К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Добро с прибылью: чем импакт-стартапы отличаются от НКО и обычного бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если аббревиатуру «НКО» может расшифровать почти каждый, то понятие «импакт-стартапы» известно только в узких кругах людей, которые занимаются социальным предпринимательством и темой устойчивого развития. Соучредитель, председатель совета фонда «Навстречу переменам» Татьяна Бурмистрова рассказывает, что такое социальные, или импакт-стартапы, какие у них есть перспективы и проблемы и как их можно решить

Фонд «Навстречу переменам» с  2012 года помогает выстраивать бизнес-модель импакт-проектов, направленных на улучшение жизни детей и молодежи по всей России. Он ежегодно поддерживает лучшие проекты и дает инвестиции в виде грантов социальным предпринимателям на ранней стадии развития. В этом году фонд в 11-й раз запускает конкурс «Навстречу импакт-стартапам»: лидеры, у которых есть идея инновационного решения или запущенное не более трех лет назад социальное предприятие, получают возможность полгода работать вместе с менторами и экспертами. Новый конкурс пройдет с 1 по 30 июня 2023 года.

Различия между НКО и импакт-стартапами

Деятельность некоммерческих (в основном благотворительных) организаций направлена на помощь тем, кто прямо сейчас в ней нуждается. В некоторых случаях она нацелена на масштабные социальные изменения, если речь идет, например, про Greenpeace (признана нежелательной на территории РФ) или Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В конце прошлого года в России работало около 210 тысяч НКО, среди них 46 000 организаций социальной сферы. 

НКО не могут получать прибыль, источники их финансирования — пожертвования граждан и компаний, гранты или собственные накопления основателей. Поэтому их устойчивость, особенно в кризисные времена, подвергается серьезным испытаниям. Например, за три квартала 2022 года российский некоммерческий сектор получил от бизнеса более 14 млрд рублей, а количество благотворителей осталось прежним по сравнению с предыдущими периодами — 75% жителей крупных городов хотя бы раз участвовали в благотворительной деятельности. 

 

Однако сама модель некоммерческих организаций для решения масштабных задач в быстро меняющемся мире в силу их негибкости постепенно теряет актуальность. 

Импакт-стартапами  (от англ. impact — влиять на что-либо) называют проекты, которые решают важные социальные и (или) экологические проблемы. Основное отличие импакт-стартапов (или социальных стартапов) от НКО состоит в том, что в большинстве случаев это бизнес, ориентированный на получение прибыли. Строго говоря, может быть два типа импакт-стартапов: первые ориентированы прежде всего на измеримые социальные изменения, однако устойчивость и масштабирование для них также важны, а вторые скорее можно назвать «бизнесом со смыслом». Для них коммерческие цели совмещены с социальной миссией. 

 

В отличие от НКО рынок импакт-стартапов (или стартапов в социальной сфере) в России находится на зачаточном уровне.  Его развитию отчасти способствовало законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство» в 2019 году. Этот закон предполагает, что предпринимательская деятельность также может быть направлена на достижение общественно полезных целей. Но люди, да и сами бизнесмены и инвесторы все еще путают импакт-стартапы, социальные предприятия и некоммерческие организации.

Импакт-стартап — это не юридическая форма, а скорее качественное определение сути предприятия: измерение социального воздействия, стремление к масштабированию, увеличению социального воздействия и увеличению прибыли. Там, где рынок более развит (мировым лидером по количеству импакт-стартапов считаются США и Канада), они преимущественно созданы как социальные бизнесы, успешно привлекающие инвестиции. 

Например, проект Rest Less создан как платформа для поколения 1960-х, где онлайн становится продолжением офлайн-мира, решая проблему изоляции людей старшего возраста. В 2021 году он привлек около $8,5 млн для расширения своих сервисов. Отличный российский пример — проект «Убиратор», решающий проблему утилизации вторичного сырья. Компания помогает ретейлерам вывозить вторсырье и развивает сеть пунктов приема отходов. Проект привлек 170 млн рублей инвестиций, в 2021 году оборот стартапа, по его собственным данным, вырос более чем в 3 раза — до 790 млн рублей.

 

Однако чаще в России мы встречаемся с гибридными формами, особенно в случае первого типа социальных стартапов, когда создается и социальное предприятие, и НКО — для возможности привлечения пожертвований и грантов, но при этом и для ведения бизнеса. Такие модели способствуют достижению экономической устойчивости. Например, проект «Особая сборка»: он создан для трудоустройства людей с ментальной инвалидностью и предоставляет коммерческие услуги ручных работ по упаковке, стикеровке, сборке, комплектации и выбраковке товарной продукции. Проект объединяет социальное предприятие и общественную организацию «Радость».

