К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Частная коллекция: в Мраморном дворце идет выставка художников-нонконформистов

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» (Фото Василия Буланова)
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» (Фото Василия Буланова)
В залах Мраморного дворца Русского музея до 29 мая открыта выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», представляющая более 236 художников-нонконформистов (1960-1980 годы) из собрания предпринимательницы, коллекционера Наталии Опалевой

Год назад Музей AZ Наталии Опалевой показывал в Русском музее свою выставку «Лики/Лица/Морды». В этот раз Опалева представила свою личную коллекцию. Советский андеграунд второй половины ХХ века она определяет как «второй русский авангард», «советский ренессанс» и явление, которое еще не до конца изучено. Выставка в Русском музее — это и реконструкция целой вселенной, и повествование о художественной жизни эпохи, и высказывание о преемственности в советском-российском искусстве. И, конечно, «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — энциклопедия искусства художников-нонконформистов.

Коллекционер подчеркивает: 20 лет назад она начинала с чистого листа, с «любви с первого взгляда» и личных открытий: так перед зрителем в семи залах Мраморного дворца предстают два параллельных пути, художников и их собирателя, а отправной точкой считается абстракция.

На выставке представлены работы Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Оскара Рабина, Михаила Шварцмана, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова и других художников-нонконформистов. Пространство озвучено музыкой Николая Каретникова, композитора-авангардиста, чьи симфонические сочинения пришли к слушателю лишь недавно. В 1960-е Каретников в основном работал для кино и театра, в частности, с Юрием Любимовым над спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке.

 
Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация», 1962

Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация», 1962

Окружающую жизнь и человеческое бытие Владимир Янкилевский переводил на язык абстрактных знаков и символов. Знаменитой отзыв Никиты Хрущева «мазня» на скандально известной выставке «30 лет МОСХа» в Манеже в 1962 году относился как раз работе Янкилевского «Атомная станция».

Оскар Рабин. «Поезд», 1959 (до 1965)

Оскар Рабин. «Поезд», 1959 (до 1965)

Индустриальный пейзаж Рабина, который в отличие от большинства соратников по «Лианозовской группе» не увлекся абстракцией, а оставался в рамках фигуративизма, изображает изнанку жизни.

Дмитрий Краснопевцев. «Свиток и чернильница». 1985

Дмитрий Краснопевцев. «Свиток и чернильница». 1985

Метафизические натюрморты Краснопевцева, совмещающие в себе приемы символизма и сюрреализма, фиксируют образ остановившегося времени.

Лидия Мастеркова. «Композиция №18», 1987

Лидия Мастеркова. «Композиция №18», 1987

Коллекционер русского авангарда Георгий Костаки называл Лидию Мастеркову амазонкой второй волны русского авангарда. Участница «Бульдозерной выставки» и не менее знаменитой выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, Мастеркова всю жизнь хранила верность абстракции.

Эрик Булатов «Сосна», 1964

Эрик Булатов «Сосна», 1964

Работа раннего Булатова, когда художник еще не пришел к своему методу использования советской иконографии и текстовых вставок.

Анатолий Зверев. «Супрематические композиции», 1957-1959
Василий Буланов

Анатолий Зверев. «Супрематические композиции», 1957-1959

Анатолий Зверев, художник, с которого началось собрание Наталии Опалевой, и именем которого назван ее частный музей. Именно работы Зверева дают старт путешествию по вселенной этой выставки.

Гриша Брускин. «Гермы. Космос», 2020
Василий Буланов

Гриша Брускин. «Гермы. Космос», 2020

Две работы, а на самом деле даже три, так как видео-инсталляция Платона Инфанте сделана по серии «Реконструкция звездного неба» Франсиско Инфанте, представляют собой артефакт, который можно рассматривать как точку, где сходятся параллельные вселенные, и как точку входа в новую вселенную.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+