«Стражи галактики. Часть 3»: как новый фильм Marvel возвращает любовь к комиксам
Работа над третьей частью «Стражей галактики» началась еще в 2018 году, однако так же быстро и закончилась с увольнением режиссера Джеймса Ганна из-за очень неудачных постов в Twitter десятилетней давности. Президент Disney Алан Хорн принял решение не прощать режиссеру прошлые грехи, однако после ухода Ганна пожалел об этом. Съемочная группа «Стражей» активно выступала против решения руководства, а сам Ганн повел себя спокойно и благородно — извинился за старые шутки, не стал делать громких публичных заявлений и смиренно принял решение студии. Это не осталось без внимания Disney, и ему предложили вернуться всего через четыре месяца после ухода.
Однако режиссер уже принял предложение конкурирующей студии DC перезапустить «Отряд самоубийц», и съемку третьей части «Стражей» снова пришлось отложить. И, возможно, эта задержка сыграла фильму на руку. Фильм, как и «Человек-муравей и Оса», должен был открыть пятую фазу киновселенной Marvel (все фильмы студии поделены на блоки, объединенные общей темой. Так, первая фаза вселенной начиналась с «Железного человека», а закончилась «Мстителями»), однако в итоге по духу оказался больше похож на прощание с привычными экранизациями комиксов. Третья часть «Стражей» ставит в этой истории жирную точку.
Действие картины происходит после событий неудачного рождественского выпуска, который длился всего сорок минут и выглядел так, будто Ганн снял его с половиной актерского состава на парковке возле дома. Но свою функцию он выполнил — представил зрителям штаб Стражей и говорливую советскую собаку Космо, позволив не тратить на это время в основном фильме.
Квилл (Крис Пратт) по-прежнему тоскует по Гаморе (Зои Салдана), Небула (Карен Гиллан) занимается хозяйством, а Ракета (в юности — Шон Ганн, в зрелости — Брэдли Купер) как любой уважающий себя миллениал грустит под Creep группы Radiohead. Правда, погрузиться в депрессию ему так и не дают — енота, упорно отрицающего то, что он енот, крадет некий золотой человек Адам Ворлок (Уилл Поултер), чтобы вернуть Ракету к его создателю. Стражи отправляются на поиски друга, который из-за атаки Ворлока находится при смерти.
Ганн наконец-то делает то, что хотел еще во времена разработки первого фильма, — рассказывает историю Ракеты, с персонажем которого больше всего себя ассоциирует — и история эта абсолютно душераздирающая. Ганн беспощаден. Приемы, которые он использует, очевидны, но эффективны, и не отреагировать на них совершенно невозможно, даже когда знаешь обо всех проделываемых манипуляциях (8 мая, например, Ганн получил награду зоозащитной организации «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) за изображение жестокого обращения с животными в фильме).
Даже его злодей, наверно, злее и очевиднее некуда, — будто новое воплощение Гитлера, пытающегося создать идеальную нацию. Никогда еще так сильно не хотелось пожелать марвеловскому антагонисту скорейшей кончины. Вообще зло у режиссера всегда простое и при этом провоцирующее целую бурю эмоций. Генетического «улучшайзера» играет чернокожий актер Чикуди Ивуджи, который как будто рифмуется с ужасающей Виолой Дэвис из «Отряда самоубийц».
История Ракеты работает не только благодаря ловким эмоциональным манипуляциям. В ней чувствуется настоящий Ганн. Режиссер не боится быть уязвимым и ведет диалог о смысле жизни с самим собой с помощью мохнатого аутсайдера, который предпочитает заглушать боль всепоглощающей ненавистью и едкой язвительностью, но в итоге все-таки, как завещал Алексей Балабанов в «Мне не больно», находит своих и успокаивается.
В третьих «Стражах галактики» уже явно чувствуется «усталость металла», поэтому смена фокуса в сторону Ракеты хорошо помогает избежать самоповторов. После стольких лет герои франшизы стали похожи на персонажей сериала, идущего в эфире много сезонов, в одном шаге от того, чтобы превратиться в пародию на самих себя. Из всей команды Стражей бодрость удалось сохранить только Драксу в отличном исполнении Дэйва Батисты. Остальные будто повторяют старые шутки на радость фанатам.
Благодаря Ганну боди-хоррор (жанр фильмов ужасов, в котором особое внимание уделяется различным деформациям человеческого тела), который долгое время был специфическим развлечением для синефилов, а затем приобрел популярность в фестивальных арт-кругах, наконец-то пробрался в мейнстрим. В новых «Стражах» космическая станция сделана из биоматериала, а количество протезов, деформаций и экспериментов с телом настолько велико, что отец жанра Дэвид Кроненберг может спать спокойно.
Если в дурашливом тоне Ганна может поддержать еще один аутсайдер вселенной Marvel Тайка Вайтити, то в количестве странных существ, насилия и мрачных комментариев в целом Ганну нет равных. И пока только ему предоставили полную творческую свободу как в DC, так и в Marvel, чтобы режиссер смог показать зрителям блокбастеров изнанку жизни.
Однако даже ему приходится не забывать о диснеевских стандартах и держать специфический тон повествования, где за грустными моментами всегда следуют шутки, а финал предваряет дежурная масштабная экшн-сцена. Даже изобретательность режиссера и цитаты из «Космической одиссеи», «Гравитации» и «Терминатора» не спасают визуально скучный мир Marvel, существующий исключительно в пространстве между зелеными экранами.
Конечно, не стоит забывать и про законы Disney, по которым чуть ли не в каждом фильме нужно спасти хотя бы одного ребенка. Здесь их гораздо больше, впрочем, как и сюжетных линий, поэтому ближе к концу 150-минутного фильма уже сложно восстановить всю цепь событий и какие-то из героев неизбежно теряются. Например, взять в фильм Элизабет Дебики, чтобы показать ее в паре сцен, — несправедливо по отношению и к актрисе, и к зрителям. Все это Ганн приправляет излюбленным клиповым монтажом и песнями, выбор которых от фильма к фильму становится все более предсказуемым.
Тем не менее в этом деформированном гиганте, состоящим из разрозненных частей, теплится самая настоящая жизнь, в отличие от полумертвых и похожих друг на друга экранизаций комиксов, созданных в последние пару лет. «Стражи галактики. Часть 3» отдают героям должное, и, хочется верить, оставляют их в покое, хотя многочисленные концовки фильма и сцены после титров, к сожалению, намекают на обратное. Сам Джеймс Ганн закончил историю с Disney и начинает новый путь в качестве главы DC как раз в то время, когда кажется, что с комиксами пора уже заканчивать. Однако если и есть кто-то, кто может переизобрести этот жанр, то только он.