К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секрет «Чебурашки»: почему фильм с Гармашем бьет рекорды проката в России

Кадр из фильма «Чебурашка»
Кадр из фильма «Чебурашка»
Главный ньюсмейкер января 2023 года может похвастаться большими ушами. Фильм «Чебурашка» собрал рекордные 5 млрд рублей в прокате, и теперь его показывают в Госдуме, на маркетплейсах спрос на игрушки вырос в три раза, а Роскачество отправляется проверять их, потому что «рынок наводнили Чебурашки самого разного качества». Историк культуры и кинокритик Святослав Иванов рассказывает, почему фильм про неизвестного науке зверя стал феноменом и продолжает бить рекорды просмотров

Фильм-рекордсмен

Весь январь одна за другой сыпятся новости о подвигах нового супергероя — «Чебурашки»: семейный фильм побил рекорд по сборам среди премьер 1 января, обогнал «Холопа» по сборам среди всех отечественных фильмов, стал главным хитом в истории российского проката, а заодно достиг недосягаемой планки в 5 млрд рублей

Последним соперником, которого превзошла вольная адаптация Эдуарда Успенского, стал «Аватар» — самый кассовый фильм в истории (на некоторое время уступавший этот титул последним  «Мстителям»). Теперь в России он второй — но это если считать в рублях. За последнее десятилетие рубль подешевел, а билеты в кино подорожали. Так что «Чебурашка» все еще отстает от «Аватара» по сборам в долларах (около $72 млн по нынешнему курсу против $120 млн). 

Тем не менее это исключительный для российского кино коммерческий успех. Даже создатели, кажется, не ожидали такого масштаба. Генеральный продюсер студии Yellow, Black and White, соавтор сценария фильма «Чебурашка» Виталий Шляппо признался, что никто не думал, что «это будет так рекордно быстро и громко».

 

Хотя рекордные сборы эксперты не предсказывали, сегодня, задним числом, они кажутся логичными. Из-за ухода голливудских студий в России легально не вышло продолжение того же «Аватара», новые «Кот в сапогах» и «Черная пантера». Российские зрители традиционно повалили в кино на новогодних праздниках — и обнаружили в репертуаре исключительно отечественные фильмы. На фоне которых уже по счету «Елок» и «Ивана Царевича» фильм про Чебурашку с Сергеем Гармашем смотрелся свежо. 

Судя по высоким рейтингам, фильм пришелся по душе большинству зрителей, а сборы дополнительно подогрело сарафанное радио. Скудный ассортимент кинотеатров также помог «Чебурашке». По мнению президента сети кинотеатров «КАРО» Ольги Зиняковой, «Чебурашка» — универсальный фильм для зрителей всех возрастов, который вышел за пределы своей целевой аудитории. Ее мнение поддерживают и другие кинотеатры.

 

«Репертуар «Художественного» с его кураторским подходом к программе сосредоточен в первую очередь на авторском кино и фестивальных новинках. В 2022 году полные залы собирали ретроспективы Бергмана, Тарковского, Годара, показы итальянской классики. Однако сейчас и у нас «Чебурашка» пользуется популярностью: с одной стороны, то, что он вышел в новогодние каникулы, — это важный фактор, а с другой — он действительно нравится разным категориям зрителей», — рассказали Forbes Life в пресс-службе кинотеатра.

«На ошеломительный успех «Чебурашки» сработал образцовый маркетинг и бренд самого Чебурашки. Обаяние героя трудно отрицать, а после январских праздников ему помогает двигаться и сарафанное радио. «Чебурашку» смотрит уже не только таргетная семейная аудитория, но и те, кто заинтересовался феноменом фильма», — говорит Зинякова.

Многие увидели в «Чебурашке» спасителя российского кинопроката, который не только просел из-за ухода голливудских студий, но и до этого страдал от последствий пандемии. Однако, по словам главы Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, фильм всего лишь позволил кинотеатрам частично закрыть свои долги, на 15 октября составлявшие 4,6 млрд рублей. «Таких фильмов должно быть десять в год, для того чтобы кинотеатры смогли зарабатывать только на российском кинопрокате. <...> Даже «Чебурашке» с его рекордными сборами в одиночку положение не спасти», — считает Воронков. По расчетам прокатчиков, в 2023 году российские фильмы соберут еще на 10–15% меньше, чем в 2022-м. 

 

Однако есть и оптимистичная точка зрения: в сети «КАРО» считают успех «Чебурашки» свидетельством растущего доверия зрителя к российскому кино — и готовности идти на другие подобные релизы.

