К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Человечество веками ищет путь к счастью. Со времен древнегреческих мыслителей мало что изменилось: до сих пор не перестают появляться простые по сути, но сложные в исполнении формулы, как жить в моменте и культивировать удовольствие, — то есть быть гедонистом. ForbesLife разобрался, что такое гедонизм и может ли он сделать нас счастливее

Гедонистом обычно называют эгоистичного человека, для которого личное удовольствие и показное потребление — самоцель. Это упрощенное и не совсем верное определение, ведь гедонизм в философии — неоднозначное учение. Разные философские школы и отдельные мыслители предлагали свое понимание гедонизма, вплоть до аскезы как высшего источника блаженства.

Гедонизм лишь отчасти преследует цели общества потребления, где мерилом счастья служит обладание чем-то материальным и его накопление: гедонист умеет наслаждаться простыми вещами, которые доступны всем людям, независимо от их статуса и финансового положения. Потребление как удовольствие не рассматривалось пионерами учения о наслаждении. 

Философию гедонизма первым предложил Аристипп — ученик Сократа, основатель киренской школы. Киренаики считали, что потребность индивида в удовольствиях выше социальных условностей и что наслаждению не стоит давать положительную или отрицательную оценку. В определении киренаиков гедонизм имморален, что отличает его от эвдемонизма — стремления к счастью и индивидуальному благополучию посредством нравственного поведения, добродетельной жизни. 

 

Философию эвдемонизма развивал Эпикур. Он первым классифицировал удовольствия и выстроил их в иерархию: высшим смыслом эпикурейцев было достижение атараксии — спокойствия, невозмутимости, отсутствия душевных мучений. Физиологические наслаждения считались второстепенными. Однако в обоих учениях удовольствие воспринималось как главная ценность: человек должен стремиться к наслаждению и избегать страданий и боли.

Гедонизм в худшем смысле слова стал одной из причин заката Римской империи: жажда хлеба, зрелищ и плотских утех сыграла нехорошую шутку с некогда могущественной державой. Средневековье и гедонизм были несовместимы, ростки этого учения пробили твердый пласт культа аскезы лишь в эпоху Возрождения: в эстетически-эпикурейском понимании о гедонизме рассуждали Боккаччо, Бруни, Валла, Петрарка. 

 

В философии Нового времени понятие гедонизма изменилось: Гоббс, Гельвеций, Спиноза полагали, что поведение людей мотивировано удовольствием, но наслаждаться жизнью можно без ущерба для окружающих. Такое понимание вылилось в концепцию разумного эгоизма (где между благом личным и общественным не проводилась разделительная черта), а также стимулировало развитие идей либерализма и зарождение философии утилитаризма (где морально все, что полезно и ведет ко всеобщему счастью). 

Британский мыслитель Иеремия Бентам, который первым сформулировал этические основы утилитаризма, предлагал готовые рецепты, как построить общество, где страдания индивидов сведены к минимуму. Утилитаризм продвигал идеи практического либерализма, где к удовольствию и блаженству примешивались польза, выгода и общее благо.

Интересно, что понятие общего счастья (le bonheur commun) и право каждого человека на него было закреплено в Конституции Франции 1793 года. Сегодня в нормативных документах «счастье» как термин не употребляется из-за своей абстрактности, предполагающей возможности для трактовки.

 

В то же время политик и философ маркиз де Сад в пику идее всеобщего счастья и блага разовьет концепцию плотского, индивидуалистического гедонизма: еще до Ницше он разделит людей на властителей и рабов и предложит принцип морального релятивизма, то есть откажется от представлений об объективном критерии нравственности.

Фото Getty Images

Марксисты, в свою очередь, критиковали гедонизм: они считали, что удовольствия и страдания определяются общественными отношениями, а не личным выбором. В ХХ веке о потреблении ради удовольствия как девиации капитализма негативно отзывались Фуко, Бодрийяр, Делез, Маркузе. 

Сегодня споры о гедонизме в широком смысле слова  не утихают: критики выступают против его потенциального имморализма и эгоистичного понимания счастья, адепты утверждают, что лишь наслаждение может быть целью и смыслом в современном безумном мире. Это крайности: чтобы по-настоящему радоваться жизни, необязательно впадать в безумство перманентных удовольствий, как и полностью отказываться от вещей, которые приносят радость.

