«Фандорин. Азазель»: что не так с новой экранизацией известного романа Бориса Акунина
Кинокомпании «Лунапарк» и «Плюс Студия» специально для «Кинопоиска» создали новый сериал «Фандорин. Азазель», снятый по мотивам романа Бориса Акунина. «Азазель» — это первая книга Акунина из серии, рассказывающей о жизни и приключениях сыщика Эраста Фандорина. Каждый роман из этого цикла представляет собой детектив разного жанра. Например, «Азазель» — это конспирологический детектив, потому что весь сюжет завязан на политических интригах, заговоре секретной организации и шпионских расследованиях.
В романе Акунина действия происходят в Москве в 1876 году. Молодой, скромный, но очень удачливый и обаятельный сыщик Эраст Фандорин служит в полицейском управлении. Ему поручают заняться очень странным делом — внезапно богатый студент, наследник многомиллионного состояния, совершает самоубийство. Фандорину нужно выяснить, почему он решил покончить с собой и кто на самом деле стоит за этой смертью.
Эраст довольно быстро узнает, что студент не совершал самоубийство. На самом деле его убил наемник по имени Азазель, которого в полиции называют белоглазым из-за необычного цвета зрачков. Азазель каким-то образом связан с крупной подпольной организацией, которая плетет интриги против государства и планирует масштабный заговор. Эраст Фандорин должен узнать, что планируют делать преступники, и остановить их.
Сериал «Фандорин. Азазель» снят именно по мотивам романа, потому что сюжет экранизации сильно отличается от книги. Сценаристы Сергей и Никита Поповы и режиссер Нурбек Эген перенесли события в альтернативную Россию 2023 года. Государственный переворот в 1917-м не увенчался успехом, и большевики не пришли к власти, поэтому в стране сохранилась монархия. Российской империей правит император Николай III (Максим Матвеев), а его указы исполняет премьер-министр Дмитрий Орлов (Евгений Стычкин).
При этом в стране произошла серьезная технологическая революция. Основные события сериала разворачиваются в Санкт-Петербурге, застроенном вдоль и поперек современными небоскребами. Жители Российской империи пользуются модными смартфонами локального бренда, ездят на отечественных навороченных машинах и мотоциклах, а о своей жизни рассказывают в российской соцсети «Портретъ». Зато социальные статусы, непосредственно язык, чины, государственные организации не претерпели изменения. Структура общества и коммуникации россиян остались на уровне конца XIX века.
Пожалуй, альтернативная Россия с шутками о безумных аргентинцах, которые сделали мавзолей Ленина, где люди фотографируют его мумию, и нарочито устарелой речью — это единственно удачный ход в сериале «Фандорин. Азазель». Забавно наблюдать за нелепым и трусливым императором, который совершенно не умеет управлять страной и не знает, что ему делать с браком. Хорошо смотрятся современные роботы, которые работают как полицейские городовые на улицах Санкт-Петербурга, когда вокруг ходят чиновники и служащие в старомодных кителях. Занятно передана атмосфера сыскного отдела полиции, который, с одной стороны, стал очень технологичным, а с другой — остался традиционно ленивым и нарочито маскулинным.
При этом в сериале полно совершенно неуместных и несмешных шуток о монархии и общественном строе. Например, император Николай III с досадой, выпивая виски из горла, говорит: «Даже изменить жене не могу, как обычный российский мужик». Мол, мужики изменять могут, и это совершенная норма, а ему — бедному императору — не дозволено ходить налево, потому что он поцелован Богом и за ним следит весь народ. Другой герой заявляет Эрасту Фандорину (Владислав Тирон), что не надо с восторгом смотреть на танцующих девушек в клубе, потому что это, мол, разве достойные женщины, заслуживающие внимания. Получается, что независимо от политического строя в стране сохраняется шовинизм, сексизм и объективация.
Голая героиня Кати Варнавы, стоя с бокалом шампанского, зачем-то предлагает мужу помолиться за студента, совершившего самоубийство. Выглядит это не как качественная ирония над напускной святостью Российской империи, утопающей при этом в вечеринках и разврате, а как очередное неуместное оскорбление чувств верующих, за которым наверняка снова последует разбирательство с РПЦ. Хотя буквально пару месяцев назад «Кинопоиск» уже выяснял отношения с этой инстанцией из-за сериала «Монастырь» с Настей Ивлеевой. Видимо, склоки с РПЦ — это новый пиар-ход, который позволяет продвинуть проект.
Но даже если не придираться к мелким деталям, а смотреть на «Фандорина. Азазеля» в целом, сериал не доставляет никакого удовольствия. Главная причина — актерская игра. Основные роли в проекте достались довольно молодым и малоизвестным актерам. Владислав Тирон, Святослав Рогожан, Мила Ершова, Милена Радулович играют настолько слабо, что, честно говоря, интерес к сюжету пропадает на пятой минуте. Неестественные диалоги, напыщенные ужимки, нереалистичные позы и жесты напоминают сериалы нулевых по «СТС», которые все смотрели как бессмысленную жвачку, ведь это не имеет никакого отношения к реальности с точки зрения поведения и мотивации героев. «Фандорин. Азазель», судя по уровню продакшена, явно претендует не на звание второсортного сериала для скучающих домоседов. Но при этом совершенно не увлекает зрителя. Верить героям проекта невозможно, даже если очень хочется.
Сюжет тоже не спасает экранизацию. Детектив должен увлекать и затягивать, зритель должен смотреть одну серию за другой, изнемогая от желания узнать, кто же стоит за убийствами и тайными заговорами. Но при просмотре «Фандорина. Азазеля» возникает только безразличие. За кого нужно переживать, кто должен вызывать симпатию, а кто отвращение, чем грозят все эти интриги и смерти, совершенно непонятно, поэтому плевать, чем дело кончится. В детективах сюжет не может так долго закручиваться. Это должен быть локомотив шокирующих и загадочных событий, который летит на полной скорости так, что с него невозможно сойти. Но в данном случае это скорее дедушкин «Москвич», который пятеро соседей по даче пытаются дотолкать до гаража.
И конечно, очень неуместной выглядит политическая линия в сериале. Премьер-министр, император и главнокомандующий армии спорят, нужно ли ввязываться в войну в Персидском заливе, потому что альтернативная Россия — это вообще-то очень гуманное государство, которое больше всего печется о безопасности людей. Николай III спорит с дядей (именно так император во дворце называет главнокомандующего армией при всех подчиненных) по поводу поддержки и защиты своих соседей и стратегических партнеров, потому что не хочет допустить гибель невиновных людей. Лучше поставить в страну, где идет конфликт, гуманитарную помощь. В сегодняшних обстоятельствах эти диалоги звучат совершенно иначе, чем могли бы. Возможно, если бы сюжет затягивал и отвлекал зрителя от реальности (а ведь за тем люди и смотрят кино — чтобы отключиться от насущных проблем), политика Российской империи в «Фандорине. Азазеле» не вызывала бы таких ассоциаций с нынешней политической ситуацией, но к сожалению, избавиться от ассоциаций не удается.
В 2002 году студия «ТРИТЭ» сняла очень удачную экранизацию романа «Азазель» с Ильей Носковым, Сергеем Безруковым, Мариной Нееловой и Олегом Басилашвили в главных ролях. И, пожалуй, лучше пересмотреть этот сериал 20-летней давности, который обходит «Фандорина. Азазеля» и по сюжету, и по актерскому составу.