Блаватник строит музей Дэвида Боуи, а у Кандинского новый рекорд: новости арт-рынка
Дмитрий Рыболовлев VS Ив Бувье: к делу привлекли Sotheby’s
Новое продолжение получило дело миллиардера Дмитрия Рыболовлева против его бывшего арт-дилера Ива Бувье. Первые обвинения коллекционер выдвинул еще в феврале 2015 года. Их суть сводится к тому, что Рыболовлеву пришлось переплатить за купленные у Бувье работы порядка €1,1 млрд (Бувье не только брал официальные комиссионные, но и завышал цену покупки работ). Кроме того, в 2019 году юристы миллиардера добились публикации переписки арт-дилера с Sotheby’s, подозревая их в сговоре. На днях американский суд принял решение о привлечении Sotheby’s к рассмотрению части иска. Однако 7 марта Reuters сообщил, что стороны готовы к посредничеству с мировым судьей и досудебному урегулированию. Речь идет о претензиях в отношении возможного мошенничества при продаже «Спасителя мира» Леонардо, картин Климта, Модильяни и Магритта. В общей сложности сомнению подвергаются сделки по 15 произведениям искусства, купленных Рыболовлевым при посредничестве Бувье в 2003 — 2014 годах.
Предстоящие торги: портрет сюрреалиста Бретона и «Маленький электрический стул» Уорхола
На 9 марта намечены торги Christie’s, посвященные коллекции галериста Адама Линдеманна. На продажу выставлены 37 лотов, включая произведения Джеффа Кунса и Дэмиена Херста, дизайнерские объекты и NFT-работы, суммарный эстимейт которых составляет $22 млн. Линдеманн — основатель инвестиционной компании Lindemann Capital Partners и галереи Venus Over Manhattan в Нью-Йорке. В 2016 году картину Жан-Мишеля Баския из его коллекции продали на Christie’s за рекордные по тем временам $57,3 млн. На этот раз топ-лотом станет шелкография Энди Уорхола «Маленький электрический стул» 1964 года, оцененная экспертами аукционного дома в $4-6 млн (Линдеманн купил ее в 2004 году за $4,5 млн). Основой для этой работы послужила фотография, на которой изображена пустая камера смерти в тюрьме Синг-Синг.
Топ-лотом посвященных сюрреализму торгов Bonhams, которые пройдут 29 марта, станет портрет Андре Бретона кисти Макса Эрнста. Это одна из всего двух картин, написанных художником совместно с его женой Мари-Берт Оренш. Вторая была продана на Christie’s в 1993 году за $165 000. Став женой Эрнста в 1927 году, Оранш получила признание в кругу сюрреалистов, несмотря на то, что ее недолюбливал сам Бретон. Супруги развелись в 1942 году, а к 1965 году портрет основателя сюрреализма упоминался в искусствоведческих работах исключительно как работа Эрнста (имя жены пропало из соавторов). Эстимейт полотна, датированного 1930 годом, составляет €400 000-600 000. Торги пройдут в Париже.
Аукционный дом «Литфонд» планирует провести аукцион шедевров изобразительного и декоративно-прикладного искусства 11 марта. Лидирующая ставка на выполненный в самом начале ХХ века пейзаж Бориса Кустодиева «В деревне» составляет 400 000 рублей. А за икону «Вход Господень в Иерусалим» (Верхнее Поволжье, вторая половина XVII века) коллекционеры уже готовы заплатить более 1 млн рублей.
Прошедшие торги: рекордный Кандинский и стихи Лимонова за 4,1 млн рублей
Лондонскую неделю модернизма и современного искусства 28 февраля открыл Christie’s, который провел два вечерних аукциона. Суммарная выручка торгов «Искусство XX—ХХI веков» составила £129 млн. Топ-лотом стала картина Пабло Пикассо «Женщина в кресле-качалке (Жаклин)», проданная за £16,8 млн. Цена оказалась чуть выше нижней планки эстимейта £15 млн. Зато редкая люстра работы Альберто Джакометти в очередной раз приятно удивила владельцев. По мнению экспертов Christie’s, она была создана в середине 1940-х годов по заказу Питера Уотсона, который был близким другом скульптора. Вплоть до 1950 года люстра висела в офисе английского журнала Horizon, а затем попала в лондонский антикварный магазин, где в начале 1960-х всего за £250 ее купил английский художник Джон Крэкстон. Авторство Джакометти был подтверждено Фондом Джакометти в 2021 году. С молотка лот ушел за £2,9 млн.
