Частная коллекция: в Мраморном дворце идет выставка художников-нонконформистов
Год назад Музей AZ Наталии Опалевой показывал в Русском музее свою выставку «Лики/Лица/Морды». В этот раз Опалева представила свою личную коллекцию. Советский андеграунд второй половины ХХ века она определяет как «второй русский авангард», «советский ренессанс» и явление, которое еще не до конца изучено. Выставка в Русском музее — это и реконструкция целой вселенной, и повествование о художественной жизни эпохи, и высказывание о преемственности в советском-российском искусстве. И, конечно, «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — энциклопедия искусства художников-нонконформистов.
Коллекционер подчеркивает: 20 лет назад она начинала с чистого листа, с «любви с первого взгляда» и личных открытий: так перед зрителем в семи залах Мраморного дворца предстают два параллельных пути, художников и их собирателя, а отправной точкой считается абстракция.
На выставке представлены работы Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Оскара Рабина, Михаила Шварцмана, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова и других художников-нонконформистов. Пространство озвучено музыкой Николая Каретникова, композитора-авангардиста, чьи симфонические сочинения пришли к слушателю лишь недавно. В 1960-е Каретников в основном работал для кино и театра, в частности, с Юрием Любимовым над спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке.