Бывают странные сближения: как искусство русских художников связано с Францией
![Экспозиция выставки «После импрессионизма» (фото Антона Баклыкова)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2023/05/00-OBLOZKA-Ekspozicia-vystavki-Posle-impressionizma-foto-Antona-Baklykova-copy-645e4a0d209c6.webp)
Михаил Демьянов — «На реке у белого моста»
В Музее русского импрессионизма до 21 мая открыта выставка «Отличники». Ее главные герои — классики русского искусства: Айвазовский, Репин, Поленов. Показывают работы, созданными под впечатлением от так называемых пенсионерских поездок по Европе. Предназначены они были «для усовершенствования в искусстве» лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Экспозиция выставки «Отличники»
Работы европейских мастеров, которых в своих письмах и отчетах упоминают русские художники, на выставке в Музее русского импрессионизма тоже представлены. Но их зрителю предлагается «держать в уме». Не нарушая основную экспозицию, произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе из собрания Пушкинского музея вынесены в отдельный зал на третьем этаже. Логично, что посетители, начинающие осмотр снизу, обращаются к ним как лишь в самом конце, чтобы сверить собственные искусствоведческие догадки.
Василий Поленов -- «Старые ворота в Веле. Нормандия»
В Европе под влиянием барбизонцев оттачивал мастерство работы на пленэре «рыцарь передвижничества» Василий Поленов. Свою пенсионерскую поездку художник начал в Германии, затем посетил разочаровавший его Рим, а потом и Париж. Летом 1874 года вместе с Ильей Репиным Поленов отправился в Нормандию, в местечко под названием Вель, где оба художника много работали на открытом воздухе. На выставке представлен пейзаж с видом старых ворот, которые Поленов неоднократно писал в разное время суток, постоянно меняя ракурс. Вернувшись обратно в Париж, он сообщал родственникам: «Вель — прелестное местечко, иностранцев нет, а кое-где художники и немного, зато на небольшом пространстве много разнообразия».
Илья Репин — «На дерновой скамье»
На выставке «После импрессионизма» в ГМИИ им. Пушкина (до 20 августа) пленэрный шедевр Ильи Репина «На дерновой скамье» (1876) соседствует с написанным 10 годами раньше «Завтраком на траве» Клода Моне. Последняя четверть XIX века — та точка, в которой проект Пушкинского музея перехватывает эстафету у «Отличников», продолжая повествование до авангардистских поисков Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, Александра Родченко и Казимира Малевича.
Экспозиция выставки «После импрессионизма»
Выставку «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» Пушкинский музей изначально готовил совместно с лондонской Национальной галереей, но весной прошлого года планы пришлось пересмотреть: сейчас это два параллельных проекта, живущие каждый своей жизнью. Русские художники рубежа XIX—XX веков представлены в Москве «в ракурсе непрерывного и многостороннего взаимодействия с мировым художественным процессом». Поиск рифм и параллелей в искусстве разных стран и эпох — один из любимых выставочных методов Пушкинского, своего рода константа, присутствовавшая в выставочной практике музея под руководством Ирины Антоновой, а затем и Марины Лошак. Для Елизаветы Лихачевой открытие выставки «После импрессионизма» стало первым публичным событием в роли директора Пушкинского.
Наталия Гончарова -- «В мастерской художницы»
На выставке «После импрессионизма» парой к «Фруктам и бронзе» (1910) Матисса служит работа Наталии Гончаровой «В мастерской художницы» (1907—1908) из собрания Тульского музейного объединения. Датировка работ позволяет их сравнивать, хотя на момент создания своего натюрморта Гончарова скорее находилась под влиянием живописи Гогена, парижскую выставку которого в 1906 году посетил ее будущий муж Михаил Ларионов. Сам Ларионов представлен как раз в паре с Гогеном своей «Кацапской Венерой» 1912 года. Это вариация на «Олимпию» Мане, но с поправкой на стилистику неопримитивизма: вместо черного кота, изображенного на оригинале, у ног ларионовской Венеры греется близкий родственник лубочного Кота Казанского.
Казимир Малевич -- «Пейзаж»
За русскую ветвь пуантилизма на выставке в Пушкинском неожиданно отвечает Казимир Малевич с «Пейзажем» из коллекции Русского музея. «Пуантилизм, с моей точки зрения, открыл большую научную и живописную силу, которая осталась в тени благодаря отсутствию научного исследовательского института, на обязанности которого было бы создание живописной науки по примеру остальных наук», — писал создатель «Черного квадрата» в 1923 году. В этом же разделе представлен и напоминающий работы Эдуара Вюйара «Пейзаж с домом» Владимира Бурлюка из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых.
Пьер Огюст Ренуар -- «Портрет актрисы Жанны Самари»
Неожиданные сопоставления работ разных авторов — это всегда возможность взглянуть на искусство свежим взглядом. Бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова любит вспоминать о том, как на нее повлияли «Девочка с персиками» Серова и «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, висевшие рядом на выставке, которую составляла Ирина Антонова. Сама Антонова считала, что «музей крепкими узами связывается с художественными произведениями, которые не принадлежат ему и лишь однажды какое-то время в нем находились». А для Жан-Юбера Мартена, два года назад делавшего в Пушкинском музее выставку «Бывают странные сближенья», важнее всего «подтолкнуть посетителей самостоятельно находить визуальные параллели».