К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мумии возвращаются: кто и как зарабатывает на сокровищах Древнего Египта

Гигантская статуя египетского фараона Рамзеса II в зале Большого египетского музея в Гизе (Фото Hassan Mohamed / DPA / TASS)
Гигантская статуя египетского фараона Рамзеса II в зале Большого египетского музея в Гизе (Фото Hassan Mohamed / DPA / TASS)
В преддверии открытия Большого Египетского музея в Каире, намеченного на 2023 год, сокровища из гробницы Тутанхамона совершают мировое турне, хотя в Россию их не привезут. Одновременно до 9 апреля в Эрмитаже открыта выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном». Forbes Life выясняет, почему мир без устали исследует тайны Египта, а он никак не перестает удивлять

Египет навсегда. Новый музей в Гизе 

26 января 2023 года египтолог Захи Хавасс сообщил, что египетские археологи обнаружили в Саккаре группу гробниц V (2504–2347 гг. до н. э.) и VI (2345–2181 гг. до н. э.) династий Древнего Царства. Комплекс памятников в Саккаре (название происходит от имени бога мертвых Сокара) находится на месте некрополя столицы Древнего Царства — города Мемфиса. Именно здесь, в 25 километрах от Каира, стоит знаменитая ступенчатая пирамида Джосера. По мнению ученых, новая группа гробниц указывает на то, что прежде в этом месте было расположено кладбище. Одно из захоронений принадлежало священнослужителю в пирамидальном комплексе Унаса, другие — чиновникам из царского дворца.

Объявлено, что в гробницах найдено девять статуй, каменные сосуды, амулеты, керамические изделия и, самое главное, мумии. Две мумии людей, которых звали Гекашепес и Фетек, обнаружены в каменных саркофагах на дне 15- и 10-метровой шахт. Судя по всему, Гекашепес был богатым влиятельным мужчиной в возрасте около 35 лет. Его мумия, обернутая в золотой лист, возможно, самая полноценно сохранившаяся и самая древняя египетская мумия из всех известных сегодня. Археологи предполагают, что ей 4300 лет.

Найденные мумии и предметы искусства можно будет увидеть в Гизе, где в 2023 году наконец-то должен открыться Большой Египетский музей. Он был задуман 20 лет назад неподалеку от комплекса пирамид в Гизе, после того как в 2002 году правительство Египта приняло решение обновить старый музей в Каире. В международном конкурсе на проект нового комплекса участвовали 1557 архитекторов. Победило ирландское архитектурное бюро The Heneghan Peng Architects, среди проектов которого — новые пешеходные мосты в Олимпийском парке в Лондоне, правительственное здание в Килдэре в Ирландии. Музей в Гизе напротив пирамиды Хеопса должен стать их важнейшим достижением.

 

К реализации приступили только 10 лет спустя. С тех пор дата открытия, изначально запланированного на 2015 год, неоднократно сдвигалась. На строительство музея площадью 81 000 кв. м уже потрачен $1 млрд. Музей задуман как площадка для демонстрации наиболее полной и масштабной коллекции древних артефактов, принадлежащих одной цивилизации, — 100 000 объектов, включая 5000 предметов из гробницы Тутанхамона. Вход в Большой Египетский музей будет охранять 11-метровая, 83-тонная гранитная статуя Рамзеса Великого. 

Археолог восстанавливает фигурку животного, принадлежавшую царю Тутанхамону (Фото Mohamed Abd El Ghany·Reuters)

«Арабская весна» и Ким Кардашьян

Одновременно с этим Лувр уже год разбирается с последствиями скандала, связанного с торговлей древностями. Следствие обвиняет бывшего директора Лувра Жан-Люка Мартинеса, бывшего научного руководителя агентства «Музеи Франции» Жан-Франсуа Шарнье и галериста из Гамбурга немецко-ливанского происхождения Робена Диба в отмывании денег и мошенничестве, связанном с торговлей древностями. Следствие выясняет, «закрыл ли Жан-Люк Мартинес глаза на поддельные сертификаты о происхождении пяти предметов древности из Египта, приобретенных за несколько десятков миллионов евро филиалом Лувра в Абу-Даби». 