Посвященные искусству сюрреализма отдельные торги собрали £38,8 млн. Самой дорогой оказалась работа Рене Магритта под названием «Возвращение» (£6,1 млн). Всего за вечер Christie’s удалось наторговать на £167,8 млн. Это на 32% ниже, чем результаты аналогичных торгов прошлого года.
Днем позже прошли два аукциона Sotheby’s, которые в сумме собрали £174 млн. Годовой спад объемов продаж почти такой же, как у Christie’s: 28%. За рекордные £37 млн ($45 млн) с молотка ушла картина Василия Кандинского «Вид на Мурнау с церковью II». В прошлом году полотно вернули наследникам еврейской семьи, у которой оно было изъято во время Второй мировой войны.
Картина Люсьена Фрейда «Читающая Иб» (портрет дочери художника) была продана за £17 млн, а цена абстракции Герхарда Рихтера 1986 года составила £24,2 млн. Как отметили представители аукционного дома, более половины всех ставок, сделанных во время торгов, поступило от коллекционеров из стран Азии.
Выручка по итогам торгов Phillips составила £20 млн (в два раза меньше, чем аналогичный показатель прошлого года). На продажу было выставлено всего 23 лота — это самый тонкий каталог лондонских торгов Phillips в данной категории с 2019 года. Результат мог быть лучше, если бы перед началом аукциона с продажи без объяснения причин не сняли один из топ-лотов: картину Герхарда Рихтера с эстимейтом £10 млн. Лидировали, как это часто бывает на Phillips в последнее время, женщины. Цена на работу Кэролайн Уокер под названием «Барьер» в три раза превысила эстимейт, уйдя с молотка за £730 000. Полуфигуративная абстракция Сесили Браун «Череп-дайвер II» нашла своего нового владельца за внушительные £1,8 млн.
По итогам прошедших 4 марта торгов аукционного дома «Антиквариум» в 10 раз дороже оценочной стоимости был продан рукописный поэтический сборник Эдуарда Лимонова «К Фифи». При эстимейте 300 000-500 000 рублей он ушел с молотка за 4,1 млн.
Женская тема: искусство и мода
Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, чье имя в последние годы стало чуть ли не синонимом протофеминизма в мировом искусстве, объявлена музой осенней коллекции Chloé этого года. Свое решение креативный директор бренда Габриэла Херст объясняет «острой необходимостью позиционировать женщин как лидеров». Отсылки к творчеству художницы Херст делает крайне деликатно: в социальных сетях приводятся цитаты Джентилески, а в самих моделях вместо топорного использования репродукций в тканях скорее угадываются мотивы эпохи Возрождения в целом.
Португальская художница Джоана Васконселос оформила показ Dior в рамках парижской Недели моды. Ее иммерсивная инсталляция отсылает к сюрреализму, в то время как модели цитируют наряды 1950-х годов. Сама Васконселос описала свою работу так: «Это волшебный сад, похожий на другой мир, другое измерение».
Музейные новости: архив Боуи получит новый дом, Лувр и Орсе возвращают шедевры законным владельцам
Французский суд обязал Лувр и Орсе вернуть четыре работы Ренуара, Гогена и Сезанна наследникам законного владельца. Как стало известно в ходе расследования, их изъяли у знаменитого маршана Амбруаза Воллара во время Второй мировой войны. Речь идет о двух рисунках из Лувра («Подлесок» Поля Сезанна и «Суд Париса» Ренуара) и двух картинах из Орсе («Натюрморт с мандолиной» Гогена и «У берегов Гернси» Ренуара).
Музей Виктории и Альберта приобрел архив Дэвида Боуи, состоящий из порядка 80 000 единиц хранения, включая сценические костюмы, письма, музыкальные инструменты и многое другое. Специальный центр для их экспонирования будет построен на средства, полученные в качестве пожертвования в размере £10 млн от Фонда семьи Блаватник и Warner Music Group.