— Когда бренд вышел за пределы родной Италии и начал мировую экспансию? Сколько у вас магазинов по миру? Какую роль для вас играет российский рынок? Как производство справляется с таким объемом для всего мира?
— После того, как мы укрепили свои позиции на итальянском рынке, то решили завоевывать международный, и на сегодняшний день у нас три флагманских бутика — в Милане, Париже и недавно открытый в Дохе, с последним мы начинаем свою экспансию на Ближнем Востоке. Российский рынок — один из самых важных для Doucal's, здесь нашу концепцию Made in Italy очень высоко ценят, в том числе и в женских коллекциях. Спрос на нашу продукцию растет и сегодня он подвел нас к тому, что пора расширять не только модельный ряд, но и наше фабричное производство, — этим мы планируем заняться в 2024 году.
— К нынешнему юбилею бренд планирует создать несколько особенных коллекций в течение всего года. Первая из них, совместно с дизайнером Нилом Барреттом, уже была представлена — модель Bulldog, почему вы впервые решились пригласить дизайнера со стороны?
— Сотрудничество с дизайнером Нилом Барреттом стало для нас новым, вдохновляющим и конструктивным опытом, который позволил соединить много лет совершенствуемое в Италии наследие Doucal’s с минималистским стилем британского бренда Neil Barrett, и мы остались очень довольны результатом.
Мы давно хотели реализовать коллаборацию с приглашенным дизайнером, поскольку верим, что обмен творческой энергией, идеями и видением приводит к личному и профессиональному росту обеих сторон. В Ниле мы нашли идеальную кандидатуру для этого нового проекта, который продолжится и на следующий сезон и, надеюсь, привнесет в бренд много новых, интересных инноваций.
— Что можно увидеть в музее бренда? Для чего он был создан?
— По случаю 40-летия бренда мы решили пристроить к изначальному зданию мануфактуры новое крыло, чтобы использовать его для хранения разросшегося архива, а затем устроили там небольшой музей. В его коллекции можно увидеть 3000 пар обуви, которые были произведены за эти годы, а также заметки, расчеты и эскизы.
Десять лет назад компания впервые собрала комплексную ретроспективу своей истории и производства за прошедшие 40 лет, с 1970-х годов до современности. И каждый предмет экспозиции был аккуратно идентифицирован, заархивирован и расположен в хронологическом порядке. Doucal’s — один из немногих архивов в Италии, который наглядно повествует историю эволюции современной мужской обуви и погружает в атмосферу ремесла.
— Какой путь, на ваш взгляд, за полвека прошла компания Doucal’s? Думаете ли, что ваши дети тоже продолжат семейное дело?
— Лично я убежден, что в течение полувека Doucal’s претерпел серьезную эволюцию, в том числе благодаря новым перспективам, которые в компанию привнесли я сам и мой брат Джерри. Конечно, мы хотели бы, чтобы и наши дети продолжили семейный бизнес, но все-таки оставляем выбор за ними — вступят ли они на тот же путь, который прошли их отцы и дед, или нет, — покажет время.
— Что для вас означает концепция Made in Italy? И насколько она созвучна концепции Made in Doucal’s? Какой вклад бренд сделал в это общее для всей модной индустрии Италии понятие, на ваш взгляд?
— Культивируемая нами и многими нашими коллегами концепция Made in Italy — то есть продукции, 100% созданной внутри страны, по самым высоким стандартам и эстетическим принципам, — лежит в основе философии нашего бизнеса. История Doucal's — это плод традиций, страсти и любви одной семьи к мастерству и предпринимательству. Поэтому для нас концепция «Сделано в Италии» это неизменный принцип ведения бизнеса и в XXI веке.