 

При посредничестве Мартинеса в Лувре в Абу-Даби оказалось не менее семи предметов с сомнительным провенансом (то есть происхождением), среди них: египетская стела из розового гранита с именем Тутанхамона за €8,5 млн, бюст Клеопатры за €35 млн, золотой саркофаг дочери фараона Рамсеса II Хенуттауи за €3,5 млн.

В 2018 году Ким Кардашьян выложила в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) фото с торжественного вечера в Метрополитен-музее, где снялась на фоне древнеегипетского саркофага. Пост увидел один из участников мошеннической схемы — вор, которому не заплатили его подельники. Так в полиции оказалось заявление. По результатам проверки в Метрополитен-музее выяснилось, что саркофаг действительно попал в него нелегальным путем: он был незаконно вывезен из Египта во время «арабской весны» 2011 года. Метрополитен поспешил принести извинения Египту.

В результате расследования ФБР была раскрыта группа мошенников, которую возглавляла семья египетского арт-дилера армянского происхождения с немецким гражданством Серопа Симоняна. Его семья долгие годы поставляла на арт-рынок предметы, незаконно вывезенные из Египта. Сообщник Симонянов, галерист из Гамбурга Робен Диб, на пишущей машинке 1930-х печатал документы о происхождении и об экспорте памятников, а затем предлагал ведущим европейским музеям исследовать артефакты. Через эксперта аукционного дома Pierre Bergé & Associés Кристофа Куницки он выставлял их на продажу — таким образом артефакты попадали в частные коллекции.

 

Аппетиты росли. Наблюдая, как богатые арабские коллекционеры ставят очередные рекорды на мировом арт-рынке, пополняя собрание нового Лувра в Абу-Даби, Диб предложил и им тоже купить редкие египетские артефакты. Предметы лично осмотрел и одобрил директор парижского Лувра Жан-Люк Мартинес. Чтобы подтвердить собственную экспертную оценку, Мартинес обратился к другу в агентство «Музеи Франции». Агентство также вынесло положительный вердикт — схема сработала. Но теперь суду предстоит выяснить, кто из героев действовал предумышленно.

Ким Кардашьян на торжественном вечере в Метрополитен-музее. (Фото Landon Nordeman·Trunk Archive)

Почему Египет вызывает такой интерес

Волны египтомании накрывают Европу с античных времен и до нашего времени с завидной регулярностью. Первыми египтологами можно назвать древних римлян. Один из первых и популярных мифов о проникновении Египта в Европу — история победы императора Октавиана Августа над Марком Антонием и Клеопатрой VII в 30 году до н. э. Этот сюжет о любви последней царицы из династии Птолемеев и римского полководца и их трагической гибели художники разрабатывали, начиная еще с фресок в Помпеях. К нему обращались Якоб Йорданс, Гвидо Рени, Джованни Баттиста Тьеполо. Шекспир создал трагедию «Антоний и Клеопатра». 

Возникший 2000 лет назад в Древнем Риме культ египетских божеств охватил всю империю вплоть до самых отдаленных уголков, таких как Британия и Германия. Император Адриан (117–138 гг. н. э.) посетил землю фараонов. Во время путешествия его прекрасный возлюбленный и советник Антиной утонул в Ниле. Адриан создал культ Антиноя, в котором переплелись римские, греческие и египетские религиозные традиции, а в изображениях юноши соединились черты Диониса и Осириса. В Лувре, например, хранится бюст Антиноя в образе Осириса. Другая подобная статуя Антиноя, обнаруженная на вилле императора Адриана в Тиволи в середине XVIII века, — в коллекциях Ватикана. 

В Древнем Египте культ Осириса был напрямую связан с бальзамированием и мумифицированием. По легенде, бога коварно убили, а затем расчленили на множество частей. Его жена Исида и ее сестра Нефтида собрали и соединили эти части, а бог Анубис руководил пеленанием. Так тело Осириса стало бессмертным, но отныне обитать он мог только в загробном мире, владыкой которого стал. Бальзамирование — попытка египтян повторить судьбу бога, обрести новую жизнь в ином мире. 