Как Чебурашка и Гена стали популярными героями

Ключевой фактор популярности фильма — культовый статус самого персонажа из книжек Успенского и особенно мультфильмов Романа Качанова. Кукольный «Крокодил Гена» (1969) и три его сиквела относятся к тем мультфильмам, которые приобретают новую ценность по мере взросления зрителей. Она и в афоризмах Успенского, легко входящих в повседневную речь («Строили, строили и наконец построили»), и в узнаваемом сеттинге. Качанов создал для зрителя уютную игрушечную версию позднего СССР с пионерами и типовыми панельными домами. Характерно, что в центре сюжета первого мультфильма — строительство «Домика друзей», участники которого становятся друзьями в процессе. Очень в духе советских 1960-х.

Простота-гениальность мультфильмов Качанова — Успенского и в их центральной теме борьбы с одиночеством («Молодой Кракодил хочет завести себе друзей»). Ее легко считают даже маленькие дети, а взрослые понимают глубже. Истинный главный герой, конечно, Гена, меланхоличный интеллигент, тоже обрисованный вполне в духе времени. Остроумный замысел, где животные в зоопарке — просто сотрудники, которые ходят туда на рабочую смену, тоже вызывает отклик в любом взрослом зрителе. 

Кадр из фильма «Чебурашка»

То, как загадочный Чебурашка врывается в жизнь скучающего гиганта Гены, напоминает сцену из легендарного «Подкидыша» (1939) по сценарию Агнии Барто: там заблудившаяся пятилетняя девочка забрела в квартиру геолога в исполнении Ростислава Плятта. Попав под обаяние ребенка, скромный холостяк открывает в себе доброту и заботливость. Так же и Гена, обретя милого и беззащитного друга, преображается из сомнамбулы в энтузиаста, который изо всех сил творит добро. 

Он не только помогает самому Чебурашке, но и спасает детей от опасностей, становится строителем и борцом против загрязнения природы. С динамикой отношений Чебурашки и Гены перекликается сюжетная рамка главного международного хита современной российской анимации — «Маши и Медведя», где добродушный увалень становится опекуном шаловливого ребенка.

 

Сам Чебурашка — одновременно дитя и животное; здесь просматривается мысль, что питомцы, как и дети, учат взрослых добру. Но особенным его делает загадочность — ни он, ни окружающие не понимают, к какому биологическому виду он принадлежит и где он обитает. В чем-то он «малыш Йода» из «Мандалорца», а в чем-то и «недотыкомка» из «Мелкого беса», только со знаком плюс — в романе Федора Сологуба зверек-фантом подначивал главного героя делать гнусности, а Чебурашка наоборот.

Кстати, зло в этом художественном мире — дело наносное. Старуха Шапокляк, на первый взгляд злодейка, со временем проникается симпатией к главным героям и оказывается скорее трикстершей (трикстер — архетип в мифологии и фольклоре; плут, ловкач, хитрец. — Forbes Life), которая делала гадости не из-за аморальности, а из скуки. «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было, — говорил совсем другой персонаж Успенского. — А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу, чтоб жить веселей». У Шапокляк зверюшка есть изначально.

Успех мультфильмов про Чебурашку — это еще и дело рук художника-постановщика Леонида Шварцмана. Главные персонажи вышли обаятельными, эмоциональными, а главное, узнаваемыми. Любой, кто хоть раз видел Чебурашку, может нарисовать его одной линией карандаша или изобразить пантомимой. Эта легкая воспроизводимость возвела персонажа в ранг главных мемов советской культуры. Но ценится он и далеко за пределами бывшего СССР — чего стоит хотя бы его популярность в Японии, где о персонаже по имени Тэбурасика сняли несколько мультфильмов, в том числе покадровый ремейк «Крокодила Гены». 

Считается, что японцам он пришелся по душе, потому что похож на местных пушистых маскотов, персонажей аниме («Это что за покемон?») и традиционного фольклора. Это еще одна перекличка с «Машей и Медведем», чью популярность в мусульманских странах объясняют нарядом героини, который укладывается в нормы шариата. Но в обоих случаях простого визуального совпадения было бы недостаточно — дело в универсальности сюжетов и их остроумном исполнении.

