Тру-крайм одержал победу: кто получил призы на Каннском кинофестивале — 2023
Еще перед началом фестиваля председатель жюри основного конкурса и обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Рубен Эстлунд (до него это удавалось только семерым режиссерам в истории, среди них Фрэнсис Форд Коппола, Эмир Кустурица и Михаэль Ханеке) отметил, что терпеть не может консенсус и при принятии решения о судьбе призов будет давать каждому возможность отстаивать свою точку зрения.
Еще Эстлунд самоуверенно пообещал, что когда-нибудь выиграет и третью «Пальмовую ветвь», а его новый фильм будет настолько провокационным, что с него уйдет половина зрительного зала. Учитывая эти громкие заявления, журналисты ждали неочевидного распределения призов, однако, по иронии, главный приз взял один из самых конвенциональных фильмов фестиваля — судебная драма «Траектория падения» французского режиссера Жюстин Трие.
Судя по словам того же Эстлунда уже на пресс-конференции после церемонии закрытия, без консенсуса все-таки не обошлось: «Это фильм [«Траектория падения»], который поддержали все в жюри. Во время совместных дискуссий мы пришли к выводу о том, что эти картины создают коллективный опыт. (Выбор) обладателя «Золотой пальмовой ветви» был очень напряженным — именно таким должно быть кино».
«Траектория падения» рассказывает о немецкой писательнице Сандре в исполнении Сандры Хюллер, которую обвиняют в убийстве мужа Венсана. Из свидетелей — только их слепой сын и очень умный пес Снуп, которые обнаружили тело Венсана, вернувшись с прогулки. Хладнокровная Сандра при этом утверждает, что муж покончил с собой, и теперь ей предстоит убедить в этом суд, прессу и собственного сына.
У Трие получилась основательная драма, большая часть которой проходит в зале суда, где разбираются не только обстоятельства, при которых произошло предполагаемое преступление, но и творчество Сандры, ее семейные отношения и сексуальные привычки. Режиссер явно вдохновлялась невероятно популярным нынче жанром true crime (жанр документального кино, рассказывающий о подробностях расследования того или иного преступления), в частности, известным документальным сериалом «Лестница» французского документалиста Жана-Ксавье де Лестрада о деле писателя Майкла Питерсона, которого обвинили в убийстве жены. В прошлом году на основе работы де Лестрада сняли художественный сериал HBO с Колином Фертом и Тони Коллетт.
Для Трие, которая до этого снимала довольно посредственные мелодраматические триллеры, взвешенная и ладно скроенная «Траектория падения», безусловно, шаг вперед. Однако достаточно ли этого для «Золотой пальмовой ветви»? Картину Трие можно назвать безопасным и нейтральным решением: она нравится жюри, получила хорошие отзывы журналистов и с ее конвенциональным, довольно мейнстримовым стилем имеет все шансы вызвать отклик у зрителей.
Хотя нужно учитывать, что «мейнстримовой» она считается только в контексте фестиваля, где преобладают основательные философские полотна вроде «О сухих травах» Нури Бильге Джейлана о нравственных мучениях учителя из небольшой турецкой деревни или «Молодость (Весна)» Ван Бина о работниках китайской фабрики. Обычным зрителям работа Трие на 2,5 часа может показаться затянутой — фильм заметно провисает во втором акте и теряет энергию.
Более того, победа Трие важна для Канн в политическом смысле. Фестиваль часто критикуют за пренебрежение к женщинам-режиссерам в конкурсной программе, а главный приз за 76 лет им вручали всего три раза: Джейн Кэмпион за «Пианино» в 1993 году, Жюлии Дюкурно за «Титана» в 2021 году — теперь к их компании добавилась Трие. При этом сама картина далека от актуальной повестки. Француженка задается вопросом о двоякости правды, которая из неопровержимых фактов превращается в игру в интерпретацию, а затем и вовсе углубляется в семейную драму, где, как известно, правда у каждого своя.
В этом году в конкурсе достаточно и политизированных, и более спокойных гуманистических картин. Так, второе место (Гран-при жюри) на фестивале заняла леденящая кровь, хирургически точно исполненная драма Джонатана Глейзера «Зона интересов» о буднях коменданта Освенцима и его семьи. Некоторые журналисты посчитали, что жюри перепутало фильмы местами и выиграть должен был именно Глейзер. Разочарование читалось и на лице самого режиссера, который (наверно, как и все режиссеры в зале) рассчитывал на главный приз. Однако, по словам Эстлунда, жюри не обращало внимания на мнение критиков, впрочем, как и любое другое жюри на Каннском фестивале.