Илья Репин. «Избиение первенцев египетских», Эскиз. 1869

Напрямую от Древнего Рима унаследовала египтоманию и христианская Европа. В библейских источниках Египет упоминается более 600 раз. Египетскими библейскими сюжетами полна мировая история искусства. Начиная с XI века и до Первой мировой войны русские паломники ходили в Синай через Каир. В их описаниях среди погоды, климата, природы встречаются и пирамиды, хотя древнеегипетские памятники их интересовали в меньшей степени, чем христианские святыни. В 1869 году Илья Репин за эскиз ветхозаветного сюжета «Избиение первенцев египетских» получил от Академии художеств Первую премию в 100 рублей. Василий Поленов для создания своего библейского цикла объехал Египет в 1881–1882 годах. 

 

Наполеон. Retour D’Egypte

Хотя египетская тема никогда не оставалась без внимания европейцев, принято считать, что новый импульс этому увлечению придали наполеоновские экспедиции 1798–1801 годов. Бонапарт приказал, чтобы во время военного похода армию сопровождали ученые. По результатам экспедиции они издали многотомный отчет «Описание Египта». 

Поход Наполеона заново открыл для Европы Древний Египет. Обнаружилось множество неизвестных прежде памятников. На волне триумфальных завоеваний и открытий даже возник новый стиль Retour D’Egypte (фран. «возвращение из Египта»), который предшествовал официальному стилю наполеоновской империи — ампиру, также наполненному египетскими деталями. 

Особенно популярными были предметы прикладного искусства: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый «Египетский сервиз», подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. 

Египтоманы не всегда понимали предназначение и символику тех или иных предметов Древнего Египта. Элементы архитектуры погребальных комплексов находили новую жизнь в быту европейцев и могли, например, стать частью ножек кресла или письменного стола. А статуэтки жрецов и фараонов — служить деталями подсвечника.

 

В 1798 году по приказу Наполеона в Каире был открыт Институт Египта. Среди экспонатов, собранных французами за три года похода, был Розеттский камень (назван в честь города Розетта неподалеку от Александрии) с повторяющимися текстами на египетском и греческом языках. В 1822 году историк Жан-Франсуа Шампольон смог расшифровать тексты на этом памятнике. 

«Египетский сервиз», подаренный Наполеоном Александру I (Фото Государственного Эрмитажа)

Египет — драйвер арт-рынка XIX века

Наполеон также ввел моду на коллекционирование. По всей Европе создавались музеи, частные коллекционеры стали одержимы египетскими артефактами — так началась новая египтомания. Европейцы плохо разбирались в подлинности приобретенных памятников, тем более, что предметы из Египта вывозились тысячами. Весь XIX век вплоть до 1920-х годов египтологи называют «великой эпохой подделок». Например, Британский музей в 1890 году приобрел у луксорского торговца Мохаммеда Мохасиба египетскую статуэтку из известняка с надписью «Королева Тетишери». Экспонат считался важным памятником конца XVII (1580–1550 гг. до н. э.) — начала XVIII (1549/1550— 1292 до н. э.) династий. Позже языковые несоответствия надписей показали, что это подделка. 

Усиление интереса к Египту, рост числа журналов по искусству, развитие публичных коллекций играли на руку фальсификаторам. Производство и продажа египетских подделок составляла значительную часть экономики арт-рынка XIX века. В коллекция почти любого европейского музея до сих пор можно обнаружить фальшивые мумии и артефакты. Например, в Манчестерском музее из 800 мумий животных только треть содержала полные нетронутые останки, треть — части тел, а треть вообще была пустой. В 2003 году Болтонский музей приобрел за £500 000 52-сантиметровую статую принцессы Амарна, которая, как показала экспертиза, была изготовлена в XXI веке. 

Египтомания в Российской империи и СССР

В Российской империи Египтом увлекались и до Наполеона. В парке Царского села по приказу Екатерины II архитектор Василий Неелов возвел пирамидальную беседку на месте захоронения любимых собак императрицы. В имении под Торжком архитектор-масон Николай Львов построил погреб в форме пирамиды. Но апофеозом русской египтомании стала установка в Санкт-Петербурге на Университетской набережной у Академии художеств пары 3000-летних сфинксов из розового гранита. Египетские сфинксы были куплены императором Николаем I за 40 000 рублей. Каждый из них весит 23 т. 