 

Чебурашка переезжает в Сочи

Чем удачнее оригинал, тем труднее сделать его адаптацию. Создание ремейка или перезапуска — непростая игра, в которой авторы вынуждены жертвовать какими-то элементами первоисточника, найти им интересную замену и создать новый смысл. Авторы фильма — режиссер Дмитрий Дьяченко («О чем говорят мужчины», «Последний богатырь») и команда продюсеров и сценаристов из компании Yellow, Black and White («Кухня»,  «Холоп»). Люди, знающие, как сделать успешный зрительский продукт, взялись за сиквел по принципу «лес рубят — щепки летят».

Само решение сделать Гену человеком и пригласить на эту роль Сергея Гармаша — не такое уж удивительное для игровой адаптации. Ведь в оригинале крокодил был не диковинным хищником, а рядовым жителем города. Куда более заметное изменение — поменять среду вокруг с типичной на экзотичную. Гена живет в экстравагантном особняке в Сочи и работает в дендрарии с тропическими растениями. Действие не выходит за пределы цветущего курорта, что делает фильм очень приятным на глаз, но в чем-то даже более сказочным, чем история о говорящем крокодиле. CGI-версия Чебурашки поселилась в краях, куда россияне в лучшем случае приезжают в отпуск.

Лиричного крокодила Гену авторы нового фильма разменяли на угрюмого вдовца, который старается наладить отношения со взрослой дочерью. Гена был патологически добр и охотно принимал дружбу Чебурашки — персонаж Гармаша холоден и жесток. Чебурашка для него — сперва вынужденный союзник, а уже потом друг. По ходу сюжета он даже предает милого зверька; это, конечно, вынужденно, и потом Гармаш искупает вину — но осадок остается.

История современного Гены скроена по голливудским лекалам: герой проходит через колоссальный внутренний кризис, пускает мужскую слезу и исправляет старые ошибки. Мультфильмы Качанова знакомили детей с легкой меланхолией, фильм Дьяченко — с депрессией и смертью. 

 

Обаяние оригинального Чебурашки во многом строилось на его загадочном происхождении — да, он прибыл откуда-то с юга в ящике с апельсинами, но это было скорее синонимом «взялся ниоткуда». Теперь же происхождение героя изложено подробно: жил на цитрусовой плантации в Испании, чудом избежал гибели от удара лопатой, был подхвачен смерчем и принесен в Россию. В мультфильме Чебурашка с ходу овладевал русским языком и некоторой субъектностью, здесь же он больше похож на младенца-подкидыша, который добрый час экранного времени адаптируется к миру людей.

Если в оригинале Чебурашка собственноручно раскрывал в крокодиле его лучшие черты, здесь для этого требуются многочисленные дополнительные стимулы: натянутые отношения Гены с дочерью и многочисленные козни Шапокляк (здесь это циничная бизнесвумен в исполнении Елены Яковлевой). Приключения Чебурашки большую часть времени развиваются где-то в стороне от основного сюжета, пока их не связывает еще один персонаж — внучка Шапокляк, которая очень хочет себе милого ушастого питомца. То, как героиня Яковлевой стремится заполучить Чебурашку, напоминает скорее не о советской Шапокляк, а о диснеевской Круэлле.

Кадр из фильма «Чебурашка»

Главное, чем пожертвовали Yellow, Black and White, — добродушие, пронизывающее классические рассказы и мультфильмы о Чебурашке. Главное, что приобрели «надежный» прибыльный продукт, сделанный по-голливудски. Он и в условиях нормальной конкуренции собрал бы приличную кассу и понравился бы большинству. Зрители склонны хорошо отзываться о детских фильмах — достаточно, чтобы самим детям было весело. Им и правда весело, но шквалы детского смеха приходятся на туалетные шутки и всплески насилия в духе «Тома и Джерри». Кстати, в этом детском фильме есть и персонаж-ребенок, который при этом практически не участвует в сюжете.

Голливудский опыт учит, что в подобных фильмах обязателен фан-сервис — отсылки к оригиналу. Они здесь, конечно, есть — Гармаш играет на гармошке у прохожих на виду, а в финале Яковлева является с повинной в наряде, точь-в-точь повторяющем каноничный лук Шапокляк. Только вот фразу «Я больше не буду» зритель от нее не слышит, как и множества других афоризмов, которые запросто вписались бы в фильм. Зато есть экранизация бородатого анекдота с фразой «Снимите этого с руля». Спасибо, что не «Крокодил в ванной».

 

Фильм «Чебурашка», с одной стороны, заслужил свой успех, с другой — получился удобной мишенью для критики. Но одна его заслуга очевидна и бесспорна: он подтвердил и укрепил народную любовь к своему персонажу. Чего стоит только новость о выросших продажах игрушечных Чебурашек.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+