Как аниме «Судзумэ, закрывающая двери» стало одним из самых кассовых фильмов в Японии
Аниме «Судзумэ, закрывающая двери» уже стало одним из самых кассовых японских фильмов в истории, как и две предыдущие работы японского режиссера и аниматора Макото Синкая, «Твое имя» (2016) и «Дитя погоды» (2019), которые входили в топ-10 по просмотрам. При этом «Судзумэ» наследует не только хорошие финансовые показатели, но и фирменный режиссерский стиль и любимые им темы. В «Твоем имени» и в «Дитя погоды» Синкай рефлексировал на тему большой национальной трагедии — землетрясения 2011 года, в результате которого в Японии погибло около 20 000 человек. Однако именно в «Судзумэ» режиссер отказывается от метафор и говорит об этой травме максимально открыто и прямолинейно.
Школьница Судзумэ живет в небольшом городе на острове Кюсю вместе с тетей. Однажды утром по пути в школу она встречает красивого (по ее же признанию) молодого человека, который ищет некую дверь на заброшенном курорте. Не в силах оставить мысли о загадочном путнике, Судзумэ сама находит странную дверь, а вместе с ней и статуэтку кота, которая неожиданно прямо на ее глазах превращается в кота настоящего. Тем временем через дверь начинает пролезать странное существо в виде червя, и удачно подоспевший Сота (так зовут загадочного молодого человека) с помощью волшебного амулета и Судзумэ ее закрывает.
Оказывается, Сота путешествует по всей Японии и закрывает волшебные двери, которые ведут в измерение, где живет червь, вызывающий землетрясения. Кот, освобожденный Судзумэ, тоже оказывается непростым. Он заключает Соту в трехногий детский стул и грозится открыть другие двери, потому что Судзумэ не хочет с ним дружить. Девушке и ее новому знакомому в необычном обличье приходится пуститься в погоню за своенравным котом через всю страну.
Режиссерский стиль Синкая с большим вниманием к деталям, максимально реалистичной анимацией, эмоциональной музыкой и необычными сюжетными решениями во многом напоминает работы знаменитой студии Ghibli Хаяо Миядзаки, и аниме «Судзумэ, закрывающая двери», наверное, является самым близким ей по духу.
Детальные идиллические пейзажи навевают ассоциации с «Со склонов Кокурико», а коты — с «Шепотом сердца» и «Ведьминой службой доставки» с говорливым Дзи Дзи. И так же, как и во многих мультфильмах Хаяо Миядзаки, девушка и молодой человек объединяются для борьбы со злом и отношения между ними (в отличие от «Твоего имени») так и не доходят до романтических.
Синкай использует погоню за неожиданно ожившим котом как предлог для путешествия через всю Японию, где герои встречают заброшенные и когда-то наполненные жизнью места. Чтобы закрыть дверь в другое измерение, недостаточно просто воспользоваться амулетом — нужно вспомнить всех людей, которые когда-то жили в этом месте, тем самым оставляя их образы в коллективной памяти.
При этом Судзумэ и бедный Сота, заключенный в трехногий стул и постепенно теряющий связь с внешним миром, встречают по дороге очень добрых и участливых персонажей. Режиссер как бы напоминает главной героине, что есть жизнь за пределом болезненных воспоминаний. Судзумэ лично столкнулась с землетрясениями, от которых пытается спасти всех японцев, закрывая волшебные двери. И здесь Синкай напрямую говорит о трагедии 2011 года, предопределившей всю последующую жизнь главной героини. По мнению режиссера, память о ней нужно сохранить, но не жить ею. Большое приключение Судзумэ — это своеобразная проработка травмы, в результате которой она наконец-то примирится со своим прошлым.
За тяжелыми мыслями о коллективной травме Синкай не забывает и о юморе. Комедийная линия полностью обеспечена необычным состоянием Соты, оказывающегося неожиданно экспрессивным для стула. По словам режиссера, на такое нетипичное решение его вдохновил локдаун, во время которого он почувствовал себя заточенным в четырех стенах. Оживший предмет мебели вызывает настоящую бурю в интернете — так же как и невероятно сообразительный кот, пользующийся общественным транспортом.
Более того, это придает зарождающимся чувствам между Судзумэ и Сота дополнительную интригу. Оказывается, флиртовать можно даже со стулом. Однако в отличие от чувственного «Твоего имени» в этом аниме Синкай не настаивает на романтических чувствах, и в итоге героиней больше движет чувство долга, чем любовь. В третьем акте фильм и вовсе переключается на отношения Судзумэ с родной тетей, через которые режиссер показывает, насколько губительными могут быть подавляемые эмоции.
«Твое имя», «Дитя погоды» и «Судзумэ, закрывающая двери» похожи на трилогию, объединенную единым стилем и темами. Если в «Твоем имени» герои через личные отношения переживают ужас трагедии и понимают силу стихии, способной стереть жизни тысячи людей за несколько секунд, а в «Дитя погоды» персонажи учатся жить и любить даже перед лицом неминуемого апокалипсиса, то «Судзумэ» ставит точку во всех этих историях. Кажется, что Макото Синкай, как и его героиня, готов закрыть дверь и идти дальше.