 

Этих сфинксов, обнаруженных в Луксоре на месте древних Фив неподалеку от Колоссов Мемнона, описывал в письмах Шампольон. По его предположению, сфинксы имеют портретные черты Аменхотепа III. Шампольон хотел приобрести скульптуры, но не нашел денег. В 1830 году одного из сфинксов увидел в Александрии русский путешественник Андрей Муравьев. Он тотчас же написал в Санкт-Петербург. Академия художеств дала согласие на покупку, но процесс затянулся. Тут сфинксов перехватила Франция. Но «три славных дня» Второй французской революции (восстания 1830 года, приведшего к свержению Карла Х и возведению на престол Луи-Филиппа, герцога Орлеанского) сыграли на руку российскому императору, и в 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.

Величественность, монументальность, лаконичность египетской архитектуры пришлись по душе не только российским императорам, но и советским руководителям. Начиная с Ленина, в советской России появились египетские обелиски в скульптурах, а в сталинском ампире они присутствуют в архитектурном облике московских высоток. Архитектор Алексей Щусев, проектируя мавзолей Ленина, обратился к образу пирамиды как воплощению идеи вечности, торжественности и покоя. 

Египетский сфинкс на Университетской набережной (Фото Роман Пименов·ТАСС)

Мировые гастроли Тутанхамона, расисты и активисты

Главное событие египтологии XX века — открытие погребального комплекса Тутанхамона. Нетронутая грабителями гробница Тутанхамона (1332–1323 гг. до н. э.) была обнаружена в 1922 году английским археологом Говардом Картером в Долине Царей — с тех пор предметы из этой гробницы гарантированно вызывают ажиотаж у публики по всему миру. Первая выставка сокровищ Тутанхамона прошла в 1961 году в США. Затем они побывали в 24 городах США, Японии, Канады и Франции — турне продолжалось до 1966 года.

К 50-летию находки Картера в 1972 году в Британском музее в Лондоне открылась уже гораздо более масштабная выставка, которую посетили 1,6 млн человек. В парижском Малом дворце на выставку пришли 1,24 млн посетителей — рекорд, который не удалось побить музеям Франции в течение следующих 50 лет. В 1973–1975 годах сокровища Тутанхамона показывали в Пушкинском музее в Москве и в ленинградском Эрмитаже. Все расходы оплатил СССР. Выставку посетили около 2 млн человек.

 

В свое третье турне «Тутанхамон. Сокровища фараона» отправились в 2018 году. В Лос-Анджелесе выставку увидели 700 000 человек, в парижском парке Ла-Вилетт в 2019 году она собрала 1,42 млн зрителей. Затем выставка открылась в Лондоне. По плану, в 2023 году она должна вернуться в Каир и стать частью нового Большого Египетского музея. 

Пока музей строится, а выставка с триумфом гастролирует, организаторов начали обвинять в неоколониализме и расизме. Среди претензий — утверждение, что сознательно скрывается африканское происхождение Тутанхамона и цвет его кожи. Обвинения в расизме стали поводом для митинга, устроенного «Лигой защиты черных африканцев» в Ла-Вилетт. Видео в соцсетях набрало около 100 000 просмотров. В дискуссию включилось научное сообщество. 

Французский политолог Лоран Буве утверждает, что в Древнем Египте не существовало разделения по расовому признаку: «Научная египтология показала, что у древних египтян не только существовало разнообразие оттенков кожи, но и представления, которые они оставили нам через свои памятники, свое искусство и письменность, никоим образом не были связаны с этими различиями в пигментации. Само понятие «раса» в то время не имело никакого смысла».

Буве поддерживает доктор египтологии Бенедикт Лойер. Она говорит, что дискуссия скатилась на уровень запугивания: «Некоторые студенты обвиняют нас в пропаганде белого видения истории, нам говорят, что у нас нет законных оснований говорить об африканской цивилизации, что наша работа и наша мысль уподобляются расизму. Диалог больше невозможен, что одновременно и ужасно, и опасно для всех».

 

Вполне вероятно, что подобное «Сокровищам фараона» мировое турне больше не повторится. Тенденции к деколонизации музеев, реституция предметов искусства, экспонирование с учетом этических вопросов — все эти новые нормы ведут к тому, что мировые гастроли артефактов становятся невозможными.

Кампанию по реституции древнеегипетских ценностей из ведущих европейских музеев вот уже более 10 лет возглавляет Захи Хавасс, египтолог и бывший министр древностей Египта. В ежедневном режиме Хавасс публикует посты в Instagram, сообщая о новых находках, и постоянно призывает подписать петицию с требованием вернуть Розеттский камень из Британского музея, Дендерский зодиак из Лувра, бюст Нефертити из Нового музея в Берлине. На данный момент петицию с требованием реституции экспонатов из Британского и французского музеев подписали 154 000 человек.

