Сериал «Одни из нас»: зомби-апокалипсис, который понравится не только фанатам игры
Действие сериала «Одни из нас» начинается в 1960-е годы. В телевизионном шоу ученый обсуждает вероятность гибели человечества от пандемии и предупреждает, что вирусы — это ерунда, опасаться надо не их, а грибок-кордицепс, который превращает муравьев в зомби. Ведущий шоу в недоумении, что кто-то действительно может становиться зомби, но оказывается, что это подтвержденный наукой факт. Человека грибок в зомби пока превратить не может, но если вдруг климат на планете изменится и потеплеет хотя бы на пару градусов — тут и нужно начинать бояться.
В 2003 году мрачный прогноз из пролога сбывается, хотя главный герой сериала Джоэл (Педро Паскаль), которого мы впервые встречаем в его день рождения, еще не знает об этом. Джоэл — простой техасский строитель, в одиночку воспитывающий дочь-подростка. Ни он, ни его брат Томи (Гэбриел Луна) не предполагают, что это последний день существования человеческой цивилизации в привычном нам виде. Отныне кордицепс будет массово превращать людей в безумных зомби, движимых исключительно голодом. Один укус зомби — гарантия заражения и, по сути, смертный приговор.
В попытке выбраться из города погибнет дочь Джоэла, и в следующий раз мы встретимся с ним уже 20 лет спустя. Джоэл живет в разрушенном Бостоне. Помимо официальной работы, он и его партнерша и подруга Тесс (Анна Торв) подрабатывают контрабандой. Привычная нам человеческая цивилизация прекратила существовать: на руинах группы выживших пытаются выстроить жизнь кто как может. Кто-то в больших городах, находящихся под контролем армии и жестокой организации FEDRA (Федеральное агентство по урегулированию стихийных бедствий), кто-то — самостоятельно в отдаленных лесах или маленьких городках. Не все согласны с драконовскими порядками FEDRA, поэтому параллельно существует партизанская организация «Светлячки», борющаяся за базовые права человека. Именно предводительница «Светлячков» в Бостоне обращается к Джоэлу с просьбой: доставить в безопасное место, к другим «Светлячкам», девочку Элли (Белла Рэмзи). Но довольно скоро Джоэл узнает, почему она так важна — ее укусил зараженный, но она не заболела. У Элли иммунитет, и, может быть, ее организм — ключ к созданию вакцины и путь к спасению человечества.
Так начинается путешествие Элли и Джоэла через всю Америку, которое впервые было описано в великой игре «Одни из нас», переложением которой на экран и стал сериал. В целом у экранизаций игр есть общая фундаментальная проблема — субъектность игрока. Да, у игры есть сценарий, но выбор и действие в конкретный момент остается непосредственно за человеком. Даже в такой довольно линейной игре, как The Last of Us — а именно линейность повествования критики всегда называли главным ее недостатком, — у игрока всегда был выбор. Как минимум — манеры игры: притаиться в высокой траве и убивать противников бесшумно или эффектно бросить «коктейль Молотова» и разом потратить все патроны.
Сериалы, как книги и кино, устроены иначе: они приглашают зрителя эмоционально подключиться к героям и вместе с ними прожить экранную жизнь. И единственный доступный зрителю выбор — смотреть это или нет. Во многом этим обусловлено тем, что по-настоящему хороших экранизаций игр отчаянно мало и большинство из величайших франшиз игрового мира на большом или маленьком экране превращаются в довольно посредственные произведения, у которых практически нет самостоятельных художественных достоинств.
С сериалом «Одни из нас» такого не произошло — и это, вне всяких сомнений, заслуга его автора и шоураннера Крэйга Мэйзина, известного широкой аудитории по мини-сериалу «Чернобыль». Мэйзин не стал брать в расчет только фанатов игры и, несмотря на активное участие в экранизации автора The Last of Us Нила Дракмана, не пытался воспроизвести на экране игровую магию. Он полностью сконцентрировался на том, чтобы «Одни из нас» стали полноценным самостоятельным произведением, то есть сделал упор на человеческих характерах и отношениях, а не на эффектном экшене.