Проект «Особая сборка» (Фото DR)

В некоторых случаях социальный бизнес может возникнуть на базе НКО или благотворительного фонда. Как и любой другой, он нацелен на масштабирование, окупаемость. Социальный проект  «Пункт Б», школа выбора профессии, — это успешный ежегодно масштабирующийся бизнес, который начинался с благотворительной инициативы двух фаундерок, которые занимались профориентацией детей в детских домах. 

Импакт-стартапы могут получать пожертвования, гранты, субсидии, но обязательно должны самостоятельно зарабатывать и быть независимыми от внешних поступлений. А еще они могут привлекать инвестиции. Однако финансирование проекта со стороны также зависит от экономической стабильности импакт-стартапа. 

Конечно, противопоставлять НКО и социальные предприятия не стоит. По масштабу положительного воздействия на общество невозможно определить, какая форма важнее. Но можно отметить, что импакт-стартапы оказываются в более выигрышной позиции благодаря наличию бизнес-модели. Они зарабатывают и, вероятно, дольше будут держаться на рынке, а значит, скорее всего, смогут помочь большему числу людей.   

Развитие сферы импакт-стартапов ценно для любой страны. Социальный бизнес трудоустраивает людей с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и других представителей социально незащищенных слоев населения. В то же время импакт-стартапы отличаются инновационностью решений. Их проекты основаны на потребности, которая слишком мала для бизнеса и спрятана от государства. Но команды знают о проблеме целевой аудитории и создают продукты, чтобы ее закрыть. 

 

Проблемы импакт-стартапов 

Казалось бы, маленькие проекты, возникшие в ответ на потребности, при нормальной поддержке могут вырасти в большой импакт-бизнес. На деле схема реализуется редко. Многие фаундеры подобных инициатив вышли из сферы НКО. Они смогли придумать микрорешение, но не знают, что делать дальше, потому что по складу сознания, образования, бэкграунда они далеко не бизнесмены. При расширении бизнеса у фаундера тут же возникает много вопросов, например маркетинг, финансовое моделирование. 

Другим проектам и вовсе не нужно многократное расширение, иначе импакт-составляющая сильно сократится, останется только процесс зарабатывания денег. Такого мнения придерживается сооснователь и управляющий партнер платформы BuySocial с корпоративными подарками от социальных предпринимателей Любовь Ермолаева.

Один из партнеров-производителей платформы BuySocial (Фото DR)

«Мы работаем с производствами, где трудятся люди с ментальной инвалидностью, которых больше никто никуда не возьмет, или которые находятся в маленькой деревне и своим существованием поддерживают в ней жизнь. Обычный-то бизнес делать непросто, а с дополнительной социальной нагрузкой, которая снижает маржинальность, еще сложнее. Если такие проекты будут стремиться к стремительному масштабированию и деньгам, как этого ожидают от стартапов, им придется уволить особенных сотрудников и нанять тех, кто будет делать быстрее и больше. Но они так не поступают, потому что верят в миссию, ставя помощь людям на первое место», — считает Любовь Ермолаева.  

Можно сказать, что развитие импакт-стартапа во многом зависит от личности лидера, его желания и готовности расти, а также его ориентации на получение прибыли и достижение позитивных изменений. Есть случаи, когда фаундер был не готов отказываться от контроля прямого социального эффекта, как, например, кейс известного проекта «Книжный автобус Бампер». Его фаундер не был готов масштабироваться, переходить в онлайн, хотя модель и сулила большую прибыль. В результате социальный стартап, известный многим подросткам и их родителям, перестал существовать.

 

Как помочь импакт-стартапам 

Социальное предпринимательство — эффективный инструмент для решения общественных проблем. Несмотря на это, поддержка импакт-стартапов остается недостаточной. Государство вводит меры, например субсидии и микрозаймы с пониженной ставкой. Но здесь проблемой оказывается нехватка бизнес-компетенций у команд. Ведь предстоит доказать потребность в средствах, а затем отчитаться за их использование. 

Одновременно на рынке сохраняется стереотип, что импакт-стартапы — это благотворительность. Конечно, большая их часть действительно не имеет потенциал высокой маржинальности, да и в целом на рынке их чрезвычайно мало. Но даже вкладываясь в низкоприбыльные проекты, инвестор сохраняет и даже увеличивает объем денежных средств, при этом участвуя в позитивных изменениях.

Фонд «Навстречу переменам» (Фото DR)

При этом в бизнес-среде все еще нет четкого понимания, что такое импакт и как его измерять, тем более в нестабильное время предприниматели скорее занимаются собственным спасением и избегают социальных инициатив. Инвестору проще заработать и отдать часть дохода на благотворительность. Зачастую он видит в импакте лишь инструмент маркетинга. Недопониманию способствует и неумение фаундеров презентовать себя, демонстрировать экономический эффект. Вывод один: импакт-стартапам нужна помощь в виде финансирования, обучения команд, менторской поддержки. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+