Кампания Хавасса началась, когда он, занимаясь подготовкой экспозиции будущего Большого Египетского музея, написал в пять мировых музеев с просьбой предоставить экспонаты на выставку открытия. Все пятеро отказали. Директор берлинского музея, например, испугался, что бюст Нефертити власти Египта просто не захотят возвращать обратно. У Хавасса встречные аргументы: в XIX и начале XX века артефакты вывозились из Египта нелегально с помощью обмана и махинаций, а значит, подлежат реституции.

В 2018 году французский президент Эммануэль Макрон обещал содействовать возвращению африканских экспонатов из французских музеев. Кроме того, он обещал, что часть предметов искусства вернется в течение пяти лет, и даже назначил двух экспертов, которые должны были заняться вопросом реституции и ускорить процесс. Время, отведенное Макроном, на исходе, но массовой выдачи экспонатов не произошло. Впрочем, в 2023 году во Франции могут принять новый закон о реституции объектов времен Второй мировой войны и части предметов из коллекции в 90 000 экспонатов из африканских стран. 

 

При этом предметы Древнего Египта входят в национальную коллекцию Франции, а потому неотчуждаемы. Зато возможно возвращение отдельных работ. Министр культуры Франции Рима Абдул-Малак обещает представить на голосование в парламент три закона о реституции. Например, Австрия за последние 20 лет вернула более 62 000 еврейских предметов, незаконно перемещенных во время Второй мировой войны, а Франция за 70 лет — менее двухсот, замечает Le Monde. 

Селуа Люсте Бульбина, французский философ и политолог, теоретик деколонизации, считает, что Франция не желает возвращать мумии в Египет потому, что французские законы в области объектов культурного наследия сформированы во времена колониализма. Неслучайно французское общество и законодательство воспринимают мумии как неживые объекты, а не как останки реальных людей. Бульбина напоминает, что уровень цивилизации измеряется тем, как она обращается с мертвыми. Французское законодательство предусматривает, что к останкам умерших людей следует относиться с уважением, достоинством и порядочностью.

«Как и во многих музеях, важные аспекты наших коллекций и то, как мы их демонстрируем, были сформированы имперским и колониальным мышлением и действиями, основанными на расовом и расистском понимании мира», — приводит CNN слова представителя Национального музея Шотландии. Так, британские музеи будут использовать термин «мумифицированные останки» вместо понятия «мумия», чтобы избавиться от колониального экспонирования и напомнить посетителям, что перед ними не монстры из фильмов ужасов, а давно умершие люди, о которых стоит задуматься.

Улыбка длиной в 3000 лет

В 2022 году музеи Москвы и Санкт-Петербурга показывали египетские выставки, созданные на основе собственных экспонатов. Основу египетской коллекции Пушкинского музея в Москве составляет дореволюционное собрание Голенищева. С 1879 по 1909 год статский советник Владимир Голенищев на личные средства проводил исследования в Египте. Он знал 13 языков, свободно владел арабским и приобретал ценнейшие древнеегипетские экспонаты и в Египте, и на аукционах, и в антикварных салонах Санкт-Петербурга, Парижа и Берлина. Так была собрана коллекция из 800 предметов. 

 

Первый египетский памятник Голенищев купил в 14 лет. Среди его экспонатов — десять фаюмских портретов, которые Голенищев смог оценить одним из первых европейских исследователей, древние саркофаги, папирусы, «Папирус с рассказом Уну-Амона», «Иератический папирус с письмом жреца», «Словарик «Ономастикон», косметические предметы, уникальная косметическая ложечка в форме плывущей девушки из слоновой кости и эбенового дерева, статуи, сосуды.

Как специалист в области египтологии и ассириологии Голенищев работал в Эрмитаже. Знания позволяли ему напрямую общаться с торговцами, потому в коллекции Голенищева ничтожно мало подделок, хотя некоторые экспонаты с годами все-таки пришлось переатрибутировать. Так, во время исследований, проведенных к выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» 2022 года реставраторами Пушкинского музея совместно с Курчатовским институтом, выяснилось, что известная мумия жреца — это мумия женщины. 

