Хичкок, Орсон Уэллс и спектакль по Чехову: как в архивах находят удивительные фильмы
Существует несколько причин, по которым многие фильмы, снятые в течение XX века, не сохранились до наших дней. Вплоть до 50-х годов (в Советском Союзе до середины 60-х) фильмы печатались на нитратной пленке. Пленка эта легко воспламенялась и была причиной множества пожаров (в США, например, самые разрушительные из них произошли на студиях Universal Pictures в 1924 году, Fox в 1937 году и Metro-Goldwyn-Mayer в 1965 году).
Кроме того, фильмы попросту не берегли: на киностудиях от ненужных, вышедших в тираж, немых картин просто избавлялись. В частности, и для того, чтобы освободить место для хранения. И наконец, нитропленку намеренно сжигали («смывали»), чтобы выручить ту незначительную часть серебра, находящуюся в ее составе.
Общие цифры весьма удручающие. Так, например, Библиотека Конгресса США сообщает, что 75% всех фильмов немого периода в настоящее время утрачены. По данным фонда кинематографии Мартина Скорсезе, «половина всех американских фильмов, снятых до 1950 года, и более 90% фильмов, снятых до 1929 года, утеряны навсегда». Также и по оценкам Немецкой синематеки около 80–90% немых кинокартин не уцелели.
Не менее плачевно обстоят дела и с отечественным кинематографом: известно, что из всех дореволюционных немых фильмов сохранилось не более 15%, а из советских немых — около 20%.
Тем не менее историки кино и киноархивисты всего мира и по сей день продолжают поиски утраченного кинонаследия. А Национальный центр сохранения аудиовизуальных материалов Библиотеки Конгресса в кампусе Паккарда ежегодно проводит полноценный кинофестиваль для идентификации неизвестных или ошибочно идентифицированных кинокартин. К участию в опознании фильмов или фрагментов приглашаются эксперты раннего кинематографа, архивисты, а также синефилы. Помимо материалов из коллекций Библиотеки Конгресса, демонстрируются неопознанные пленки из других мировых киноархивов.