В целом распределение наград оказалось довольно сбалансированным — жюри тем или иным образом отметило самые яркие фильмы фестиваля. Так, приз за режиссуру ушел французскому режиссеру вьетнамского происхождения Чан Ань Хунгу за невероятно обаятельный фильм «Рагу Додена Буффана», в котором Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель готовят еду, говорят про еду, соблазняют друг друга изысканными блюдами и учат нас любить жизнь. Картина стала неожиданным открытием для критиков фестиваля, и, кажется, для жюри тоже.
Но свой приз они отдали финскому режиссеру Аки Каурисмяки за его гуманистическую комедийную драму «Опавшие листья» о скромном романе двух простых людей, пытающихся найти смысл в жизни, когда мир вокруг начинает разваливаться на куски. Режиссер не снимал шесть лет и вернулся в кино в наилучшей форме, доведя привычные темы своего творчества до совершенства. При этом сам Каурисмяки на церемонию вручения наград не пришел и отправил получать приз актеров Альму Певсти и Юсси Ватанена.
Еще один живой классик, представитель немецкой новой волны Вим Вендерс снял после долгого перерыва не менее гуманистическую картину о буднях уборщика туалетов в Токио. В фильме практически ничего не происходит — герой фильма следует своей обычной рутине, слушает любимые кассеты с песнями из 60-х и 70-х и любуется солнечным светом и природой. Исполнителя главной роли Кодзи Якусё к общему удовольствию наградили за лучшую мужскую роль.
Обладательницей приза за лучшую женскую роль стала турецкая актриса Мэрвэ Диздар из фильма «О сухих травах», которая, судя по ее реакции, явно не ожидала уехать домой с наградой. Автор фильма и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нури Бильге Джейлан тоже не смог сдержать эмоций — режиссер явно рассчитывал на какую-то награду и для себя.
Еще один обладатель главного приза Канн, японец Хирокадзу Корээда, представивший в этом году хрупкую драму «Монстр» о взрослении и сексуальном пробуждении, тоже уехал домой без награды. Зато жюри отметило его сценариста Юдзи Сакамото. «Монстр» — первый фильм за многолетнюю карьеру Корээды, снятый не по собственному сценарию. Творческий союз режиссера и Сакамото оказался более чем плодотворным.
Несмотря на победу фильма, снятого женщиной, остальные призы оказались в руках мужчин. При этом жюри полностью проигнорировало триумф немецкой актрисы Сандры Хюллер, снявшейся в двух главных фильмах смотра — «Траектории падения» и «Зоне интересов» Джонатана Глейзера. В первом Хюллер во многом вытягивает картину за счет невероятной энергии и играет на двух неродных языках — английском и французском, во втором — находит человеческое в абсолютном ужасе.
Также вниманием обошли изобретательную, философскую и потрясающе исполненную драму «Химера» итальянского режиссера Аличе Рорвахер со звездой сериала «Корона» Джошем О’Коннором, сыгравшим роль практически полностью на итальянском. Не на пользу фильму пошло то, что его показали под занавес фестиваля, и у жюри и публики было недостаточно времени, чтобы переварить искусно сплетенный нарратив «Химеры» и по-настоящему оценить ее магический реализм.
В то же время награды, как бы они всех ни волновали, оказываются менее важны, чем тот факт, что на Каннском кинофестивале фильмы получают отличную стартовую площадку, где их могут увидеть тысячи человек со всего мира, в том числе дистрибьюторы, байеры и кураторы фестивалей. Для смотра важна именно дальнейшая судьба фильмов, и чем больше из них получат внимание на международной арене и номинаций на различные награды (желательно на «Оскар»), тем лучше. Канны, как и любой другой фестиваль, гордятся, когда их картины заслуживают внимание американской академии. Крупнейшим успехом смотра стала победа «Паразитов» Пон Джун Хо в 2020 году, взявшего «Оскар» за лучший фильм.
Однако Каннам на пятки наступает Венеция, которая с каждый годом становится все престижнее во многом за счет открытости новым трендам. Например, фестиваль принимает в программу проекты, снятые на деньги стримингов, в то время как Канны придерживаются строгой политики поддержки кинотеатрального проката. Такое рьяное следование традиции приводит к тому, что в конкурс, во-первых, попадает много картин завсегдатаев Канн, которых берут не за качество работы, а за старые заслуги, а во-вторых, к заметным промахам со стороны кураторов, вынужденных игнорировать стриминговые проекты. Судя по последним годам, смотр пытается постепенно меняться, но все-таки не так быстро, как этого требует время, и, быть может, уже через пару лет это выйдет ему боком.