В 1908 году Голенищев разорился из-за краха Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого он был. Ученый был вынужден продать свою коллекцию. Несмотря на множественные предложения из-за границы, Голенищев продал собрание в рассрочку российскому государству. Коллекцию передали в планировавшийся к открытию музей Ивана Цветаева. Архитектор музея Роман Клейн специально спроектировал под коллекцию египетский зал. На открытие музея Голенищев в Москву не приехал, предпочел провести весну в Ницце. 

После революции выплаты за коллекцию прекратились, и Голенищев остался в Европе без средств. Он устроился на работу в Каирский университет, где стал одним из основоположников Каирской школы египтологии. В 1920-е годы в СССР из его бывшей коллекции бесследно пропала часть золотых артефактов. Но в XXI веке Пушкинский музей продолжает пополнять собрание экспонатов Древнего Египта. Например, в 2022 году с помощью пожертвований собрал 6 млн рублей на приобретение ритуального жезла эпохи Среднего Царства (XIX–XVIII век до н. э.). 

 

Эрмитажная коллекция связана с другими коллекционерами, одержимыми Египтом. С 1889 по 1898 год хранитель Эрмитажа Владимир Бок посещал Египет, где приобрел множество предметов коптского искусства. Египетское правительство выдало ему специальный сертификат, позволяющий вывозить древности в Российскую империю. Коллекция Бока легла в основу древнеегипетского собрания Эрмитажа. После революции к ней присоединились другие экспонаты, переданные в разные годы путешественниками и коллекционерами, например коллекция Бориса Тураева, основателя русской школы египтологии, а из Института истории в Эрмитаж передали коллекцию Николая  Лихачева. Формирование египетской коллекции в основном завершилось в конце 1930-х годов. Так в 1940 году в Эрмитаже появился Древнеегипетский зал. Происходящие из частных коллекций, практически все памятники не документированы, почти никогда не известны время и место их покупки, в этом главная слабость коллекции. Единственное исключение составляют материалы из раскопок Нубийской археологической экспедиции, работавшей в 1961–1963 годах в зоне затопления Асуанской ГЭС. Отдельное место в коллекции занимают папирусы с литературными текстами Среднего царства — «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением для Мерикара» и «Пророчеством Неферти». Особый восторг и трепет у эрмитажной публики вызывает мумия жреца Па-ди-иста — 3000-летний египтянин улыбается. 

С октября 2022 по апрель 2023 года Эрмитаж показывает выставку «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном», где исследует страсть к Египту, соединяет предметы искусства разных эпох, опирающихся на Египет. Искусство Древнего Египта объединяет архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта. 

С тех пор как Элизабет Тейлор в 1963 году сыграла роль Клеопатры, египтомания охватывает все новые и новые сферы массовой культуры. Рэпер Глеб Голубин выступает под именем Фараон. Действие компьютерной игры Assassin’s Creed Origins (продано более 10 млн копий) разворачивается в Египте периода Птолемеев, и авторы очень подробно воссоздали египетскую культуру и историю. В играх франшизы Lara Croft: Tomb Raider (продано около 100 млн копий с 1996 года) пользователям нужно искать гробницы, артефакты и изучать мир фараонов. По игре сняли серию фильмов с Анджелиной Джоли в роли расхитительницы египетских гробниц. 

В 1989 году напротив Лувра появилась пирамида архитектора Бэй Юймина. Задачей архитектора было спроектировать новый вход для миллионов посетителей французского музея. Заметная и масштабная пирамида из стекла поначалу вызывала шок. Но со временем она стала восприниматься в массовом сознании как символ Лувра. Теперь каждый входящий в музей проходит через пирамиду, а значит, для всех посетителей Лувр, а вместе с ним и искусство, начинается с Египта.

 

В 1995 году в Санкт-Петербурге на Воскресенской набережной были установлены сфинксы Михаила Шемякина — памятник жертвам репрессий. Они перекликаются со сфинксами на Университетской набережной. 

На выставки, посвященные Египту, приходят всей семьей, и они неизменно вызывают интерес как у профессиональных египтологов, историков, искусствоведов, так и у простых зрителей. Неслучайно один из самых часто задаваемых вопросов в любом художественном музее мира: «Где у вас тут мумии?» 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+