К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как в кино: почему рынок современного искусства в Южной Корее вырос на 334% за год

Посетители на арт-ярмарке Frieze в Сеуле (Фото Lets Studio and Frieze)
Посетители на арт-ярмарке Frieze в Сеуле (Фото Lets Studio and Frieze)
Сначала мир захватил К-POP, затем дорамы и полнометражное кино Южной Кореи. Драмеди «Паразиты» собрали кинопремии от «Золотой пальмовой ветви» до «Оскара», а сериал «Игра в кальмара» получил три «Золотых глобуса» и стал победителем американской независимой премии Gotham Awards 2021 в номинации «Лучший полнометражный сериал». Следующим направлением экспансии Южной Кореи станет современное искусство, а Сеул — азиатским центром арт-рынка. Forbes Life разбирает корейский механизм успеха

Еще в начале 2022 года эксперты предрекали, что оценка корейского арт-рынка превысит 1 трлн корейских вон (больше $812 млн). Так и произошло: 4 января 2023 года Министерство культуры, спорта и туризма (MCST) и Центр поддержки управления искусством (KAMS) опубликовали отчет об итогах арт-рынка Южной Кореи за 2022 год, который оценивается в 1,0377 триллиона корейских вон.

С момента начала пандемии в 2020 году он вырос почти в три раза, а в начале 2023 года был зафиксирован новый рекорд продаж. Например, продажи искусства на ярмарках за прошедший год выросли почти на 60%. Для сравнения: в 2021 году объем продаж составлял 189 млрд корейских вон, а в 2022 году достиг 303 млрд корейских вон. В годовом отчете также не были учтены итоги продаж ярмарки Frieze, которая дебютировала в сентябре 2022 года.

В галереях Сеула продажи увеличились также на 60%: с 314 млрд вон в 2021 году до 502 млрд вон в 2022 году. Портал Artprice в годовом отчете опубликовал данные о скачке продаж искусства на аукционах Южной Кореи, которые зафиксировали рост на 344% в период с июля 2021 по июнь 2022 года. Однако во второй половине 2022-го, как сообщил KAMS, темп роста на местном аукционном рынке начал снижаться, что связывают с дестабилизацией мировой экономической обстановки и глобальной рецессией. 

 
Инсталляция художника До Хо Су (Фото DR)

Поддержка государства

Правительство Южной Кореи взяло курс на поддержку и развитие арт-рынка. Новый президент Южной Кореи Юн Сук Ель сразу после избрания объявил о выделении средств в размере $3,7 млрд на развитие культуры и искусства.

«Когда министр и его партнеры будут покупать произведения искусства, важно обратить внимание на начинающих художников, и особенно на авторов с ограниченными возможностями», — сказал президент на первой встрече с министром культуры Пак Бо Гюном.

 

Для развития арт-рынка правительство разрабатывает новые стратегии поддержки местных ярмарок, чтобы стимулировать дальнейший рост продаж. Корейские художники и местные галереи получат субсидии для участия в ведущих мировых ярмарках и выставках.

Местные художники

На арт-рынке Южной Кореи уже есть собственные звезды, как, например, современные художники До Хо Су (аукционный рекорд цены, по данным Artsy, $112 000)  и Ли Уфан ($377 000, по данным Artsy). В прошлом году гран-при пятой ежегодной премии Loewe Foundation Craft Prize, €50 000 евро, получила кореянка, Дахье Чжон, за произведение «Время искренности» (2021) — корзину высотой 30 см, полностью сотканную из конского волоса. «За последнее время все больше зарубежных коллекционеров делают запрос и покупают корейское современное искусство», — заявил руководитель отдела продаж Seoul Auction Юн Хен Сик. 

Дахье Чжон. «Время искренности», 2021 (Фото DR)

В Сеуле много музеев и культурных площадок, ярмарок, галерей и аукционных домов. Местные галереи, открытые с 1970-х,  например Hyundai, Кукье и Арарио, заложили тренд на корейское искусство и культуру. И теперь, когда южнокорейские коллекционеры помолодели, они активно используют все возможные арт-площадки, включая криптотехнологии, цифровое искусство и NFT.

 

«Это часть более широкого тренда элитного коллекционирования и инвестиций, характерного для поколения Z», — говорит Дэниел Лангер, преподаватель стратегий в секторе роскоши в Los-Angeles Pepperdine Graziadio Business School. Так, со временем сформировалось и продолжает расти число коллекционеров из Южной Кореи.

Молодой рынок

Объeм южнокорейского арт-рынка составляет 2% от мирового. По данным Statista, несмотря на COVID-19 и мировые экономические проблемы, численность состоятельных людей в Южной Корее продолжает увеличиваться. Все больше  южнокорейцев из молодого поколения, в возрасте 20-40 лет, инвестируют в искусство и становятся коллекционерами. Само число миллиардеров также увеличилось на 46%.

В итоге самые активные инвесторы в современное искусство сегодня — молодые азиаты. Особым спросом у них пользуется зарубежное современное искусство, а именно восходящие звезды, поэтому галереи с мировым именем открывают свои филиалы в столице Южной Кореи. В частности, за последний год в Сеуле открылись филиалы таких галерей, как Perrotin, Konig, Lehmann Maupin, Thaddaeus Ropac, Pace, Different Small Fires.

Посетители на арт-ярмарке Frieze в Сеуле (Фото Lets Studio and Frieze)

Низкие налоги

В последние годы, чтобы охладить перегретый рынок жилья, южнокорейское правительство ввело новые налоговые правила для инвестиций в недвижимость и акции. Повысило налог на покупку и продажу жилой недвижимости в многоквартирных домах, ужесточило правила выдачи кредитов на недвижимость и обязало выплачивать прирост капитала при продаже. 

Однако при этом налог на покупку произведений искусства, наследование или дарение не введен, а НДС при покупке произведений искусства либо нулевой, либо несущественный. Работы современных художников стоимостью менее 60 млн корейских вон, или $49 000, полностью освобождены от НДС или выплат на прирост капитала. Фотографии и любые другие произведения, где возможен тираж, облагаются НДС в размере 10%. За все, что выше 60 млн корейских вон, налог взимается в размере 22%.

 

Эти новые правила сделали инвестиции в искусство очень привлекательными для богатых корейцев, стремящихся увеличить свое состояние. В целом в Азии, и в частности в Южной Корее, коллекционирование искусства было всегда способом демонстрировать богатство, а теперь это еще и отличная возможность преумножать капитал.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+