Принципы и ловушки гедонизма

Коучи и гуру яркой жизни призывают: наслаждайтесь каждым моментом. В теории все логично и правильно, но на практике ценить все моменты попросту невозможно — ежедневные заботы, временные трудности и прочие проблемы препятствуют этому. 

«Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее же непрерывно распадается на будущее и прошедшее и потому неуловимо; неуловима ни одна из частей времени, и этим она призрачна», — интерпретировал рассуждения Аврелия Августина о времени русский философ Николай Бердяев. Наша рабочая память охватывает максимум 30 секунд, значит, настоящее не может превышать этот временной промежуток. Текущий момент невероятно быстро становится прошлым, повторить его невозможно. 

 

Сложность еще и в том, что к гедонизму нет конкретных инструкций: удовольствие — это результат индивидуального выбора. Одни моменты запечатлеваются в долговременной памяти на долгие годы, другие исчезают, будто их и не было. 

Профессор психологии Колумбийского университета Лила Давачи убеждена, что время для каждого из нас ощущается субъективно и его можно замедлить в восприятии, если наполнить событиями, вызывающими эмоцию, — такими, которые потенциально могут стать воспоминаниями. Часто под словами о том, что нам нужно больше времени, мы подразумеваем, что нам хочется больше воспоминаний. Принципы гедонизма помогают в этом.

Канадские нейробиологи проводили исследование, как наш мозг формирует воспоминания о разных событиях. Оказалось, что даже самый простой, обыденный случай можно сделать ярким воспоминанием, если его детально вспомнить, осмысливая произошедшее в положительном ключе. Эмоция — важнейший фактор, чтобы воспоминание осталось в памяти надолго. 

Чтобы создавать воспоминания, нужно планировать удовольствия, иначе рутина, второстепенные дела или просто скроллинг соцсетей заполнят все свободное время. Дисциплина дает свободу и помогает воплощать те вещи, которые делают жизнь насыщенной.

 

Гедонизм как жизненная философия требует не так много свободного времени, как может показаться на первый взгляд. Безделье и комфорт — бесплодная почва, в которой может прорасти лишь чувство неудовлетворенности жизнью. Современному человеку, закабаленному бытом и работой, доступны лишь краткосрочные эпизоды гедонизма — и этот факт можно обернуть на пользу, если помнить о главной ловушке гедонизма: чтобы наслаждение было более ярким, необходимо чередовать его с ограничениями. Это подчеркивали мыслители — от Эпикура до Шопенгауэра.

Удовольствие не может длиться вечно, его можно подпитывать по принципу контраста и новизны ощущений: именно поэтому первый кусок торта кажется таким вкусным, а путешествие в незнакомый город — полным приятных приключений. Для эмоциональной реакции нужен сильный, ограниченный по времени стимул. Только в этом случае удовольствие не превратится в каторгу: самое увлекательное занятие может стать скучной рутиной, если в нем нет разнообразия и эффекта новизны, а самый вкусный торт, съеденный целиком, — настоящим мучением.

Фото Getty Images

Лора Вандеркам, автор книги «Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов» дает несколько полезных рекомендаций, как даже при самом загруженном расписании находить время для гедонизма:

  • Следить за тем, на что уходит время. Автор утверждает, что нам нравится быть загруженными и делать хоть что-то, чем вовсе ничем не заниматься. Она рекомендует ежедневно с шагом в полчаса отслеживать свои действия, а затем анализировать список и выделять те задачи, от которых стоит отказаться или которые можно делегировать. Освободившееся время можно заполнить прогулкой по парку, встречей с близким человеком, чтением книги — теми вещами, которые потенциально могут доставить радость.
  • Концентрироваться на ощущениях. Нельзя в полной мере наслаждаться красотой заката или вкусом свежесваренного кофе, если параллельно думать о рабочих процессах или личных проблемах. Умение переключаться и осознанно смаковать момент помогает субъективно замедлить время и запечатлеть приятные воспоминания. Это навык, который требует терпения и регулярного повторения.
  • Снизить планку ожиданий. Нереалистичные ожидания часто ведут к разочарованию и снижают степень удовлетворенности жизнью. Чтобы избавиться от такого рода перфекционизма, следует фокусироваться на удовольствии от процесса и в целом наполнять свою жизнь занятиями, за которыми часы пролетают незаметно.