Пространство сериала — это мир сложноустроенных людей, оказавшихся в худших из возможных обстоятельств. В центре его, безусловно, взаимоотношения Элли и Джоэла. Сначала для неразговорчивого брутального мужчины Элли — просто «посылка», которую он должен доставить, но чем дальше уводят их приключения и чем больше они переживают вместе, тем яснее Джоэл видит в Элли и собственную погибшую дочь, и самостоятельную сильную девушку.
Но их история много сложнее и интереснее, чем история о неродных отце и дочери, которые в силу обстоятельств становятся самыми близкими друг другу людьми. Через героев Элли и Джоэла авторы «Одних из нас» показывают нам новый мир. Джоэл не столько циник, сколько смертельно уставший от жизни человек со сложным прошлым. Он потерял дочь, он выживал в страшнейших обстоятельствах, порой совершая не просто неблаговидные поступки, а жестокие преступления. Он знает этот мир и ненавидит его, для него сама идея «спасения» человечества в первых эпизодах сериала звучит малопривлекательно: зачем его спасать? Чтобы множить жестокость? Изначальная мотивация Джоэла помочь Элли — только данное подруге Тесс обещание, а никак не вера в то, что мир вокруг можно и нужно менять.
Для Элли же мир вокруг — это чудо. Чудо — развалины отеля, ведь об отелях она только читала в книгах. Чудо — игровой автомат с Mortal Kombat. Он не работает, но это не мешает Элли восхищаться им, ведь этот автомат — свидетельство возможности другого мира, в котором людей не разрывали на части зараженные, в котором не было карантинных зон и в котором можно было жить, а не выживать. Нагляднее всего разница в оптике видна, когда герои встречают обломки самолета. Для Джоэла самолет — это просто самолет, он вспоминает, как порой некомфортны и дороги были авиаперелеты, для Элли же это еще одно свидетельство невероятных возможностей прошлого: «Чувак, ты о чем, ты по воздуху мог летать!»
Именно из таких разговоров и разности главных героев и вырастает убедительный мир, за которым невероятно интересно следить. В третьей серии Крэйг Мэйзин неожиданно уводит Элли и Джоэла на второй план, полностью отдавая эпизод истории двух других героев — Билла (Ник Офферман) и Фрэнка (Мюррей Бартлетт). Билл — американский правый (то есть республиканец), сам себе на уме мужик, который прекрасно умеет работать руками, но верит в теории заговора и не доверяет правительству. Когда всех жителей его городка срочно эвакуируют, Билл прячется, а потом начинает жить свою лучшую жизнь. Получив возможность взять что угодно и где угодно, он своими руками превращает город в неприступную крепость, где есть только он один с ключом от винного магазина и книгой рецептов. Он разводит кур, охотится, выращивает овощи — ему кажется, что жизнь прекрасна. Но однажды в вырытую Биллом яму попадает художник Фрэнк, и мир Билла меняется.
На первый взгляд, чудесная история любви, рассказанная в третьей серии от начала до конца, никак не связана с историей Элли и Джоэла и, говоря профессиональным языком, «не двигает историю вперед». Но это не так. В третьей серии таится ключ к пониманию всего сериала. В ней Мэйзин дает ответ на вопрос, который так занимает Джоэла: зачем спасать этот мир? Затем, что в нем все еще возможна любовь, счастье, уютный дом с милыми занавесками и даже клубника. И благодаря этой третьей серии, благодаря множеству прекрасно придуманных деталей и сложных характеров из просто качественной экранизации «Одни из нас» превращаются в первоклассную самостоятельную драму, которую могут смотреть и поклонники игры, и люди, которые про The Last of Us даже не слышали.
Но, справедливости ради, нужно отметить, что игра в сериале органично присутствует во множестве проявлений: в сценах, сюжетных поворотах, репликах, деталях, а некоторые планы из игры сериал воспроизводит до деталей. И, конечно, несмотря на глубину характеров и драматичность обстоятельств, «Одни из нас» — это еще и первоклассное развлечение с крутым экшеном, масштабными батальными сценами и, разумеется, зомби (включая особо опасных кликеров и топляков), что в сумме дает идеально сбалансированный качественный сериал.