Частная коллекция: в Мраморном дворце идет выставка художников-нонконформистов
![Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» (Фото Василия Буланова)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2023/03/11Parallel-nye-vselennye-Fotograf-Vasilij-Bulanov-4-kopia-640244b811710.webp)
Год назад Музей AZ Наталии Опалевой показывал в Русском музее свою выставку «Лики/Лица/Морды». В этот раз Опалева представила свою личную коллекцию. Советский андеграунд второй половины ХХ века она определяет как «второй русский авангард», «советский ренессанс» и явление, которое еще не до конца изучено. Выставка в Русском музее — это и реконструкция целой вселенной, и повествование о художественной жизни эпохи, и высказывание о преемственности в советском-российском искусстве. И, конечно, «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — энциклопедия искусства художников-нонконформистов.
Коллекционер подчеркивает: 20 лет назад она начинала с чистого листа, с «любви с первого взгляда» и личных открытий: так перед зрителем в семи залах Мраморного дворца предстают два параллельных пути, художников и их собирателя, а отправной точкой считается абстракция.
На выставке представлены работы Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Оскара Рабина, Михаила Шварцмана, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова и других художников-нонконформистов. Пространство озвучено музыкой Николая Каретникова, композитора-авангардиста, чьи симфонические сочинения пришли к слушателю лишь недавно. В 1960-е Каретников в основном работал для кино и театра, в частности, с Юрием Любимовым над спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке.
Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация», 1962
Окружающую жизнь и человеческое бытие Владимир Янкилевский переводил на язык абстрактных знаков и символов. Знаменитой отзыв Никиты Хрущева «мазня» на скандально известной выставке «30 лет МОСХа» в Манеже в 1962 году относился как раз работе Янкилевского «Атомная станция».
Оскар Рабин. «Поезд», 1959 (до 1965)
Индустриальный пейзаж Рабина, который в отличие от большинства соратников по «Лианозовской группе» не увлекся абстракцией, а оставался в рамках фигуративизма, изображает изнанку жизни.
Дмитрий Краснопевцев. «Свиток и чернильница». 1985
Метафизические натюрморты Краснопевцева, совмещающие в себе приемы символизма и сюрреализма, фиксируют образ остановившегося времени.
Лидия Мастеркова. «Композиция №18», 1987
Коллекционер русского авангарда Георгий Костаки называл Лидию Мастеркову амазонкой второй волны русского авангарда. Участница «Бульдозерной выставки» и не менее знаменитой выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, Мастеркова всю жизнь хранила верность абстракции.
Эрик Булатов «Сосна», 1964
Работа раннего Булатова, когда художник еще не пришел к своему методу использования советской иконографии и текстовых вставок.
Анатолий Зверев. «Супрематические композиции», 1957-1959
Анатолий Зверев, художник, с которого началось собрание Наталии Опалевой, и именем которого назван ее частный музей. Именно работы Зверева дают старт путешествию по вселенной этой выставки.
Гриша Брускин. «Гермы. Космос», 2020
Две работы, а на самом деле даже три, так как видео-инсталляция Платона Инфанте сделана по серии «Реконструкция звездного неба» Франсиско Инфанте, представляют собой артефакт, который можно рассматривать как точку, где сходятся параллельные вселенные, и как точку входа в новую вселенную.