Мастерами в наслаждении жизнью обычно признают французов. Их философия гедонизма с национальным колоритом получила название art de vivre — искусство жить. Она включает три обязательных компонента:

 
  • joie de vivre, или радость жизни, подразумевает умение наслаждаться настоящим;
  • savoir vivre, или знание правил сосуществования в обществе, культивирует вежливость как знак хорошего тона;
  • savoir faire, или профессионализм и стремление быть лучшим в своем деле, превозносит эстетический гедонизм, при котором абсолютно любое действие становится актом своего рода искусства.

Не существует универсальных работающих рецептов, как сделать жизнь яркой и наполненной удовольствиями. Страдания и радость невозможны друг без друга, это взаимосвязанные вещи, с которыми можно только смириться: «Кто счастливейший, кроме несчастнейшего, и кто — несчастнейший, как не счастливейший? И что такое жизнь, как не безумье, и вера, как не сумасшествие, и надежда, как не отсрочка удара на плахе, и любовь, как не уксус для раны?» — замечал датский философ Серен Кьеркегор.

Примеры готовых формул, вроде формулы счастья нобелевского лауреата Льва Ландау, утопичны и неприменимы для большинства людей: редко кто сможет организовать свою жизнь так, чтобы в ней в равных пропорциях присутствовали любовь, работа и общение с людьми — то есть по 33%.

Иными словами, гедонизм в эпоху дедлайнов — это индивидуалистическая установка, построенная на волевом усилии радоваться жизни вопреки всем негативным обстоятельствам, находить время для удовольствий и твердо знать, какие именно действия, предметы или люди являются источниками счастья.

Побочные эффекты гедонизма, как их можно избежать

В поисках удовольствия человек склонен распыляться по мелочам: ему сложно не только долгое время посвящать увлечениям и даже отношениям, но и строить карьеру. Гедонист может быстро разочароваться в своих источниках удовольствия и прийти к выводу, что ничто не может приносить ему радость, — без контраста нельзя стать более счастливым, считает Пол Блум канадский профессор психологии и когнитивной науки Йельского университета.

 

«Гедонисты не станут отрицать, что жизнь полна добровольных страданий: мы просыпаемся среди ночи, чтобы покормить ребенка, в 8:15 едем в город, проходим болезненные медицинские процедуры. Эти неприятные действия — цена, которую нужно заплатить, чтобы получить больше удовольствия в будущем. Сложная и трудная работа — это билет к выживанию и статусу; скучные упражнения и неприятные диеты — через это нужно пройти ради стального пресса и бодрой старости», — пишет Блум в своей книге The Sweet Spot. Suffering, Pleasure and the Key to a Good Life. 

Более того, удовольствия вызывают не только привыкание, но и зависимость. Это связано с реакцией мозга на всплеск положительных эмоций: он отвечает выбросом нейрохимического вещества, отвечающего за удовлетворение и мотивацию, — дофамина.

Психиатр Стэнфордской медицинской школы Анна Лембке пишет, что всплеск дофамина всегда уравновешивается по принципу качелей. Именно поэтому яркие позитивные эмоции недолговечны и быстро идут на спад. Этот механизм, с одной стороны, позволяет поддерживать мотивацию и предвкушать удовольствия, а с другой — вызывает зависимость. 

Явление получило название дофаминовой петли: именно она заставляет нас постоянно и во все большем объеме скроллить социальные сети, проверять почту, подсаживаться на компьютерные игры и другие быстрые удовольствия, которые стимулируют выброс вещества. При его переизбытке срабатывает защитная реакция: снижается концентрация внимания и производительности ума, а затем, когда уровень дофамина падает, наступает состояние апатии и даже чувство физического истощения.

 

Зависимость может развиваться и к менее безобидным источникам дофаминовых всплесков — алкоголю, наркотическим веществам. Правило здесь такое: чем сложнее удовольствие, чем прочнее оно связано с когнитивно-познавательными способностями, развитием личности, тем меньше побочных эффектов оно вызывает.

Отдельно выделяют инфантильный гедонизм, когда взрослый человек потворствует прихотям своего внутреннего «я», как это бы делал родитель избалованного ребенка.

Сам по себе гедонизм ни плох и ни хорош — это лишь установка, инструмент для достижения кратковременного счастья. Если использовать его принципы осознанно и не во вред себе или окружающим, его имморальная сторона, на которой теоретики заостряют свое внимание, не так уж и важна.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+