К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Стражи галактики. Часть 3»: как новый фильм Marvel возвращает любовь к комиксам

Кадр из фильма «Стражи галактики. Часть 3»
Кадр из фильма «Стражи галактики. Часть 3»
В начале мая состоялась премьера фильма Джеймса Ганна «Стражи галактики. Часть 3» от киностудии Disney, который, к сожалению, нельзя будет посмотреть в кинотеатрах в России. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как режиссера чуть не убрали из картины, почему за него вступились все актеры проекта и как он смог создать действительно трогательное кино в тот момент, когда экранизации комиксов стали терять популярность

Работа над третьей частью «Стражей галактики» началась еще в 2018 году, однако так же быстро и закончилась с увольнением режиссера Джеймса Ганна из-за очень неудачных постов в Twitter десятилетней давности. Президент Disney Алан Хорн принял решение не прощать режиссеру прошлые грехи, однако после ухода Ганна пожалел об этом. Съемочная группа «Стражей» активно выступала против решения руководства, а сам Ганн повел себя спокойно и благородно — извинился за старые шутки, не стал делать громких публичных заявлений и смиренно принял решение студии. Это не осталось без внимания Disney, и ему предложили вернуться всего через четыре месяца после ухода.

Однако режиссер уже принял предложение конкурирующей студии DC перезапустить «Отряд самоубийц», и съемку третьей части «Стражей» снова пришлось отложить. И, возможно, эта задержка сыграла фильму на руку. Фильм, как и «Человек-муравей и Оса», должен был открыть пятую фазу киновселенной Marvel (все фильмы студии поделены на блоки, объединенные общей темой. Так, первая фаза вселенной начиналась с «Железного человека», а закончилась «Мстителями»), однако в итоге по духу оказался больше похож на прощание с привычными экранизациями комиксов. Третья часть «Стражей»  ставит в этой истории жирную точку. 

Действие картины происходит после событий неудачного рождественского выпуска, который длился всего сорок минут и выглядел так, будто Ганн снял его с половиной актерского состава на парковке возле дома. Но свою функцию он выполнил — представил зрителям штаб Стражей и говорливую советскую собаку Космо, позволив не тратить на это время в основном фильме.  

 
Кадр из фильма «Стражи галактики. Часть 3»

Квилл (Крис Пратт) по-прежнему тоскует по Гаморе (Зои Салдана), Небула (Карен Гиллан) занимается хозяйством, а Ракета (в юности — Шон Ганн, в зрелости — Брэдли Купер) как любой уважающий себя миллениал грустит под Creep группы Radiohead. Правда, погрузиться в депрессию ему так и не дают — енота, упорно отрицающего то, что он енот, крадет некий золотой человек Адам Ворлок (Уилл Поултер), чтобы вернуть Ракету к его создателю. Стражи отправляются на поиски друга, который из-за атаки Ворлока находится при смерти.

Ганн наконец-то делает то, что хотел еще во времена разработки первого фильма, — рассказывает историю Ракеты, с персонажем которого больше всего себя ассоциирует — и история эта абсолютно душераздирающая. Ганн беспощаден. Приемы, которые он использует, очевидны, но эффективны, и не отреагировать на них совершенно невозможно, даже когда знаешь обо всех проделываемых манипуляциях (8 мая, например, Ганн получил награду зоозащитной организации «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) за изображение жестокого обращения с животными в фильме).

 

Даже его злодей, наверно, злее и очевиднее некуда, — будто новое воплощение Гитлера, пытающегося создать идеальную нацию. Никогда еще так сильно не хотелось пожелать марвеловскому антагонисту скорейшей кончины. Вообще зло у режиссера всегда простое и при этом провоцирующее целую бурю эмоций. Генетического «улучшайзера» играет чернокожий актер Чикуди Ивуджи, который как будто рифмуется с ужасающей Виолой Дэвис из «Отряда самоубийц». 

История Ракеты работает не только благодаря ловким эмоциональным манипуляциям. В ней чувствуется настоящий Ганн. Режиссер не боится быть уязвимым и ведет диалог о смысле жизни с самим собой с помощью мохнатого аутсайдера, который предпочитает заглушать боль всепоглощающей ненавистью и едкой язвительностью, но в итоге все-таки, как завещал Алексей Балабанов в «Мне не больно», находит своих и успокаивается.

В третьих «Стражах галактики» уже явно чувствуется «усталость металла», поэтому смена фокуса в сторону Ракеты хорошо помогает избежать самоповторов. После стольких лет герои франшизы стали похожи на персонажей сериала, идущего в эфире много сезонов, в одном шаге от того, чтобы превратиться в пародию на самих себя. Из всей команды Стражей бодрость удалось сохранить только Драксу в отличном исполнении Дэйва Батисты. Остальные будто повторяют старые шутки на радость фанатам.

 

Благодаря Ганну боди-хоррор (жанр фильмов ужасов, в котором особое внимание уделяется различным деформациям человеческого тела), который долгое время был специфическим развлечением для синефилов, а затем приобрел популярность в фестивальных арт-кругах, наконец-то пробрался в мейнстрим. В новых «Стражах» космическая станция сделана из биоматериала, а количество протезов, деформаций и экспериментов с телом настолько велико, что отец жанра Дэвид Кроненберг может спать спокойно.

Если в дурашливом тоне Ганна может поддержать еще один аутсайдер вселенной Marvel Тайка Вайтити, то в количестве странных существ, насилия и мрачных комментариев в целом Ганну нет равных. И пока только ему предоставили полную творческую свободу как в DC, так и в Marvel, чтобы режиссер смог показать зрителям блокбастеров изнанку жизни. 

Однако даже ему приходится не забывать о диснеевских стандартах и держать специфический тон повествования, где за грустными моментами всегда следуют шутки, а финал предваряет дежурная масштабная экшн-сцена. Даже изобретательность режиссера и цитаты из «Космической одиссеи», «Гравитации» и «Терминатора» не спасают визуально скучный мир Marvel, существующий исключительно в пространстве между зелеными экранами.

Конечно, не стоит забывать и про законы Disney, по которым чуть ли не в каждом фильме нужно спасти хотя бы одного ребенка. Здесь их  гораздо больше, впрочем, как и сюжетных линий, поэтому ближе к концу 150-минутного фильма уже сложно восстановить всю цепь событий и какие-то из героев неизбежно теряются. Например, взять в фильм Элизабет Дебики, чтобы показать ее в паре сцен, — несправедливо по отношению и к актрисе, и к зрителям. Все это Ганн приправляет излюбленным клиповым монтажом и песнями, выбор которых от фильма к фильму становится все более предсказуемым. 

Тем не менее в этом деформированном гиганте, состоящим из разрозненных частей, теплится самая настоящая жизнь, в отличие от полумертвых и похожих друг на друга экранизаций комиксов, созданных в последние пару лет. «Стражи галактики. Часть 3» отдают героям должное, и, хочется верить, оставляют их в покое, хотя многочисленные концовки фильма и сцены после титров, к сожалению, намекают на обратное. Сам Джеймс Ганн закончил историю с Disney и начинает новый путь в качестве главы DC как раз в то время, когда кажется, что с комиксами пора уже заканчивать. Однако если и есть кто-то, кто может переизобрести этот жанр, то только он. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+